» » » » Елена Успенская - Раджпуты. Рыцари средневековой Индии


Авторские права

Елена Успенская - Раджпуты. Рыцари средневековой Индии

Здесь можно скачать бесплатно "Елена Успенская - Раджпуты. Рыцари средневековой Индии" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство Евразия, год 2000. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Елена Успенская - Раджпуты. Рыцари средневековой Индии
Рейтинг:
Название:
Раджпуты. Рыцари средневековой Индии
Издательство:
Евразия
Жанр:
Год:
2000
ISBN:
5-8071-0050-6
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Раджпуты. Рыцари средневековой Индии"

Описание и краткое содержание "Раджпуты. Рыцари средневековой Индии" читать бесплатно онлайн.



Исследование Е. Н. Успенской посвящено этно-кастовой общности раджпутов, считавшихся в средневековой Индии наследниками ведической касты кшатриев. Во временных рамках с V до XVII века перед нами предстает история прихода завоевателей, принятия ими индуизма и включения в кастовую систему Индии. Значительное место уделено культурной истории раджпутов: литературе, живописи, архитектуре и военному делу, равно как обычаям и нравам повседневной жизни. Увлекательный и прозрачный язык повествования, большое количество интереснейших иллюстраций способны доставить удовольствие читателю.






И действительно, ученые знают, что подобная своеобразная система общественных отношений существовала и в древней Индии, и называлась она «система вари». Как и во всяком обществе, в древней Индии угроза нападения со стороны различных воинственных соседей сделала необходимым существование целого слоя людей, чьей профессией естественным образом стало военное ремесло. В этом обществе, кроме того, были нужны жрецы, земледельцы, ремесленники и торговцы. Причем очень быстро обнаружилось, что особенности социально-экономического развития Индии таковы, что первое общественное разделение труда привело здесь не просто к расслоению общества на правителей и воинов, жрецов и простой люд — земледельцев и ремесленников. В индийских условиях все эти, в сущности, профессиональные группы оказались закрытыми для проникновения в них «чужаков» и выхода из них «своих», а вся система носила жесткий иерархический характер и не подлежала изменениям. Эти строгости в немалой степени были вызваны, по-видимому, тем обстоятельством, что в древней Индии сосуществовали очень разные этнические и расовые группы населения, стремившиеся ограничить свои контакты друг с другом.

В древнеиндийском варновом обществе было четыре варны. Слово «варна» буквально означает «цвет». Это были: 1) брахманы, т. е. жрецы, учители и учителя, чиновники (уже тогда); с этой Варной ассоциировался белый цвет; 2) кшатрии, или раджанья, — правители и воины, знать; цвет — красный; 3) вайшья, торговцы и земледельцы; цвет — желтый; 4) шудры — ремесленники и другие обслуживающие общество группы; им предписывается черный цвет. Существовала еще обширная неварновая периферия завоеванных народов, которые считались неарийскими. Да, сама варна и вся идеология системы варн древнеиндийского общества, а также теория кастовой системы более позднего общества связаны в традиционной культуре Индии с теорией так называемого арийского завоевания Индии. Мы будем говорить об этой проблеме чуть позже, а сейчас важно иметь в виду, что варновое общество считалось арийским и что именно в нем была создана великая древняя индийская священная литература индуизма. Это прежде всего Веды. Название «Веды» происходит от корня «вид» — ведать, знать; это слово близкий родственник нашим словам с корнем «вед» — ведать, — ведение и т. п., потому что древнеиндийский язык санскрит родственен русскому и многим другим европейским языкам, является в некотором роде предком или братом древним языкам Европы и Персии. Веды — это прежде всего четыре книги священного знания, которые называются Ригведа, Самаведа, Яджурведа и Атхарваведа. Брахманы учат, что в одном из гимнов Рнгведы объяснено происхождение варн. В этой легенде описывается акт создания богами всего сущего из тела мифического первочеловека Пуруши: брахманы явились якобы из его уст, раджанья-кшатрии из рук, вайшьи из бедер и шудры из ступней ног. Этот миф отражает иерархичность самих варн, члены каждой из которых были неравны между собой по общественному положению, хотя классов «в чистом виде» в этом обществе еще не было. Даже рабы, о которых упоминается в древних текстах, были люди из варны шудр или ниже, и то, как их называть — раб или «даса», зависит от перевода. Хотя в целом, конечно, в первые две варны входили господствующая знать и жрецы, а две другие составляли основную массу трудового насления, включая и рабов. Брахманская религиозная традиция гласит, что касты произошли от браков между представителями разных варн, как результат нарушения основополагающего брачного закона варновой системы. Он предполагал, что браки должны заключаться в пределах Варны. Конечно, жизнь была сложнее схем, особенно если схема была составлена всего из пяти компонентов: четыре варны и неварновая периферия. И разве в других древних обществах не было воинов-правителей, жрецов и простого люда? Но в Индии эти категории были идеологизированы, освящены авторитетом религии и до наших дней сохраняют свое идеологическое значение. Во всяком случае, все современные индийские касты, а их насчитывается не менее трех тысяч, считаются относящимися к той или иной варне, т. е. являются либо брахманскими, либо кшатрийскими, либо кастами уровня вайшья; в шудры, естественно, просятся не многие. Раджпуты всегда считались и считаются кшатриями, что очень почетно и очень ответственно.

Вот теперь, когда мы внесли некоторую ясность в индийскую терминологию, а без нее нам никак не обойтись, начнем изучать раджпутов.


