» » » » Бэзил Дэвидсон - Новое открытие древней Африки


Авторские права

Бэзил Дэвидсон - Новое открытие древней Африки

Здесь можно скачать бесплатно "Бэзил Дэвидсон - Новое открытие древней Африки" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство Издательство восточной литературы АН СССР, год 1962. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Бэзил Дэвидсон - Новое открытие древней Африки
Рейтинг:
Название:
Новое открытие древней Африки
Издательство:
Издательство восточной литературы АН СССР
Жанр:
Год:
1962
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Новое открытие древней Африки"

Описание и краткое содержание "Новое открытие древней Африки" читать бесплатно онлайн.



Книга известного английского писателя, ученого и публициста Бэзила Дэвидсона, изданная в 1960 году, посвящена восстановлению истории древних цивилизаций в Африке. Что такое «копи царя Соломона»? Кто построил «Акрополь» в Зимбабве? Кто были безвестные гении, создавшие шедевры Бенина? Пребывала ли Африка до появления там европейцев в состоянии дикости или же африканцы создали развитую самобытную культуру? Читатель найдет здесь ответы на все эти вопросы. Дэвидсон пытается развенчать миф, будто Африка – континент, не имеющий истории.

Книга Дэвидсона в свое время вызвала громадный интерес и переведена на многие языки. На сегодняшний день она не утратила интереса и актуальности.






Тем не менее у городов побережья, очевидно, всегда были свои поставщики из внутренних районов. Сведения о торговле, содержащиеся в «Перипле» и других, более поздних источниках, дают основание полагать, что прибрежные поселения и города поддерживали более или менее постоянные торговые связи с соседними материковыми государствами. На побережье Кении найдены глиняные черепки, относящиеся к XIV веку и даже к более раннему периоду. Эта керамика по стилю напоминает керамику Зимбабве и Мапунгубве. Средневековая Килва – величайший торговый и транзитный центр побережья – находилась на противоположном конце древнего караванного пути, который шел в глубь Африки, к району Великих озер, а может быть, и дальше.

Только сейчас археологи начали исследовать связи между побережьем и внутренними районами. На всей огромной территории, которая простирается за побережьем, от Сомали до Мозамбика, имеется множество важных свидетельств существования здесь древних поселений городского типа, жители которых были весьма изобретательны в использовании камня как для террасирования склонов, орошения и сохранения почвы, так и для сооружения жилищ. Они добывали железо и другие металлы и обрабатывали их для собственного потребления и на экспорт. Они выращивали скот и собирали огромные урожаи зерновых. Возможно, именно южного правителя этих «зинджей» – ваклими – так блестяще описал аль-Масуди тысячу лет назад.

Ответвления этой азанийской цивилизации, встречающиеся во многих местах, правда в весьма неясной форме (особенно в Кении), и указывающие на тесное родство общественной структуры и техники добычи руд, изготовления посуды и выделки железа, мы находим на огромной территории от южных долин Эфиопии до высоких стен Зимбабве и набитых золотом погребений в Мапунгубве.

Древние дороги Кении

Следы средневековой цивилизации Восточной Африки быстро исчезают в результате роста населения и развития сельского хозяйства. Лишь некоторые ученые попытались подробно рассказать о том, что осталось или оставалось еще несколько лет назад. В 1932 году Уилсон открыл три основных района террасного земледелия в Танганьике: вокруг озер Натрон и Эйяси на севере, около границы Кении; на востоке между Киласа и Кисаки; на юге неподалеку от Иринга, у верхней оконечности озера Ньяса. Он отмечает (подобное заключение можно сделать также в отношении Дарфура в Эфиопии), что террасирование склонов до сих пор практикуется некоторыми племенами, которые и прежде обитали в этих районах. «Средняя ширина вершин террас, – писал Уилсон о Танганьике, – примерно фут. Возможно, что раньше она составляла около трех футов, а расстояние между террасами – также три фута». В те времена существовало много выровненных дорог, которые, как правило, были шириной от десяти до двенадцати футов. Когда строители дороги натыкались на холм, они сравнивали его с землей и утрамбовывали почву. Самая длинная из этих азанийских дорог, как считает Уилсон, связывала северную часть озера Ньяса через Аберкорн в теперешней Северной Родезии с Аруша и Найроби в «белых нагорьях» Кении. Возможно, она тянулась с севера на юг на 500-600 миль и лежала примерно в 200-300 милях от побережья. Уорсли и Румбергер также сообщают о некоторых следах древней дороги или чего-то напоминающего ее между Ирингой и озером Ньяса. Один из участков этой дороги шириной около девяти футов, «по-видимому, выровнен и по краям обложен мелкими камешками».

