» » » » Николай Ясаманов - Занимательная климатология


Авторские права

Николай Ясаманов - Занимательная климатология

Здесь можно скачать бесплатно "Николай Ясаманов - Занимательная климатология" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Прочая научная литература, издательство Знание, год 1989. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Николай Ясаманов - Занимательная климатология
Рейтинг:
Название:
Занимательная климатология
Издательство:
Знание
Год:
1989
ISBN:
5-07-000098-5
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Занимательная климатология"

Описание и краткое содержание "Занимательная климатология" читать бесплатно онлайн.



Книга посвящена важнейшей проблеме современности, волнующей людей всего мира, - изменению климата нашей планеты. Читатель узнает, каким образом климат и погода воздействуют на человека и развитие человеческого общества, на возникновение стихийных бедствий и эпидемических заболеваний. Особое внимание автор уделяет проблемам точного прогнозирования, имеющим важное народнохозяйственное значение. Интересны также размышления автора о народных приметах и о роли животных и растений в предсказаниях погоды. Книга адресована слушателям народных университетов естественнонаучных знаний и широкому кругу читателей.

Ясаманов Николай Александрович - доктор геолого-минералогических наук, профессор, главный научный сотрудник МГУ имени М. В. Ломоносова, автор более 160 научных работ, в том числе 10 книг.






 Вода на Земле распределена весьма неравномерно. Имеются районы повышенной увлажненности и территории, где воды просто не хватает. Подсчитано, что количество земель в мире, для которых требуется орошение, составляет 470 млн. га, а значит, необходимо изымать из общего оборота воды около 25 % ее годового стока.

 При строительстве крупных долговременных ирригационных сооружений и при проведении мелиоративных работ важно учитывать изменение климата. Во многих странах, расположенных в засушливом климате, поливное земледелие является основой экономики. От него зависят жизнь населения и мощь государства. Поэтому знание климатических изменений и правильные прогнозы климата будущего имеют огромнейшее значение при проектировании и сооружении водохранилищ и гидроэлектростанций.

 Создаваемые руками человека водохранилища оказывают существенное влияние на микроклимат прилегающей территории. Изменяется не только ландшафт местности, но и гидрометеорологические условия. Оказалось что в районах избыточного увлажнения влияние водохранилищ на климат не столь значительно, как в условиях засушливости. Многолетние исследования, проведенные на каскаде днепровских водохранилищ, показали, что суховеи, т. е. развитие сухих ветров с температурой воздуха более 25 °С, вблизи водохранилищ практически отсутствуют, но их число и продолжительность возрастают по мере удаления от водохранилища. Под влиянием значительной площади воды температуры на прилегающих территориях в дневное время обычно уменьшаются на 2- 3°, но ночью температура бывает выше. Водохранилища сглаживают амплитуды суточных температур почти вдвое. Исследуя воздействие водохранилищ на климат, ученые выделили две зоны: в первой влияние водохранилища проявляется систематически, во второй воздействие носит эпизодический характер. Крупные водоемы увеличивают влажность воздуха, снижают температуру в 5- 6-километровой прибрежной зоне. Однако важно и то, что водохранилища уменьшают количество осадков в прилегающей 50-километровой зоне в наиболее важный для ведения сельскохозяйственных работ период времени - с мая по июнь.

 Климат влияет и на рыбное богатство в океанах. Замечено, что в последние годы добыча рыбы резко сократилась. Несмотря на предпринимаемые усилия, в том числе и ввод в действие мощной и усовершенствованной техники, улов рыбы гак и не растет в желаемых размерах. Так, в 30-е годы этот рост составлял почти 7 %, в 60-е годы - 6 %, а в 70-е годы упал до 1 %. Сильно сократились уловы анчоуса, сельди, трески и многих других сортов рыбы. В чем же дело? Оказалось, что во всем виноват климат, вернее, его изменения, которые вызвали не только миграции косяков рыбы, но и существенно сократили их численность. Во время потепления усиливаются перемещения к северу некоторых пород рыбы. Но не только повышение температуры сыграло здесь роль, а главным образом изменение в связи с этим объема фитопланктона, являющегося основным кормом для океанских рыб. Вот каким образом менялся улов трески у западных берегов Гренландии в XX в. В 1908-1910 гг. в прибрежных водах треска практически отсутствовала, так как температуры здесь были довольно низкими. Однако в связи с потеплением в 1912 г. количество трески возросло и ее выловили 24 тыс. т. В 30-е годы улов вырос до 70 тыс. т, а в 50-60-е годы - до 450 тыс... В последующие годы, как только произошло похолодание, треска у берегов Гренландии стала исчезать, и ныне ее лов запрещен. Однако с повышением температур в ближайшее время в этом районе лов трески, видимо, возобновится. Отмечено, что численность норвежской сельди, японской и адриатической сардины возрастает в периоды потеплений климата и сильно сокращается при похолодании. Более определенно устанавливается связь между климатом и рыболовством во внутренних водоемах, более подверженных действию тепла или холода. Повышение температуры воды способствует быстрому размножению и росту рыб и, следовательно, возрастанию количества рыбных запасов. Недаром в прудах вблизи теплоэлектростанций разводят рыбу, которая за очень короткий отрезок времени нагуливает значительный вес.

