» » » » Бэзил Дэвидсон - Новое открытие древней Африки


Авторские права

Бэзил Дэвидсон - Новое открытие древней Африки

Здесь можно скачать бесплатно "Бэзил Дэвидсон - Новое открытие древней Африки" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство Издательство восточной литературы АН СССР, год 1962. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Бэзил Дэвидсон - Новое открытие древней Африки
Рейтинг:
Название:
Новое открытие древней Африки
Издательство:
Издательство восточной литературы АН СССР
Жанр:
Год:
1962
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Новое открытие древней Африки"

Описание и краткое содержание "Новое открытие древней Африки" читать бесплатно онлайн.



Книга известного английского писателя, ученого и публициста Бэзила Дэвидсона, изданная в 1960 году, посвящена восстановлению истории древних цивилизаций в Африке. Что такое «копи царя Соломона»? Кто построил «Акрополь» в Зимбабве? Кто были безвестные гении, создавшие шедевры Бенина? Пребывала ли Африка до появления там европейцев в состоянии дикости или же африканцы создали развитую самобытную культуру? Читатель найдет здесь ответы на все эти вопросы. Дэвидсон пытается развенчать миф, будто Африка – континент, не имеющий истории.

Книга Дэвидсона в свое время вызвала громадный интерес и переведена на многие языки. На сегодняшний день она не утратила интереса и актуальности.






Счастливый случай помог в 1938-1939 годах найти другую большую коллекцию изделий из бронзы или, точнее, из меди во дворце «они» – наследственного правителя города-государства Ифе, отстоявшего от Бенина примерно на 100 миль. Сейчас там продолжают находить новые предметы. Теперь произведения искусства Ифе и Бенина, выполненные из терракоты или отлитые из металла, пользуются всемирной известностью. Ныне никто не сомневается в их чисто африканском происхождении. Полагают, что большинство этих предметов создано между XIII и XVIII веками, причем лучшие относятся к началу этого периода. Они знаменуют собой, если так можно выразиться, период зрелости железного века в одном из государств лесного пояса Западной Африки до прихода европейцев.

Сколько-нибудь удовлетворительный труд об африканском обществе, которое создало эти произведения искусства, пока не написан, поскольку имеющихся данных еще недостаточно. К. Онвука Дике и другие ученые пишут сейчас подробную историю Бенина. Гудвин после новых раскопок во дворце Ифе в 1957 году нашел, что обнаруженная керамика относится к различным, строго определенным стилям. По его мнению, во дворце было по крайней мере четыре этажа, выстроенных в разное время. Уиллет в том же году сообщил о находке 30 тысяч керамических изделий в области обитания йоруба, близ Ифе. Эти предметы исследуются сейчас в Нигерии наряду с керамикой, найденной в результате раскопок 1953 и 1957 годов сотрудниками Археологического управления. «Все помыслы археологов, ведущих раскопки на территории йоруба, – пишет Уиллет, – до сих пор по вполне понятным причинам были сосредоточены на том, чтобы спасти произведения искусства из храмов Ифе, и, поскольку керамикой йоруба не занимались, ее хронология нам неизвестна. Однако в настоящее время в двух наиболее значительных местах раскопок собрано достаточно материала, и можно надеяться, что изучение его даст нам необходимые хронологические указания».

Таким образом, картина начинает проясняться. Мы можем с известной долей уверенности говорить о том, что народы, населявшие теперешнюю Нигерию и давшие нам высокие образцы искусства и религии, преломили в них как наследие своих древних предков из Западной Африки, так и влияние Севера и Востока. Долгое время это искусство, столь отличное от абстрактных стилей Африки, считали чужеродным ей и заимствованным извне по воле случая. Сейчас от этой точки зрения отказались. Африканское искусство было органической частью культуры африканских народов. Бернард Фэгг доказал это раз и навсегда своими раскопками в Абири, в десяти милях от Ифе. Он обнаружил в одной могиле пять терракотовых голов. Две из них выполнены в типично стилизованной манере, но остальные совершенно реалистичны. Так же как и многими веками ранее в долине Нок, абстрактное и реалистическое искусство шли здесь рука об руку – редкий случай, и объяснить его, пожалуй, можно лишь соответствующим религиозным толкованием.

Слишком мало еще известно о том, какие связи – если они существовали вообще – ведут от фигур Нок к искусству Ифе, и проблема эта не становится яснее, когда рассматриваешь вопрос о «внешних влияниях». Йоруба, населявшие Ифе, и соседние с ними негритянские народы говорят, что предки их «пришли с востока». Биобаку даже выдвигает гипотезу, что «йоруба, вероятно, откочевали к своим нынешним очагам из местности, где они испытывали влияние древних египтян, этрусков и евреев». Он датирует «миграцию йоруба с Ближнего Востока» временем между 600 и 1000 годами до н. э.

