» » » » Елена Успенская - Раджпуты. Рыцари средневековой Индии


Авторские права

Елена Успенская - Раджпуты. Рыцари средневековой Индии

Здесь можно скачать бесплатно "Елена Успенская - Раджпуты. Рыцари средневековой Индии" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство Евразия, год 2000. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Елена Успенская - Раджпуты. Рыцари средневековой Индии
Рейтинг:
Название:
Раджпуты. Рыцари средневековой Индии
Издательство:
Евразия
Жанр:
Год:
2000
ISBN:
5-8071-0050-6
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Раджпуты. Рыцари средневековой Индии"

Описание и краткое содержание "Раджпуты. Рыцари средневековой Индии" читать бесплатно онлайн.



Исследование Е. Н. Успенской посвящено этно-кастовой общности раджпутов, считавшихся в средневековой Индии наследниками ведической касты кшатриев. Во временных рамках с V до XVII века перед нами предстает история прихода завоевателей, принятия ими индуизма и включения в кастовую систему Индии. Значительное место уделено культурной истории раджпутов: литературе, живописи, архитектуре и военному делу, равно как обычаям и нравам повседневной жизни. Увлекательный и прозрачный язык повествования, большое количество интереснейших иллюстраций способны доставить удовольствие читателю.






В магадхско-маурийскую эпоху (середина первого тысячелетия до н. э. — до рубежа тысячелетий) на западе Северной Индии существовали уже несколько десятков государственных образований — так называемые ганы и джанапады. Джанапады Кулута, Тригарта и Удумбара располагались на землях современного Панджаба и Химачал Прадеша, а на территории Раджастхана, Мальвы и Гуджарата были государства Аванти и Матсья. В этих и других подобных раннегосударственных образованиях правители принадлежали к варне кшатриев.

Во второй половине первого тысячелетия до н. э. на территории Ирана, Афганистана, Бактрии и на северо-западе Индии появились пришедшие с территории современной Средней Азии кочевые племена восточно-иранской группы. Причем они прошли в Индию под натиском парфян в I веке до н. э., как полагают исследователи, через Южный Афганистан и Северный Белуджистан на восток, до среднего течения Инда, а затем проникли в его низовья, на Катхиавар, в Гуджарат и ряд других районов Северной и Западной Индии. Все эти земли — историческая территория раджпутов. С этих пор в Панджабе до Матхуры и на Катхиаваре стали хозяевами шакские и кушано-тохарские правители, которых называли «кшатрапы» (это слово пришло в наш язык в форме «сатрап» — через греческий язык, куда оно попало во времена похода Александра Македонского в Индию). Местные индийские правители стали вассалами этих кшатрапов. Самым значительным из кушанских правителей был Канишка (ок. 78-120 гг. н. э.). Его огромная империя включала север и запад Индии, Афганистан и южные районы Средней Азии. В этот период на территорию современного Раджастхана пришли вполне разнородные этнические элементы. Шаки — так в Индии называли восточно-иранские кочевые племена. Тохары, которых китайские авторы называли юэ-чжи; — пришли в движение под давлением гуннов (хунну). Это были кочевые и пастушеские племена, которым пришлось искать пастбища для скота; со своих исконных мест обитания в Центральной Азии они продвинулись на запад, в Бактрию, и осели там, овладев этой страной. Приблизительно за сто последующих лет они вошли как составная часть в восточно-иранские местные племена и усвоили, как считается, их язык. Преобладающий антропологический тип у них был европеоидный.

С распадом Кушанской империи на территории Индии укрепились правители династии Гуптов, этому распаду активно способствовавшие (IV в. н. э.). Самудрагупта, чьи владения доходили до рек Сатледж и Чамбал на западе, контролировал и раннегосударственные образования Раджпутаны и Мальвы, а Чандрагупта II Викрамадитья прогнал кшатрапов из Саураштры. В его владениях процветал буддизм, хотя сам правитель был правоверный вишнуит. Знаменитый китайский путешественник, буддийский пилигрим Фа Сянь жил при его дворе шесть лет между 399–413 гг. и оставил свои знаменитые «Записки» обо всем, что увидел.

Во второй половине V в. н. э., около 470 г., Северо-Западная Индия оказалась в составе державы эфталитов (хионитов), или белых гуннов, которые воевали со Скандагуптой и ослабили империю Гуптов настолько, что она уже не оправилась. В 499–500 гг. н. э. эфталитский правитель Торамана захватил Панджаб, Синд, Раджастхан и Доаб; наследовавший Торамане его сын Михирагула, однако, был побежден правителем Мальвы Ясодхарманом и Нарасимхой Баладитья, наследником Гуптов, ок. 528 г. н. э. и изгнан обратно в Кашмир. О самом Михирагуле известно, что он принял индуизм и на своих монетах выбивал изображения быка (65, 1, 46). К этому времени эфталитские завоеватели расселились «в больших количествах в Панджабе и Раджпутане и стали причиной больших изменений» (77, 80). Раджпутская история начинается, по-видимому, именно здесь.

