» » » » Сергей Марков - Земной круг


Авторские права

Сергей Марков - Земной круг

Здесь можно скачать бесплатно "Сергей Марков - Земной круг" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство Современник, год 1976. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Сергей Марков - Земной круг
Рейтинг:
Название:
Земной круг
Издательство:
Современник
Жанр:
Год:
1976
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Земной круг"

Описание и краткое содержание "Земной круг" читать бесплатно онлайн.



Книга С. Маркова «Земной круг» — это монументальное научно-художественное историко-географическое повествование. Основная линия повествования — эволюция представлений о географической изученности Сибири и Дальнего Востока, великие дела русских людей на крайнем северо-востоке Азии — раскрыта автором правдиво и художественно, на большой научной основе.






После Птолемея я перешел к замечательным свидетельствам Кая Плиния Секунда, творца «Естественной истории». Я даже выписал из книги седьмой Плиния следующий отрывок:

«…Недалеко от места возникновения Аквилона и так называемой его пещеры, называемой Гекмитрон (то есть „земная дверь“ или „земной запор“), обитают уже упомянутые аримаспы, отличающиеся одним глазом по средине лба; они будто бы постоянно воюют из-за рудников с грифами, которых предание представляет в виде крылатых зверей, выкапывающих в подземных шахтах золото, причем и звери с удивительной алчностью берегут золото и аримаспы похищают; об этом писали многие, а особенно знаменитые Геродот и Аристей Проконнесский…»

Так писал Плиний Секунд[3]. Его исседоны обитали в Джунгарии, Восточном Туркестане и даже Тибете.

Древние писатели уверяли, что одноглазые аримаспы были всегда соседями исседонов. Значит, Земная Дверь, указанная Плинием, находилась неподалеку от мест обитания этих народов. В том случае, если они действительно жили в Джунгарии и Кашгарии, Гекмитрон, или Земную Дверь, можно отождествить с Джунгарскими воротами. Там сквозь каменную горловину прорывается страшный по своей силе ветер, поднимающий с земли мелкий щебень и повергающий наземь караваны. Неистовый вихрь Джунгарских ворот мог быть уподоблен Плинием Аквилону.

Свидетельство Плиния заставляет предположить, что до него каким-то образом дошли вести о гранитных твердынях Джунгарского Алатау, стороживших самую удобную дорогу, ведущую из стран западного мира в Китай. «Аримаспея» была создана, как известно, в VI веке до нашей эры, Плиний жил в 23–79 годах нашей эры. Ко временам Плиния многое в Азии переменилось, а античная наука первого столетия получила новые сведения от еще неведомых нам скитальцев с Запада, продолживших путь Аристея.

Рихард Хенниг убежден, что Аристей проник в Западную Сибирь и там повстречался с длинноволосыми исседонами — где-то сразу за Уральскими горами.

Пока я писал эту главу, мне удалось отыскать новые, неизвестные Хеннигу сведения, касающиеся уже не Зауралья, а Алтая, как места находки древних монет, в том числе и одной боспорской.

Лет тридцать назад я сам проезжал через Усть-Чарышскую пристань, что к югу от Барнаула, где в Обь вливается ее левый приток Чарыш. Я узнал, что Чарыш славится курганами и пещерами со следами жизни древних людей, местами добычи чудесной коргонской яшмы. Река, текущая со склонов Коргонских белков, местами течет меж порфировых и яшмовых берегов.

Но я не мог тогда знать, что усть-чарышский крестьянин Копаницын сделал замечательное открытие. На приречных песках, где-то возле сельского кладбища, он нашел несколько монет. Одна из них была выбита в 111–105 годах до нашей эры, вторая — в 324 году нашей эры, третья — в VI веке, четвертая была отнесена к X столетию нашей эры. Находка Копаницына попала в Бийский музей, а затем стала известна археологам С. Киселеву и А. Зографу. Из их печатных сообщений я узнал, что Копаницыну посчастливилось найти монету, выбитую в 324 году нашей эры в Боспоре, при последнем царе из династии Рискупоридов[4].

Известный археолог М. П. Грязнов, исследователь древних погребений Алтая и Казахстана, узнав о находке Копаницына, поспешил на Усть-Чарышскую пристань. Грязнов опросил население, осмотрел приобские пески, собрал сведения о прошлом этой местности. Многие обстоятельства показались ему загадочными.

Тем не менее главного отрицать было невозможно: на Алтае в 1923 году были найдены античные монеты, Боспор, пусть даже не без участия каких-либо посредников, так или иначе вошел в соприкосновение с берегами далекой Оби!

Если мы пойдем в сторону Гекмитрона — Земной Двери, описанной Плинием, то знаки Боспора обнаружатся «в северной части Западного Тянь-Шаня», как говорит об этом известный востоковед Поль Пелльо. Его труд, изданный в 1933 году, оказался недоступным мне, но свидетельство Пелльо я нашел у Хеннига, во втором томе книги «Неведомые земли». Там черным по белому написано, что в Западном Тянь-Шане были найдены монеты, выбитые в Боспоре в 400 году до нашей эры, то есть всего через двадцать пять лет после смерти Геродота. Вот куда шагнули продолжатели скитаний Аристея Проконнесского!