Но как бы то ни было, имеется достаточно данных о восточном влиянии на культуру йоруба, и прежде всего данных религии. «Подданные обожествляют своих королей, считая, что они сходят с небес. Они относятся к своим королям с благоговением, говорят с ними на почтительном расстоянии и преклонив колени», – писал примерно в 1540 году анонимный португальский лоцман о жителях гвинейского побережья, особенно Бенина и Конго. «Их [королей] поступки регулируются строгим церемониалом. Многие из этих королей никогда не позволяют себе принимать пищу при окружающих, дабы не разрушить в своих подданных иллюзию, будто они могут существовать без пищи. Они поклоняются солнцу, считая, что души людей бессмертны и, покидая бренные тела, переселяются на солнце». И хотя образы богов Куша, как и египетских, возможно, сформировались впервые в древней Африке к югу и западу от Нила, отголоски поклонения кушитскому царю-божеству доносятся сюда достаточно отчетливо. К этим богам, как мы уже говорили, можно добавить бога йоруба Шанго, которого изображали в виде барана, что свидетельствует о его кушитском или древнеегипетском происхождении. В том же погребении, где были найдены упомянутые пять голов, Бернард Фэгг обнаружил изображение головы барана и свернувшейся кольцом змеи. Оба эти божества знакомы нам по религии древнего Нила. Был ли известен предкам йоруба великий город Мероэ? Ведь фасад храма в Нага (около 100 г. до н. э. – 100 г. н. э.) украшает извивающаяся змея.

Вместе с тем мастера Ифе и Бенина, а также других центров древней цивилизации Западной Африки при отливке изделий из бронзы и меди широко использовали технику «потерянной формы», как прежде народы Нила. Изделия, выполненные этим методом, появляются сначала в Ифе, а затем в соседнем Бенине, причем и самые ранние из них поражают великолепным мастерством барельефа и тонкостью отделки. Однако, даже если эта техника пришла сюда с берегов Нила, не могла же она распространиться здесь внезапно. К тому же искусство Ифе, видимо, достигло своего апогея в XIII веке, то есть через тысячу лет после падения гocyдарства Мероэ, и причина неожиданной зрелости этого искусства столь же непонятна, как и происхождение его творцов.

Напрашивается параллель с великолепными бронзовыми изделиями периода Шаньской династии в Китае во II тысячелетии до нашей эры. Когда эти великолепные сосуды и кубки впервые стали предметом внимания науки в XIX веке, многим казалось, что они появились внезапно, как некий дар богов. Только значительно позднее, после долгих исследований, выяснилось, что эти изделия не были ниоткуда завезены, что они родились здесь в результате многолетних исканий. За их совершенством стояли тысячи прежних неудач.

«Примерно до 1920 года, – заметил Крилл 20 лет назад, – ученые сомневались, что в Китае вообще когда-либо существовала цивилизация каменного века. Когда там обнаружили большое количество неолитических стоянок, некоторые сказали: да, но там не было палеолита. В 1923 году в Ордосе были найдены стоянки палеолита, и тогда скептики сказали: да, но ведь это, собственно, не Китай. В 1928 году в долине Хуанхэ, между Шэньси и Шаньси, были обнаружены следы палеолитического человека, а теперь в окрестностях Пекина найдены и скелеты. Только очень дерзкий человек возьмется предсказать, что еще найдут в Китае». Замечание Крилла об археологических и художественных открытиях в Китае вполне можно отнести к Африке. Может быть, у скептицизма, против которого он боролся, и есть свои положительные стороны, но возводить его в принцип вредно. Если рассматривать изумительное искусство Ифе и Бенина обособленно, оно может показаться результатом влияния извне, но так рассматривать его нельзя.

Гораздо более вероятно, что это искусство, подобно породившим его обществам, – результат развития сложных и самобытных традиций, складывавшихся по мере распространения цивилизации железного века в широкой лесной полосе к югу от саванн. Возможно, это искусство играло здесь какую-то особо выдающуюся роль. Рассматриваемое в отрыве от питавшей его среды, оно покажется столь же непонятным, как и бронза Шаньской династии в отрыве от древнекитайской цивилизации.

Единство в многообразии

Только сейчас мы начинаем понимать, что в действительности представляла собой «культура Нок».

Всего несколько лет назад науке стали известны достижения народа сао в районе озера Чад.

По мастерству исполнения и выразительности золотые изделия, изготовленные методом «потерянной формы» на Берегу Слоновой Кости, к западу от мест обитания йоруба, не уступают памятникам Бенина. Медные изделия, изготовленные тем же способом, очень напоминают бенинские и иногда даже неотличимы от них, по крайней мере в своих наипростейших формах, но создали их народы даннгере, населявшие Либерию, Французскую Гвинею и Берег Слоновой Кости, а также некоторые племена Камеруна.

Знаменитая золотая посмертная маска царя ашанти, которая находится сейчас в Лондоне в собрании Уоллеса, – еще один пример высокого искусства обработки металлов, за которым, судя по смелому сочетанию реализма с символикой, стоят прочные культурные традиции и поколения искусных мастеров.

Этот список можно продолжать почти до бесконечности: маски бауле, резьба по дереву в Экваториальной Африке, деревянные и металлические изделия племени бамбара (верховья Нигера) и многое другое – все это порождение чисто африканской культуры и ее декоративного искусства, которые в совокупности создали неповторимый мир Африки.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Новое открытие древней Африки"

Книги похожие на "Новое открытие древней Африки" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Бэзил Дэвидсон

Бэзил Дэвидсон - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Бэзил Дэвидсон - Новое открытие древней Африки"

Отзывы читателей о книге "Новое открытие древней Африки", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.