Игнатий Ростовцев - На краю света. Подписаренок

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "На краю света. Подписаренок"
Описание и краткое содержание "На краю света. Подписаренок" читать бесплатно онлайн.
Повествование Игнатия Ростовцева знакомит читателя с картинами жизни русского народа предреволюционных лет. Устами своего героя, деревенского мальчика Кеши Трошина, автор подробно рассказывает о быте и нравах одного из глухих мест Восточной Сибири, что «в пяти днях обозного пути по Енисею от Красноярска». Писатель воскрешает страницы истории сибирского крестьянства, напоминает о живых нравственных уроках нашего прошлого.
Оказывается, они проживали в 1814 году во многих деревнях Новоселовской волости. Одни оседло (98 душ), а другие вели кочевой образ жизни (184 души). Деревни на левом берегу Енисея, в которых проживали эти ясашные — Кузурба, Бараит, Малый Имыш и другие, меня не интересовали, а интересовали деревни на правом берегу, которые входили теперь в нашу Комскую волость. И тут оказалось, что больше всего этих ясашных проживало в то время в нашей Черной Коме. Их было здесь больше двадцати человек. И среди них имелся даже князек Никита Григорьевич Тахтараков с детьми и братьями (десять душ). А потом еще две семьи Дружининых (восемь душ) и Еремеевых (три души). И жили они хлебопашеством. Сам князец Тахтараков пахал три с половиной десятины, а его родственники две с половиной. Сверх хлебопашества они занимались еще звероловством и рыболовством, «но не изобильно». И хотя эти Тахтараковы, Дружинины и Еремеевы проживали тогда в Новоселовской волости, но в ведомости было записано, что они являются инородцами Яринской землицы, Тинской волости.
А в Медведевой, оказывается, в то время жило только двенадцать ясашных. И считались они почему-то не Яринской, а Камасинской землицы, Угумакова улуса. У них тоже имелся свой князец — Евтифей Шемелихин. Из этих двенадцати камасинцев восемь человек были одной фамилии — Тахтиных. Один из них — Иван Степанович Тахтин — проживал не в Медведевой, а в Теси. Жил он там «в сроку». Это, как мне объяснил Кузьма Кузьмич, значит, что он жил там в работниках. А хлеб ясашные в Медведевой почти не сеяли. Жили главным образом «рыбным и звериным промыслом». Только Тахтины пахали полдесятины озимого и полдесятины ярового…
Кроме Черной Комы и Медведевой, ясашные инородцы проживали еще в Улазах. Их было здесь десять душ, и считались они инородцами Яринской и Качинской землицы. А в Безкише их было только пять Душ. За рекой ясашных проживало больше всего в Кузурбе (тринадцать душ). Они были тоже Яринской землицы и Ачинского комиссариатства.
Наконец я с грехом пополам переписал эту ведомость. Кузьма Кузьмич взял ее и начал подчеркивать в ней красным карандашом какие-то места. Наподчеркивал, отложил в сторону и сказал:
— Очень хорошо! Теперь я дам тебе другое дело. Тоже об ясашных. И такое же старое, как и это.
И он вручил мне дело «Об учинении выправки о всех нациях и какого исповедания».
Выправка об ясашных в этом деле была небольшая. И написана была разборчиво. Во всяком случае, я прочитал ее без особенных затруднений, хотя и не совсем уверенно. Кузьма Кузьмич следил за мной, одобрительно поддакивал и в заключение сказал: «Вот так и перепиши».
Тут я, заикаясь и заплетаясь, сказал, что я ведомость о ясашных переписал, как вы говорили, хорошо, а оказалось там что-то неладно, и вы всю ее перечеркали красным карандашом. Теперь я напишу эту выправку, а в ней окажется тоже что-нибудь не так…
— Об этом не беспокойся, — сказал Кузьма Кузьмич. — Ошибок в твоей выписке я не нашел и сделал в ней отметки для себя. Так что спокойно продолжай работу. Ты говоришь, мать у тебя из Черной Комы?
— Из Черной Комы.
— А из какой она фамилии?
— Из Тахтиных.
— Тогда внимательно читай эти ведомости. Может быть, найдешь в них кого-нибудь из своих предков по матери.
Теперь я взялся за это второе дело. Оно относилось уже к 1819 году. Новоселовское волостное правление доносит в нем Красноярскому земскому суду, что в селениях Новоселовской волости ясашных язычников шаманского закона не имеется, а имеются ясашные греческого вероисповедания, обзаведшиеся домохозяйством, хлебопашеством и скотоводством.
И дальше давался подробный реестр с перечислением подушно всех ясашных в каждой деревне. Из этого реестра видно, что в Черной Коме проживает тридцать один человек ясашных Яринской землицы, Абалакова улуса, князьца Никифора Тахтаракова, а в Безкише — пять душ той же землицы и того же улуса, князьца Бачатова. Дальше перечислялись деревни на левом берегу Енисея: Имыш — три души, Кузурба — одиннадцать душ, Марьясова — двадцать две души, Бараит — шесть душ.
Среди чернокомских ясашных в этой выправке числился Иван Тахтин с сыновьями Сергеем и Тимофеем. Тут я сообразил, что Иван Тахтин является моим прадедом по мамоньке, а его сын Тимофей — мой родной дедушко. И как только я догадался об этом, мне сразу стало интересно читать и переписывать все эти ведомости и реестры о ясашных инородцах.
Поэтому я с особым рвением взялся за следующее дело «О доставлении сведений об инородцах», относящееся уже к 1854 году. Минусинский земский исправник 30 мая 1854 года приказал Новоселовскому волостному правлению «всенепременно через одну неделю представить ему сведения о всех проживающих в оной волости деревнях и селах — как в срочных работах (то есть в работниках), так и своими юртами — инородцах прежде бывшего Качинского ведомства и составить на них посемейные списки с указанием, какая семья к какому роду принадлежит».