Эллинов мог овеять пронзительный ветер «юйбэ» или Плиниев Аквилон, вырывавшийся из гранитной Земной Двери: неподалеку от Джунгарских ворот были найдены шестнадцать пантикапейских монет. Об этих находках сообщил немецкий ученый E. Dichl в 1923 году.

Пантикапейские клады лежали неподалеку от озера Сайрам-нор. К северу от Сайрам-нора встает хребет Борохоро, устремивший свои отроги в сторону озера. Там же простирается долина Бороталы; поперек ее проходит дорога из Кульджи в Чугучак. Путь этот, южнее Сайрам-нора, поднимается на Талкинский перевал. Все эти места находятся в Западном Китае.

Мимо юго-восточного побережья альпийского озера уходит на восток дорога, ведущая в Шихо и Урумчи. Короче говоря, Сайрам-нор находится в непосредственной близости от проходов из долины Или в Джунгарию, почти возле самых Джунгарских ворот. Если принять их за Плиниеву Земную Дверь, то этим будет облегчена задача поисков области, где жили исседоны во времена Плиния. Тогда исседонов можно узнать в усунях, о которых столько написано разными исследователями.

Усуни, выходцы из степей к западу от излучины Желтой реки, к 139 году до нашей эры уже обитали в Семиречье. В то время произошло одно примечательное событие, свидетельствующее о связях Средней Азии со странами далекого Запада.

В 101 году до нашей эры китайский полководец Ли Гуан-ли ходил войною на Давань (Ферганская долина). Он осадил даваньскую столицу Кушан, причем имел случай убедиться, что среди осажденных находились иноземные мастера, прибывшие туда из Дацини (так назывались китайцами тогда страны Запада — Рим и Эллада).

Проникновение эллинов или римлян в Фергану за сто лет до нашей эры было удостоверено китайскими историками. Так потомки Аристея впервые соприкоснулись с китайцами.

Но вернемся снова к усуням. В науке уже были попытки отождествить их с исседонами. Советский исследователь А. Н. Бернштам еще в 1941 году в своем «Археологическом очерке Северной Киргизии» утверждал, что исседоны составляли один из союзов сакских племен; усунь — лишь китайская транскрипция слова исседон.

Лет через шесть, возвратившись снова к этому вопросу, А. Н. Бернштам заявил, что исседоны или асии античных писателей в Китае назывались усунями, а у древних иранцев — кушанами. Историк вспоминал при этом и Аристея Проконнесского, замечая, что тот в рамках своего времени мог отождествить исседонов VI века до нашей эры с массагетами, то есть с теми же саками или азиатскими скифами. Собственно, об усунях еще не было упоминаний в китайских летописях. В те времена синеокие и золотобородые усуни уживались вместе с юэчжами в стране между западным изгибом Желтой реки и Кукунором: в еловых дебрях Наньшаня, на берегах Эдзин-гола пылали усуньские костры.

Только в 165 году до нашей эры усуньские орды после долгих скитаний осели на берегах Или, и Семиречье стало их второй родиной. Вскоре они смешались с народом юэчжи и саками, унаследовали некоторые обычаи своих предшественников в стране Семи рек. Поэтому стали закономерными те или иные приметы юэчжи и саков, перенесенные на усуней.

У саков, например, издревле был принят обычай украшать себя рогами. Об этом свидетельствует знаменитая героическая поэма «Махабхарата». В ней изображены «саки, тохары и канка, люди, заросшие волосами, с рогами, прикрепленными ко лбу». Как тут не вспомнить длинноволосых исседонов!

Как объяснить их одноглазость, о которой впервые поведал миру Аристей Проконнесский? Кстати, надо сделать оговорку, что Геродот, в отличие от Аристея, одноглазыми объявил аримаспов, и с тех пор античные писатели дружно последовали за Геродотом; в их представлении скифские циклопы связаны только с аримаспами. Страбон однажды разъяснял, что великий Гомер своих одноглазых «киклопов» мог заимствовать из преданий Скифии.

Но раз Аристей Проконнесский сообщил про исседонов, что «каждый из них имеет один глаз на прекрасном челе», то у нас нет никаких оснований отнимать у них эту, пусть сказочную, но присущую им особенность.

Объяснить одноглазость исседонов или аримаспов можно только путем изучения совершенно достоверных примет времени.

На моем столе, когда я пишу эту главу «Земного круга», которую, кстати сказать, мне все время приходилось расширять и дополнять по мере своих разысканий, лежит целая стопа выписок из различных источников.

Настораживает известие о том, что в иньский период истории Китая, лет за 1400 до нашей эры, изображения человеческих глаз были положены в основу узоров, украшавших различные изделия. Среди изделий могли быть и головные уборы. Может, здесь начало начал сказок об одноглазых людях Азиатской Скифии? Были же рога у саков и тохаров!.. А знаменитые зеркала из бронзы? Рассматривая бронзовые зеркала в музеях, я не раз замечал, что они имеют отверстия для привешивания. Почему же не допустить мысли, что их прикрепляли к головной ленте?


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Земной круг"

Книги похожие на "Земной круг" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Сергей Марков

Сергей Марков - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Сергей Марков - Земной круг"

Отзывы читателей о книге "Земной круг", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.