Мария Залесская - Замки баварского короля

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Замки баварского короля"
Описание и краткое содержание "Замки баварского короля" читать бесплатно онлайн.
Людвиг II Баварский — трагичная, величественная, оболганная фигура… Зачем он возводил непостижимо прекрасные замки, тратя на это колоссальные средства? Потому, что был безумен? Автор этой книги доказывает, на материалах личного исторического расследования, что заключение о психической неполноценности было лишь жалкой клеветой на венценосного монарха, основанной на ложных донесениях слуг. Людвиг II, с детства одаренный талантом архитектора, постигший орденские предания о Святом Граале, духовный сподвижник Рихарда Вагнера, созидал своими замками Небесную Баварию — земное воплощение сокровенных таинств, завещанных ему подвижниками прошлого. И сами обстоятельства жестокой гибели «лебединого рыцаря», как называл себя Людвиг II, фальсифицированные современниками и похороненные в закрытых архивах, предстают на страницах этой книги совсем иными, чем принято считать.
Все остальные павильоны парка расположены по периметру дуги вокруг замка. Но начнем мы осмотр, пожалуй, с самого колоритного и оригинального — с Грота Венеры. «Франция» остается позади — в помещениях замка и партерах вокруг него. Слащавая французская искусственность никак не вписывается в величественную, суровую и прекрасную баварскую природу, окружающую Линдерхоф: Людовик XIV вновь «склоняется» перед гением вагнеровской музыки, и первый «свидетель» тому — Грот Венеры. Он был построен в 1876— 1877 годах известным ландшафтным архитектором, «творцом ландшафтов», как его называли, Августом Дириглем. Помните его Грот в Нойшванштайне? В Линдерхофе идея создания искусственного грота доведена до совершенства. Рукотворная сталактитовая пещера с озером и водопадом была первоначально предназначена для постановки первого акта оперы Вагнера «Тангейзер». Художник и декоратор Франц фон Зайтц (von Seitz; 1817—1883) специально сконструировал челн в виде золотой раковины; для подсветки воды и различных световых эффектов было проведено электричество. Вход в Грот также регулировался с помощью хитроумного электрического механизма: словно по приказу «Симсим, откройся!» кусок скалы открывал и снова замуровывал потайную, скрытую от посторонних глаз пещеру в горе.
В Гроте создается совершенно непередаваемое ощущение присутствия в очарованном нездешнем мире. Вот что гласит старинная легенда, на основе которой Вагнер создал свою музыкальную драму, присоединив к сюжету предание о состязании певцов в Вартбурге. «В зеленой Тюрингии, недалеко от Вартбургского замка, который при гостеприимных ландграфах XIII века являлся местом сбора всех знаменитых поэтов-певцов — мейстерзингеров[71], — возвышается обнаженная гора, называемая Гротом Венеры. В этой горе, по народному преданию, жила опасная богиня. В прежние времена ее звали Хольдой, то было благодетельное божество, которое каждую весну обходило всю страну, сея на своем пути цветы и счастье. Проклятая христианством, загнанная в недра земли, она продолжала там свое существование. Со временем, приобретя некоторые черты греческой богини, она превратилась в госпожу Венеру, богиню чувственных наслаждений. Окруженная нимфами и сиренами, она жила в волшебном дворце среди своей многочисленной свиты. Те, кто приближался к горе с недобрыми намерениями, слышали чарующие голоса, которые неведомыми путями увлекали их в обитель вечной погибели. Никто их больше не видел. Только иногда из расщелины грота слышались как бы стоны погибших душ. Рыцарь-поэт Тангейзер, “желая посмотреть великие чудеса”, вошел в грот и в течение семи лет был там супругом Венеры. По истечении этого срока он почувствовал глубокое раскаяние и, призвав имя Девы Марии, сумел вырваться из объятий Венеры и ее подземных хором. Он отправился исповедоваться папе, чтобы получить отпущение грехов, но первосвятитель отвечал ему, что, вкусив наслаждений ада, Тангейзер был проклят навсегда, и прибавил, поднимая свой жезл: “Как невозможно вновь зацвести этому посоху, так нет прощения для тебя”. Легенда прибавляет, что через три дня посох зацвел — в знак того, что небеса милосерднее священнослужителя. Но Тангейзер уже возвратился в Грот Венеры, где он ждет Страшного суда»{92}.