На это приказание волостное правление представило земскому исправнику «Сведения о проживающих в волости инородцах». В этом списке по деревне Черная Кома числится четырнадцать дворов инородцев Качинской степной думы Тинского улуса. На все четырнадцать дворов в деле имелись посемейные списки с полным перечислением всех членов семей каждой фамилии. Из них меня больше всего интересовала, разумеется, семья моего дедушки Тимофея Ивановича Тахтина. Ему было в это время уже сорок два года. У него была жена Дарья Семеновна тридцати трех лет и несколько детей. Но моей мамы, тетки Татьяны, дядьев Екима, Савоси и Ефима в это время на свете еще не было. Они родились позже от бабушки Апросиньи, на которой дедушко женился после смерти Дарьи Семеновны.
Я помнил немного своего дедушку Тимофея. Когда я был еще совсем маленький, мы по дороге в Кому заехали с мамой к ним. Дело было зимой. На дворе трещал сильный мороз. В избе у дедушки было сильно натоплено. И почему-то было много народа. Я еще не понимал тогда, что у дедушки была огромная семья, три женатых сына. И все жили в одной избе, одной семьей. Дедушко сидел на кровати в полушубке, с трубкой в зубах и всеми распоряжался. Говорил он негромко, но наставительно. И все его почтительно слушали. Помню еще, что нас угощали за чаем намоченным на квасу маком и мелко накрошенным, настоянным на соленой воде чесноком, куда надо было макать хлеб, как в сметану. Судя по всему, это было в великий пост. На меня в доме дедушки никто не обращал внимания. Никто меня не приласкал, никто со мной не поговорил. Всем было почему-то не до меня.
Теперь я стал соображать, сколько лет могло быть в то время моему дедушке. В 1854 году ему было сорок два года, а увидел я его лет четырех-пяти, в 1903 или 1904 году. Значит, дедушке было в это время более девяноста лет.
А дальше у Кузьмы Кузьмича шло дело от 24 ноября 1858 года «Об инородцах, оседло живущих между крестьянами». Это дело касалось прямо моего дедушки. Я его быстро переписал и легко запомнил. Минусинский земский исправник послал Новоселовскому волостному правлению приказание, чтобы волостному правлению «с получением сего тотчас же предписать всем сельским старшинам, чтобы они немедленно отобрали подписки от проживающих оседло в их деревнях инородцев, особо от тех, кои желают поступить в крестьянское звание, и особо от тех, кои не желают… По собрании подписки эти немедленно представить ко мне, причем вменить в обязанность всем сельским старшинам, что если кто из проживающих в их деревне инородцев не изъявит желания поступить в крестьянское звание, то тех инородцев, не давая им ни пахотных, ни сенокосных угодий, тот же час выслать на жительство в места их причисления».
И в этом же деле имеется «подписка» от 12 октября 1858 года о том, что «мы, нижеподписавшиеся, Минусинского округа, Июсской инородной управы, старо-июсского рода, проживающие в деревне Чернокомской, Павел Васильевич Тахтараков, Тимофей Иванов Тахтин, Ермил Гавриилов Еремеев, Иван Осипов Тахтин, дали сию подписку Новоселовскому волостному правлению в том, что желаем поступить в оседлые крестьяне по деревне Чернокомской, а потому и просим покорнейше Новоселовское волостное правление причислить нас в крестьянское сословие. В том и подписуемся… К сей подписке личною просьбою неграмотных инородцев Павла Тахтаракова, Тимофея Тахтина, Ермила Еремеева и Ивана Тахтина руку приложил сельский писарь Иван Михайлов Жихов.
При даче сей подписки был и печать мне вверенную приложил безкишенский старшина Ростовцев».
Я писал все эти ведомости об ясашных инородцах и никак не мог понять, почему мои прадеды и деды, пока они жили в Медведевой, были Камасинской землицы, а когда переехали в Черную Кому, стали уже Яринской землицы. А по последнему делу «Об инородцах, оседло живущих между крестьянами» сделались потомками какого-то «старо-июсского рода». Но расспрашивать об этом Кузьму Кузьмича я постеснялся. А потом, главным для меня в этом было не то, какой землицы был мой дедушко — Камасинской, Яринской или потомком старо-июсского рода, хотя я и решил почему-то, что он был потомком камасинцев. Главным для меня в этом было то, что хотя мой дедушко и был камасинской родовы, но с молодых лет врос в русскую нацию, а потом окончательно перешел в русское крестьянское сословие. Он, видимо, еще с детства, еще в Медведевой, обрусел, был два раза женат на русских женщинах, и его дети, в их числе и моя мама, были совсем русскими и слыхом ничего не слыхали о Камасинской землице и Угумаковом улусе, откуда происходил дедушко. О камасинцах мне хотелось расспросить Кузьму Кузьмича поподробнее, но я не осмелился заводить с ним разговор об этом и спросил его только о том, где находился в свое время этот Угумаков улус. Этот улус находился, оказывается, на самом юге нынешнего Канского уезда на реке Мане, где степные места переходят в непроходимую Саянскую тайгу. Видать, мои предки по дедушке обитали в этой тайге, пока не осели в нашей Медведевой и здесь окончательно слились с русскими.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "На краю света. Подписаренок"
Книги похожие на "На краю света. Подписаренок" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Игнатий Ростовцев - На краю света. Подписаренок"
Отзывы читателей о книге "На краю света. Подписаренок", комментарии и мнения людей о произведении.