«Расположение этих дорог, – по мнению Уилсана, – дает основание говорить о системе коммуникаций, которые связывали Север с Югом и проходили восточнее Великих озер. Но нигде мы не встречаем следов коммуникаций, которые бы шли к побережью». Тем не менее связи с побережьем, по-видимому, существовали, и сходство керамических изделий Малинди и Зимбабве подтверждает это. В районе дорог еще не проводились кропотливые археологические раскопки, хотя в последнее время правительство Танганьики стало проявлять интерес к этому важному вопросу.

По мнению Хантингфорда, больше всего древних развалин имеется в Кении, в тех районах нагорья, которые заняты сейчас европейскими поселенцами. Здесь, на цветущих равнинах Транс-Нзойя, Уазин Пишу, Керичо и Лайкипия, по всей видимости, обитал многочисленный народ, создавший поселения с каменными постройками различного типа. Хантингфорд делит все постройки древней Кении на пять категорий: каменные ограды, хижины, могильные холмы или пирамиды, «линейные земляные сооружения» и оросительные каналы.

Каменные ограды образуют, как правило, замкнутый круг; сооружены они способом сухой кладки. Они варьируют от небольших сооружений до двойных оград диаметром примерно в 60 футов. Ученый обнаружил, что кое-где делались попытки сложить круглые хижины. «Под термином линейные земляные сооружения, – продолжает он, – я подразумеваю дороги, а также постройки, которые больше всего напоминают траншеи. В Кении и Танганьике дороги в некоторых местах выровнены, в других проходят по холмам, выемкам, в третьих пересекают болотистые районы в виде насыпей, похожих на железнодорожные». На одной из таких древних дорог в Уазин Пишу Хантингфорд обратил внимание на выемку шириной 14 футов и насыпь высотой 7,5 фута. В целом ширина дороги составляла 15 футов.

«Ирригационные сооружения – это каналы, террасы и стены. До сих пор древние каналы удалось обнаружить только в Нанди (Кения). Из известных мне каналов лучший имеет на протяжении последних 100 ярдов глубину 5 и ширину 3 фута. Искусственное орошение при помощи таких каналов, часто значительной длины, все еще практикуется племенем сук в Маракете в западной части долины Рифт». Хантингфорд считает, что «это племя находится на слишком низкой ступени развития, чтобы разработать такую систему самостоятельно; скорее всего, она досталась им по наследству от азанийцев».

Можно привести и другие свидетельства такого рода, хотя они еще полностью не собраны и не изучались систематически. Уотсон указывал еще в 1928 году, что многие колодцы «высечены в известняке и достигают в глубину от 16 до 40 футов». Такими колодцами до сих пор пользуются жители Северной Кении. Некоторые пастушеские племена Африки кое-где роют подобные колодцы и по сей день, хотя искусство их бурения зародилось в отдаленном прошлом и составляет другую важную черту технических достижений «азанийцев».

Сообщение Уотсона заслуживает внимания еще по одной причине: в нем освещается и другая сторона эволюции – эволюция отношения Европы к этим следам древней африканской цивилизации. «Ученые разделились на две группы, – пишет Уотсон. – Первая группа считает, что пирамиды и колодцы появились в результате вулканической деятельности или вследствие продолжительных тропических потопов. Другая труппа относит их к остаткам древней цивилизации...»

