» » » » Александр Бадак - Всемирная история. Том 4. Эллинистический период


Авторские права

Александр Бадак - Всемирная история. Том 4. Эллинистический период

Здесь можно скачать бесплатно "Александр Бадак - Всемирная история. Том 4. Эллинистический период" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство Харвест, АСТ, год 2002. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Александр Бадак - Всемирная история. Том 4. Эллинистический период
Рейтинг:
Название:
Всемирная история. Том 4. Эллинистический период
Издательство:
Харвест, АСТ
Жанр:
Год:
2002
ISBN:
985-13-0871-4 (т. 4), ISBN 985-13-0828-5
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Всемирная история. Том 4. Эллинистический период"

Описание и краткое содержание "Всемирная история. Том 4. Эллинистический период" читать бесплатно онлайн.



Авторы: А. Н. Бадак, И. Е. Войнич, Н. М. Волчёк, О. А. Воротникова, А. Глобус, А. С. Кишкин, Е. Ф. Конев, П. В. Кочеткова, В. Е. Кудряшов, Д. М. Нехай, А. А. Островцов, Т. И. Ревяко, Г. И. Рябцев, н. э. Трус, А. И. Трушко, С. А. Харевский, М. Шайбак

Редакционная коллегия: И. А. Алябьева, Т. Р. Джум, С. М. Зайцев, В. Н. Цветков, Е. В. Шиш.

Четвертый том «Всемирной истории» посвящается такому мощному пласту общественной жизни как эллинизм, во многом перевернувшему исторические, философские, эстетические традиции человечества.






В областях с развитым ремеслом и торговлей в V веке происходит превращение пахотных земель в виноградники, оливковые и плодовые сады. Однако разведение специальных культур, особенно на каменистых землях, требовало больших усилий. Низкая производительность труда рабов затрудняла использование его в тех отраслях сельского хозяйства, где был необходим особенно тщательный уход за культурами.

В мелких хозяйствах работали сами владельцы с помощью членов семьи и одного-двух рабов. Крупные землевладельцы также считали невыгодным содержать круглый год большое число рабов. Они предпочитали в горячую пору сельскохозяйственных работ эксплуатировать труд наемных батраков. Количество рабов в сельском хозяйстве таких областей, как Аттика, по сравнению с количеством рабов, эксплуатировавшемся в ремесленном производстве, было значительно меньше.

Наиболее тяжелые условия труда были у рабов, работавших на рудниках. В Лаврийских горах в Аттике, где добывали серебро и свинец, рабы трудились в полулежачем положении, задыхаясь от жары и духоты. Орудиями их труда были молоток, кайло и корзины, в которых породу поднимали на поверхность земли.

Лаврийские рудники считались собственностью государства. Но работавшие здесь рабы принадлежали частным рабовладельцам, которые отдавали их внаем или аренду. Такой способ эксплуатации рабов был довольно широко распространен в Афинах, так как приносил собственникам рабов обеспеченный доход без всяких хлопот с их стороны. Так, известно, что и конце V века крупный рабовладелец Никий отдал внаем для работы на рудниках 1000 рабов.

Практиковалась также отдача внаем поваров, танцовщиц, рабов-ремесленников и т. д. В домах богатых людей рабы использовались в качестве домашней прислуги. Одной из распространенных форм эксплуатации рабов являлся отпуск их на заработки. Такие рабы назывались специальным термином — «живущие вне дома». Хозяин отпускал раба на условиях периодической уплаты определенной суммы денег — своеобразного оброка. Отпущенные рабы работали по найму, занимаясь ремеслами и мелкой торговлей. К числу таких рабов принадлежали, очевидно, и те, которые упоминаются в надписях, посвященных строительству афинского храма Эрехтейон.

Во время боевых действий рабы широко использовались в качестве оруженосцев, носильщиков и обозных. Значительная группа государственных рабов, так называемых демосиев, находилась в относительно лучшем положении. В состав демосиев входили триста человек городской стражи, которых, очевидно, по их происхождению, называли скифами. К этой же группе принадлежали писцы, глашатаи и т. д. Все демосии находились на городском довольствии и пользовались охраной закона.

В целом же, несмотря на некоторое различие в положении отдельных групп, рабы представляли собой единую массу людей, стоящих вне политической организации городов-государств.

Иногда борьба рабов против рабовладельцев принимала характер восстаний, как, например, восстание илотов в Спарте. Но чаще она носила скрытый характер. Главным видом такой борьбы было бегство рабов.

Отпущенных на волю рабов в V веке было совсем не много. Однако и вольноотпущенники не получали полной свободы. Они сохраняли известную зависимость от своих бывших хозяев — были обязаны выплачивать ему деньгами или натурой часть своих доходов. Вольноотпущенные по-прежнему не имели прав юридического лица. Их положение было хуже, нежели положение метэков.

Труд свободных

Прослойка свободной бедноты, занятая производительным трудом, была в каждом греческом полисе. Например, в ремесленных мастерских кроме рабов были заняты и свободные граждане. Из граждан состояла и основная масса производителей в земледелии, игравшем главную роль в экономике многих греческих полисов. Многие афинские граждане в годы правления Перикла использовались на строительных работах.