 Климат является «главным архитектором» при строительстве объектов различного назначения практически во всех климатических зонах. Если в тропических и экваториальных условиях возводятся здания облегченной конструкции и главное внимание уделяется вентиляции внутренних помещений и кондиционированию в жаркий период времени, то в странах с холодным климатом здания необходимо утеплять и отапливать зимой. Естественно, что все это приводит к удорожанию строительства и эксплуатации промышленных и гражданских сооружений. Подсчитано, что изменение температуры воздуха всего на 1°, а осадков всего на 10 % приводит к дополнительным расходам на жилищное строительство и отопление зданий примерно на 10 млрд. дол.

 Предстоящие климатические изменения надо учитывать при проектировании всех сооружений. Эффективное использование климатической информации дает возможность сокращать расходы на строительство и теплоизоляцию зданий. Ошибки в любом направлении приводят к большому перерасходу денежных средств.

Транспортная метеорология

Работа любого вида транспорта зависит от погоды и климата. Но самое сильное воздействие погоды испытывает на себе воздушный и водный транспорт. Это связано с тем, что многие атмосферные явления представляют для них опасность. Чтобы обезопасить полеты, пришлось проделать большую работу по переоснащению метеорологических станций. Широко используются достижения радиотехники, электроники, телемеханики, усовершенствована методика прогноза погоды, а воздушные и морские суда снабжаются сложнейшими и точнейшими аэронавигационными устройствами.

 Погодные условия нарушают регулярность полетов. Это приводит не только к задержкам рейсов и переносу их на более поздние сроки, но и к значительным материальным потерям. При неблагоприятной погоде увеличивается продолжительность полета, а значит, авиакомпании несут дополнительные затраты на топливо, расходуются моторесурсы авиалайнеров. Авикомпании США и Великобритании ежегодно из-за непогоды теряют до 5 % годового дохода.

 Какие же метеорологические условия препятствуют выполнению полета. Это завихрение воздуха, вызывающее болтанку самолета, грозы, град, обледенение самолета, пыльные и песчаные бури, шквалы, смерчи, туманы, снежные метели и сильные ливни.

 В гражданской авиации сложными считаются следующие метеорологические условия: высота облаков менее 200 м, дальность видимости менее 2 км. В военной авиации ограничения по сложности метеорологических условий менее жесткие. Существуют так называемые всепогодные самолеты, оснащенные для полетов в сложных метеорологических условиях совершенной аппаратурой. Но даже и в этом случае существуют свои ограничения, так как полная независимость полетов от условий погоды практически отсутствует.

 В климатологии обособилось прикладное направление - авиационная климатология, изучающая влияние климатических факторов на авиационную технику и деятельность авиации. В авиационной климатологии разрабатываются методы расчета климатических показателей, характеризующих условия полетов, которые учитываются при полетах самолетов и эксплуатации аэродромов, анализируются климаты разных территорий планеты применительно к авиации.

 С древнейших времен мореплавание связано с погодой. В эпоху парусных судов главнейшими метеорологическими элементами, влияющими на условия плавания, были направление и сила ветра, волнение моря и штормы. С вводом в обиход паровых и дизельных судов зависимость мореплавания от этих факторов снизилась, но воздействие других осталось практически без изменения. Кроме ветра и волнения моря, на плавание морских судов оказывают влияние горизонтальная дальность видимости и все явления, ухудшающие ее,- туман, облачность, осадки. Моряков очень интересует температура воздуха и поверхность моря, наличие морских плавающих льдов - айсбергов, направление и интенсивность морских течений, ледовая обстановка в высоких широтах. Важное значение имеют для мореплавания грозы и кучево-дождевые облака, из-за которых возникают водяные смерчи и сильные шквалы. В тропических водах опасаются воздействия на морские суда тропических циклонов. Погода для моряков - прежде всего фактор безопасности, а затем экономический и комфортабельный.

Город и климат

Многим хорошо известно, что температура в крупных городах и в поселках, имеющих промышленные предприятия, на несколько градусов выше, чем в сельской местности. Приземный слой воздуха в городе нагревается в дневное и ночное время дополнительно на 1-2°. Например, температура в центре Москвы почти на 2° выше, чем на ее окраинах. Над крупными городами обнаружены своеобразные смены температуры. Оказалось, что в холодное время года вместо закономерного понижения температуры воздуха с высотой наблюдается ее повышение. Это явление объясняется довольно просто, тепло городов как бы «отапливает» атмосферу.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Занимательная климатология"

Книги похожие на "Занимательная климатология" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Николай Ясаманов

Николай Ясаманов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Николай Ясаманов - Занимательная климатология"

Отзывы читателей о книге "Занимательная климатология", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.