Литература о раджпутах довольно велика, и заинтересованный читатель без особого труда сможет ознакомиться с ней. Пусть простят меня те авторы, которых я не упоминаю здесь и чьи книги объяснили мне многое в раджпутской истории и культуре. Но необходимо представить источники для написания этой работы.

Раджпуты — едва ли не единственный народ Северной Индии, который с самого раннего периода своего существования имел богатую историографическую традицию.

В раджпутской среде существует многочисленная древняя каста «бхатов» — сказителей-историографов, хранителей генеалогий, донесших до наших дней в исторических хрониках (вамшавали), героических песнях (расо), балладах (кхьят) сведения о славной истории раджпутов. Из произведений этого характера назову «Баллады об Алхе», большую поэму, сочиненную в районе Канауджа в XII в. Имя автора поэмы неизвестно, не сохранились старые ее списки, но она является популярнейшим в Хиндустане произведением героического эпоса. Ее оригинальный язык — бундели диалект хинди; существует прекрасный перевод на английский У. Вотерфилда и Дж. А. Грирсона (50). В «Балладах об Алхе» речь идет о судьбах и противоборстве трех знаменитых североиндийских государств XII в. — Дели под управлением Притхвираджа Чаухана, Канауджа — во времена правления Джайчанда Ратхора и Махобы под предводительством Пармала Чанделла. Это был период расцвета собственно раджпутской культуры. В этой книге «действие» начинается со знаменитого эпизода — сваямвары Санйогиты, дочери Джайчанда из Канауджа. Сваямвара — древний обряд, во время которого девушка, дочь правителя, сама избирает для себя будущего мужа. Далее последовали роковые для истории Индии события, окончившиеся мусульманским завоеванием севера страны. Некоторые исследователи считают поэму вариантом «Притхвирадж-расо», но крупнейший знаток индийской филологии Дж. Грир-сон доказал, что она имеет самостоятельное происхождение.

Выдающееся место в ряду раджпутской историко-героической поэтики занимает «Притхвирадж-расо» Чанда Бардаи, в которой рассказывается о подвигах и жизни великого раджпутского героя Притхвираджа Чаухана, который правил в Дели, о его сторонниках и противниках. Эта авторская поэма — современница «Баллад об Алхе» — очень популярна в Раджастхане, и ее любят историки за точность и правдивость.

Описание домашнего и военного быта раджпутских рыцарей столь отдаленной эпохи оказалось возможным прежде всего по материалам этой литературы. Многочисленные раджпутские баллады, «печальные песни» (духа), героические песни изданы теперь отдельными собраниями, и эта очень обширная литература не только радует потомков великих героев, как это было прежде, но стала доступной исследователям.

В ряду источников по этнографии раджпутов особое место занимает книга англичанина Джеймса Тода «Анналы и древности Раджастхана» (79). Она была впервые опубликована в 1829/32 гг. Дж. Тод, типичный представитель английской колониальной администрации в Индии, был назначен сначала помощником резидента, а затем и представителем — резидентом английских властей в Меваре после подписания договора 1818 г. Он родился в 1772 г. в семье индиго-плантатора из Мирзапура, его дяди по материнской линии были служащими Ост-Индской компании. Достигнув двадцатишестилетнего возраста, он и сам поступил на службу в Ост-Индскую компанию в 1798 г., а в 1805 г. был назначен в состав группы представителей Ост-Индской компании при дворе Даулат Рао Синдхия. Можно предположить, что именно тогда он всерьез заинтересовался и увлекся историей; и интерес этот далеко выходил за рамки его официальных обязанностей. Став представителем английского правительства в раджпутских княжествах, он смог совместить свои занятия историей и этнографией со служебными обязанностями в полной мере. В течение десяти лет Дж. Тод с помощью ученых брахманов и джайнов собрал огромное количество сведений о раджпутах и княжествах Раджпутаны, их истории, об обычаях, традициях, религиозных верованиях, хозяйстве и многом другом. Он вышел в отставку в 1822 г. в связи с ухудшившимся здоровьем и вернулся в Англию. Все время теперь он посвятил работе над своей книгой. Кроме того, он подготовил к публикации свои «Путешествия в Западной Индии», которые вышли в свет уже после смерти автора. Дж. Тод умер в Англии в 1835 г.

«Анналы и древности Раджастхана» — огромная книга. Дж. Тод стремился представить раджпутов западному читателю во всей полноте их своеобразия, не упустить ни одного факта или события, которые могли бы помочь читателю вообразить себе эту великолепную культуру, ее глубочайшие корни, все то, что в свое время навсегда поразило самого Тода. Традиционное рыцарство, общество и политика, история, география, политическая система, социальная организация, религиозные идеи и культовая практика, традиции и даже характер местных жителей — все эти и многие другие аспекты отражены в книге Дж. Тода, настоящей энциклопедии Раджастхана и раджпутов. Как уже говорилось, при составлении этой книги Дж. Тод активно использовал различные раджастханские источники — с помощью местных знатоков и ученых брахманов и джайнов, а также собственные наблюдения в путешествиях и долгой жизни в Индии.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Раджпуты. Рыцари средневековой Индии"

Книги похожие на "Раджпуты. Рыцари средневековой Индии" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Елена Успенская

Елена Успенская - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Елена Успенская - Раджпуты. Рыцари средневековой Индии"

Отзывы читателей о книге "Раджпуты. Рыцари средневековой Индии", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.