Победа осталась за второй группой. «Существует немало археологических свидетельств, – писал Фошбрук о Танганьике через четверть столетия после сообщения Уотсона, – указывающих, что когда-то в прошлом на этих равнинах жили оседлые земледельческие племена железного века». Эти племена пробурили колодцы, построили древние дороги в Восточной Африке и путешествовали по ним.

Азанийская история

Об этих «оседлых земледельческих племенах железного века» – «азанийцах», как называет их Хантингфорд, вводя в употребление термин древних греков, – напоминают сейчас развалины каменных поселений и городов, террасированные склоны, оросительные каналы, дороги, рудники, кузницы, пирамиды и наскальные рисунки. Но вся эта масса свидетельств дает нам немного и не позволяет познакомиться с азанийцами поближе.

Были ли эти племена древними поставщиками городов побережья? Возможно и даже вероятно, но сведений о торговле на побережье сохранилось очень немного, да и те исходят от людей, стремившихся к единоличному контролю над ней. Когда европейцы впервые появились на побережье, им нетрудно было понять, какое значение придают монополии на торговлю с внутренними районами прибрежные народы, особенно суахили. Уже издавна между ними поддерживались постоянные торговые связи, о чем мы можем судить из «Перипла», а в ходе обмена прибрежные народы, естественно, накопляли все больше сведений о своих поставщиках.

Отсутствие данных о жизни народов внутренней Африки в период, когда велась интенсивная торговля через Индийский океан, вовсе не означает, что их не надо искать. Это был период развития культур железного века в Восточной и Юго-Восточной Африке. Азанийская цивилизация при всей ее загадочности была современницей Зимбабве в эпоху его расцвета. Судя по керамике, она даже поддерживала с Зимбабве торговые связи. Но жители побережья предпочитали умалчивать о том, что они знали, и только на юге, там, где цивилизации железного века были более мощными и, возможно, более развитыми, завеса спадает, и перед нами открывается много интересного и достоверного. Хантингфорд предполагает, что земледельческие цивилизации Кении и Танганьики, представители которых строили каменные дома и использовали металлы, зародились примерно в 700 году до н. э. или немного раньше. Эта дата, по всей вероятности, является неточной и не только потому, что она не подкрепляется свидетельствами. Дело в том, что большая культура Восточной Африки сформировалась в результате длительного процесса, а не какого-то отдельного события или даже ряда событий. Вероятно, ее формирование связано с движением народов с севера. Что представляла собой азанийская цивилизация, можно понять, обратившись к южной Эфиопии, где племена консо и каффа до сих пор сохранили некоторые свойственные ей обычаи и нравы. «Мы можем предполагать, – заявил Хантингфорд, – что цивилизация, которая расцветала в районе Рога Африки в течение первых семи столетий нашей эры» (и которая, добавим мы, без сомнения, многое заимствовала у сабеян, аксумитов, у жителей Мероэ и народов среднего Нила), «была разрушена исламом. Ее создатели ушли на юг через Кению (куда ислам никогда не проникал), а сама она прекратила существование между XIV и XV веками или несколько раньше». Устная история не спорит с этим утверждением. Если в преданиях племен Западной Африки часто содержатся ссылки на их восточное происхождение, то в легендах Восточной Африки столь же часто ссылаются на северное происхождение. Разумеется, и там и здесь легенды содержат лишь крупицу правды. Культура никогда механически не переносилась из одного места в другое. Если многие идеи и приходили к азанийцам с севера, то здесь их в свою очередь модифицировали, приспособляя к местным условиям. У Энгаруки, возможно, есть какое-то родство с Эфиопией в смысле общности технических навыков, и тем не менее мы можем смело сказать, что эти районы резко отличались один от другого. Приблизительно сходный процесс трансформации чужой культуры происходил в Восточной Африке. Ведь точно так же Северная Европа заимствовала у Средиземноморья идеи и технические достижения в эпоху железного века. И здесь и там это было не простое копирование, а взаимосвязь.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Новое открытие древней Африки"

Книги похожие на "Новое открытие древней Африки" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Бэзил Дэвидсон

Бэзил Дэвидсон - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Бэзил Дэвидсон - Новое открытие древней Африки"

Отзывы читателей о книге "Новое открытие древней Африки", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.