Эфталитские племена были очень пестрыми по этническому составу. Считается, что в числе их были тюркские, гуннские (прежде всего тюркоязычные гунны — хунну), восточно-иранские, индоарийские элементы — из числа тех, что обитали на Северо-Востоке Афганистана. Наиболее распространенный антропологический тип был европеоидный, а языки преобладали индоевропейские. «В культурном отношении эфталиты стояли намного ниже индийцев… Занимались в основном отгонным скотоводством… Городская жизнь была им совершенно чужда, и некоторые известные города Северо-Западной Индии (Пурушапура, Таксила, даже Шакала, ставшая столицей Михиракулы) были ими разорены и не восстанавливались» (12, 129).

Одним из эфталитских племен было, как уже установлено, гурджара (гуджара). Это название сохранилось во многих топонимах современной Индии и Пакистана. Штат Гуджарат, город Гуджранвала в Индии, округ Гуджрат в Пакистане — самые из них известные. Гуджарская этническая общность широко расселилась по северу и западу Индии и в Пакистане. Их и сейчас много в Джамму и Кашмире, Пенджабе, Химачал Прадеше, Раджастхане, Уттар Прадеше — то есть там, где живут и раджпуты. Во всех этих местах есть каста «гуджар», а в Гуджарате древняя гуджарская этническая общность стала основой и ядром «титульной» этнической общности штата — гуджарати. Все группы современных кастовых гуджаров живут либо в долинах рек, либо в горах, занимаются пастушеским скотоводством и земледелием (основная их специализация — разведение молочного скота). Все они говорят на гуджарских диалектах, близких к раджастханским диалектам, и имеют репутацию воинственных людей, а их песни и другой фольклор сохранили яркие воспоминания о героическом прошлом гуджарских племен.

Многие исследователи сходятся во мнении, что раджпуты, гуджары и близкие к ним джаты некогда принадлежали все к одной группе племен, а именно тех, что появились в Индии в период зфталитских завоеваний. И что, возможно, джаты занимались разведением верблюдов, гуджары — коров, и находились приблизительно на одном социальном уровне, а родственные им раджпуты всегда претендовали на более высокий статус. Между раджпутами, джатами и гуджарами всегда существовали и существуют тесные контакты, и у них сохраняются одинаковые названия родовых групп.

«Дошедшие до нас исторические источники показывают, что династии правителей многих как мелких, так и крупных княжеств, возникших в эту эпоху в северо-западной части субконтинента, были генетически связаны с родовой знатью сако-тохарских и хионитских племен» (4, 94). Считается, что династия Майтраков, свергнувшая на рубеже V–VI вв. власть Гуптов на Катхиаваре и основавшая государство со столицей в г. Валлабхи, была восточно-иранского происхождения. Несомненно, с гуджарами связана династия Гурджара-Пратихара (VIII–XI вв.), династия Гахлотов из Анандпура в Гуджарате и, по-видимому, Чаулукья на Декане и в Центральной Индии. Гуджаратская ветвь Чаулукьев сумела сохранить свою власть и независимость дольше и успешнее других — их завоевал лишь Ала-уд-дин Хильджи в 1299 г. В Мальве с эпохи Гурджара-Пратихаров осело много гуджарских и раджпутских племен. Рядовые члены этих племен могли постепенно смешаться с коренным населением и стать его частью, сохранив, впрочем, характерные названия кастовых групп и других структурных подразделений социальной системы.

Название «раджпуты» представители военной верхушки этих племен принимали как символ своего господства над подчиненным населением. Судя по всему, раджпуты быстро восприняли местные порядки, сориентировались и в кастовой системе, и в социальной иерархии. «Распространение власти раджпутов как феодальных владетелей на огромные территории в эпоху империи Гурджара-Пратихаров (VIII–X вв.) создало в Северной Индии тенденцию к образованию феодального сословия в форме раджпутской касты» (12, 119–120).

В связи с вышесказанным очень интересно мнение Е. М. Медведева: «В индийских условиях пестрая этническая группа раджпутов неизбежно стала принимать черты касты. Ее можно назвать военно-феодальной кастой-сословием. Однако кастовая замкнутость и разобщенность привели постепенно к затуханию тенденции консолидации феодального сословия, и немалую роль в этом сыграло мусульманское завоевание, уничтожившее гегемонию раджпутов» (12, 194). Говоря о процессе формирования средневековой аристократии, ее пестром варново-кастовом составе, причислении этими феодалами себя к кшатриям, Е. М. Медведев писал далее: «Подобная тенденция, как представляется, имела в основе те же причины, что и консолидация дворянского сословия в Европе. Хотя средневековое «кшатрийское» сословие, объединяющее различные местные военные касты, в очень малой степени было связано по происхождению с аристократическими кланами древности, функциональное сходство древней варны и «кшатриев» средневековых военных каст весьма велико» (там же, 288). Для нас здесь важно, что раджпуты названы «средневековой военной кастой» и «военно-феодальной кастой-сословием», т. е. акцент делается на определении их места в структуре средневекового индийского общества. При этом заслуженно упоминается «пестрая этническая группа раджпутов». Все перечисленные характеристики раджпутской общности не исключают возможности квалифицировать их как одновременно этническую и кастовую общность эпохи средневековья, определив тем самым их положение в составе населения Индии.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Раджпуты. Рыцари средневековой Индии"

Книги похожие на "Раджпуты. Рыцари средневековой Индии" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Елена Успенская

Елена Успенская - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Елена Успенская - Раджпуты. Рыцари средневековой Индии"

Отзывы читателей о книге "Раджпуты. Рыцари средневековой Индии", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.