В большинстве греческих полисов земледельчество считалось почетным занятием. Только свободные граждане могли владеть земельным участком. В целях сохранения за гражданами этих участков государство часто вмешивалось в поземельные отношения. Аристотель сообщает о законах, которые запрещали продавать или закладывать основные наделы. Такой закон существовал, например, у западных (озольских) локров.

В Спарте отчуждение земли было запрещено вплоть до начала IV века. В Коринфе по законам Фидона и в Фивах по законам Филолая должны были приниматься специальные меры к поддержанию соответствия между числом граждан и количеством земельных наделов. По одному из законов Солона в Афинах было запрещено неограниченное приобретение земель одним человеком.

В V веке в Аттике преобладало мелкое крестьянское землевладение. Известно, например, что в середине V века количество афинских граждан, способных приобрести и содержать боевого коня, т. е. принадлежавших, по солоновой разбивке, ко второму имущественному разряду, не превышало 1000 человек, тогда как только один дом Ахарны примерно в то же время мог выставить 3 тысячи тяжеловооруженных воинов, принадлежащих к третьему имущественному разряду — зевгитов.

Афинские зевгиты владели участками земли в 10 гектаров в среднем, в состав которых входили пашни, виноградники, огороды и плодовый сад. Участки в 40–50 гектаров считались в Аттике уже крупными и давали их владельцам право числиться в первом имущественном разряде — пентакосиомедимнов, т. е. имевших годовой доход в 500 медимнов зерна.

Все шире проникают товарно-денежные отношения и афинское сельское хозяйство. На городских базарах постоянно торгуют вином, уксусом, растительным маслом, овощами, древесным углем, привозными продуктами. По свидетельству Плутарха, один из крупнейших политических деятелей Греции V века до н. э. Перикл ежегодно продавал весь свой урожай, а затем покупал на рынке все предметы первой необходимости.

Согласно распространенным в Греции взглядам, труд ремесленника почитался гораздо ниже труда земледельца. Ремесленничество считалось занятием, недостойным гражданина. Впрочем, жизнь вносила известные коррективы в эти представления. Некоторые профессии, требующие высокой квалификации и природных дарований, например занятия архитектурой, скульптурой и вазовой живописью, не считались позорящими свободного гражданина. Другие же профессии, например ремесло кожевника и т. п., рассматривались как недостойные. Этими ремеслами занимались преимущественно неграждане — метэки, периэки, вольноотпущенники и рабы.

Во всех греческих полисах проживало много переселенцев. В греческих городах-государствах, граждане которых ревниво оберегали свои привилегии, не только временно проживающие иноземцы, но даже переселенцы из других греческих городов не получали гражданских прав.

За право проживать в Афинах и заниматься здесь ремеслами и торговлей метэки платили особый поголовный налог — метэкион, составляющий 12 драхм с мужчины и 6 драхм с женщины. Кроме того, на метэках лежали и другие платежи и повинности, в частности, военная.

Метэки были ограничены и в своих экономических правах. Им запрещалось владеть землей на территории принявшего их полиса. Их дети от брака с полноправными гражданами не получали гражданства. Метэки не имели даже права самостоятельно выступать на суде.

Если во второй половине V века количество (метэков в Афинах составляло около трети населения, то в конце IV века — уже почти половину свободного городского населения. Они играли все более видную роль в торговле и ремесленном производстве. Среди метэков, как и среди вольноотпущенников, встречалось много предприимчивых людей, которые, несмотря на свое неполноправное положение, наживали крупные состояния. Наиболее богатые метэки иногда получали право приобретения земельной собственности в Аттике.

Товарное производство

Общий характер Греческой экономики

Товарное производство сыграло существенную роль в усилении социально-имущественного неравенства. С обособлением отдельных видов производственной деятельности на основе общественного разделения труда товарное производство быстро растет во всех передовых общинах Греции.

Бурное развитие греческой торговли в V–IV веках служит ярким свидетельством этого роста. Особенно показательна в этом отношении морская торговля Афин. К середине V века афинская гавань Пирей превращается в крупнейший в античном мире центр торговли. Сюда ввозилось зерно из Северного Причерноморья, Египта и Сицилии, соленая рыба, мед, воск, скот и кожи из Причерноморья, шерсть из Милета, карфагенские и персидские ковры, разного рода пряности, благовонные масла и другие предметы роскоши из стран Востока, слоновая кость из Африки, льняные ткани для одежды и парусов из Египта, обувь и бронзовые изделия из Этрурии, корабельный лес, смола и пенька из Македонии и Фракии, медь с Кипра и т. д.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Всемирная история. Том 4. Эллинистический период"

Книги похожие на "Всемирная история. Том 4. Эллинистический период" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Александр Бадак

Александр Бадак - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Александр Бадак - Всемирная история. Том 4. Эллинистический период"

Отзывы читателей о книге "Всемирная история. Том 4. Эллинистический период", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.