В опере Рихарда Вагнера сюжет средневековой легенды несколько изменен, благодаря чему предание получает новый философский подтекст. За Тангейзера возносит молитвы влюбленная в него Елизавета — чистая, возвышенная, жертвенная любовь искупает грехи Тангейзера; он получает прощение. Так что Грот Венеры в Линдерхофе пуст, Тангейзер давно покинул его…
Кстати, несмотря на свое изначальное предназначение, в Гроте Венеры никогда не была осуществлена ни одна музыкальная постановка. Испарения подогреваемой воды в замкнутом пространстве и отсутствие должной акустики не позволили поставить здесь даже один первый акт «Тангейзера», не говоря уже о целой опере. Что ж, Людвиг утешался тем, что иногда сам садился в золотой челн и плавал среди мистических переливов света и еле слышных всплесков искусственных волн. Наверное, тогда король сам чувствовал себя Тангейзером и надеялся, что молитвы за него чистых душ умилостивят Создателя, и после смерти его прощенная душа обретет покой…
Мавританский павильон. Фотография 1887 г.Покинув зачарованный Грот Венеры, мы вновь ненадолго покинем мир вагнеровских опер и перенесемся сразу на изнеженный Восток: мы подходим к не менее интересному, чем Грот Венеры, павильону Линдерхофа — так называемому Мавританскому павильону. Людвига II давно привлекала восточная культура, особенно архитектура, и он давно мечтал создать нечто подобное при своем дворе (к тому времени увлечение Людвига Востоком уже нашло воплощение в Индийском павильоне в мюнхенской Резиденции; не говоря уже об еще более раннем Зимнем саду Максимилиана II, также в Резиденции, интерьер которого был существенно дополнен Людвигом). Изначально Мавританский павильон был построен в 1867 году архитектором Карлом Дибичем для Всемирной выставки в Париже, где Людвиг II и увидел его. Лишь в 1876 году баварский король купил павильон, и уже через год, отреставрированный и расширенный, он нашел свое место в парке Линдерхофа на небольшой возвышенности, что позволяет уже издалека заметить три золотых купола, венчающих его крышу. Само здание украшено снаружи тонким золотистым восточным орнаментом. Экзотический интерьер создавался под руководством Кристиана Янка[72], которому удалось передать совершенно неповторимую атмосферу «баварских сказок 1000 и 1 ночи», в первую очередь с помощью цветных оконных витражей, преображающих дневной свет в причудливую сумеречно-таинственную игру светотеней. Общий колорит интерьера красно-золотисто-синий, но, несмотря на яркость красок, он в целом успокаивает, а не раздражает глаз. Попадая внутрь Мавританского павильона, сразу понимаешь, что это приют неги и восточных изысканных удовольствий. Прямо посередине помещения находится стилизованный мавританский фонтан из белого камня, окруженный четырьмя напольными вазами. Над ним — «сказочная люстра восточного падишаха» из золотого «кружева» ажурных пластинок со вставками из разноцветного богемского стекла. Обстановку дополняют опахала из страусиных перьев, столики для курения кальяна (сама коллекция кальянов Людвига II хранилась в замке Шахен, а ныне является экспонатами Музея короля Людвига в Херренкимзее) и резные табуреты в восточном стиле. Но главным украшением Мавританского павильона является так называемый Павлиний трон, который точнее было бы назвать диваном. Поистине павлин царствует здесь во всем своем великолепии! Красный шелк обивки гармонирует с общим колоритом помещения. А за самим троном — три роскошных павлина, изготовленных из литого металла и украшенных цветной эмалью, с распущенными хвостами со вставками из богемского стекла. Эскизы Павлиньего трона представляли королю Генрих Брелинг (Heinrich Breling; 1849—1914), Франц фон Зайтц, Георг фон Доллман (все предварительные проекты хранятся ныне в Музее короля Людвига в Херренкимзее). Но Людвиг остановился на проекте Антона Пёссенбахера (Anton Possenbacher; 1842—1920), мебельного фабриканта, по эскизу которого трон был изготовлен в 1877 году в парижской мастерской Ле-Блан-Гранже. Даже теперь, спустя столько лет, кажется, что в помещении Мавританского павильона витает неуловимый сладковатый аромат восточных курений, а из-за спинки Павлиньего трона сейчас появится гурия в полупрозрачных одеяниях…
Мавританский павильон сегодня Интерьер Мавританского павильона. В глубине — Павлиний тронА между тем Мавританский павильон не единственный приют Востока в парке замка Линдерхоф. Ближе всего к входу в парк находится Марокканский павильон, приобретенный Людвигом II на следующей Всемирной парижской выставке в 1878 году. Снаружи он представляет собой небольшой домик, раскрашенный в красно-белую полоску со стилизованным минаретом по правую сторону здания. Судьба у Марокканского павильона была довольно тяжелой: изначально он стоял недалеко от Хижины Гундинга, почти на баварско-австрийской границе, за пределами парка. После смерти Людвига II павильон был куплен частным лицом и вообще вывезен из Линдерхофа. И лишь в 1982 (!) году выкуплен государством и вновь восстановлен в Линдерхофе на том месте, где ныне и можно его увидеть. К сожалению, внутрь Марокканского павильона пройти сейчас не удастся, но после посещения Мавританского павильона фантазия сама подскажет вам возможные варианты обстановки.
А тем временем мы подходим к старейшему зданию в парке Линдерхофа — часовне Святой Анны, построенной в 1684 году монахом из монастыря Этталь. Интересно отметить, что в планах Людвига II было сначала перестроить старинную часовню, которая по мере строительства дворца и парковых павильонов уже не вписывалась в общий облик комплекса. В 1871 году королю был представлен план нового купольного здания в необарочном стиле, но Людвигу он не понравился и был отвергнут. В 1876 году король решил оставить часовню в неприкосновенности, так как в окончательно принятый проект английского пейзажного ландшафта парка «неказистое» старинное здание вписывалось вполне. Кто знает, а может быть королю вспомнилась Магдалененклаузе в парке Нимфенбурга из его далекого детства?..
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Замки баварского короля"
Книги похожие на "Замки баварского короля" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Мария Залесская - Замки баварского короля"
Отзывы читателей о книге "Замки баварского короля", комментарии и мнения людей о произведении.