» » » » Тур Хейердал - В погоне за Одином


Авторские права

Тур Хейердал - В погоне за Одином

Здесь можно скачать бесплатно "Тур Хейердал - В погоне за Одином" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Путешествия и география, издательство Менеджер, год 2008. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Тур Хейердал - В погоне за Одином
Рейтинг:
Название:
В погоне за Одином
Издательство:
Менеджер
Год:
2008
ISBN:
978-5-8346-0328-3
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "В погоне за Одином"

Описание и краткое содержание "В погоне за Одином" читать бесплатно онлайн.



Знаменитый норвежский путешественник Тур Хейердал на этот раз приглашает читателей отправиться в глубины истории, в эпоху Великого переселения народов. И это далекое и такое еще не изученное время на страницах книги оживает во всей своей многогранности.

…Не покорившийся Риму царь Понта Митридат покончил с собой, и это стало огромным потрясением для всего Древнего мира. Не желая становиться римскими подданными, многие свободолюбивые племена устремились кто на Север, кто в степи, кто в Индию и Китай. В Древнем мире не было границ, не сформировались еще нации, но у каждого народа — свои традиции, свои боги… Развиваются ремесла, земледелие, расцветает торговля. Читатель узнает, как возник путь «из варяг в греки», почему в Китае жили светловолосые, голубоглазые люди, что такое «раковинные деньги» с Мальдивов, почему многие сказания кавказских народов так похожи на скандинавские саги, кто такие асы, где проходил Великий шелковый путь.

Рассказ обо всем этом построен в виде беседы Тура Хейердала и его друга — историка и археолога Пера Лиллиестрёма. Внимательно изучив королевские саги скандинавского скальда Снорри Стурлусона, они как бы услышали его подсказку, что его мифы и саги — это прообраз реальности. И поверив Снорри, они не ошиблись. Мифический материал, переплетаясь с реальными историческими фактами, увлекает и волнует.






Пер. На каком языке?

Тур. Этого он не говорит. Он только констатирует, что с этнической, языковой и религиозной точек зрения Кавказ — один из сложнейших регионов в мире. До арабско-мусульманского нашествия на Кавказе были три христианских царства: Армения, Грузия и Кавказская Албания[224]. В этих трех царствах сосредоточилось огромное количество народностей. В самом конце X в. на юге произошла неудачная попытка восстания против халифа. Те, кто тогда не захотел подчиниться правлению халифа, были вынуждены перейти под покровительство армянской церкви. Когда христианская Кавказская Албания была уничтожена, уцелевшие удины скрылись в горах. Они никогда не принимали ислам, но и не подчинились армянской церкви. Согласно Вегге, удины сами утверждали, что в середине 90-х гг. XX в. их численность составляла около 10 тыс. человек, из них почти половина жила в поселке Нидж, расположенном в 300 км к западу от Баку. Именно туда я и направлялся после посещения храма в Азербайджане. Этот храм — конечная цель паломничества огнепоклонников, ибо пламя огнепоклонничества не погасло в Азербайджане до сих пор.

Недалеко от столицы республики Баку, рядом со старым караванным путем, находится священная местность, под названием Сура Кани, или «Красное место», где из земли вырывается огненное пламя. Благодаря этим местам Альфред Нобель и другие нефтяные магнаты в конце XIX в. заработали себе огромные состояния, начав бурить здесь нефть, которая залегала буквально на поверхности. Сегодня вся эта местность — настоящий ад: повсюду — нефтяное загрязнение и тысячи заброшенных нефтяных вышек, которые напоминают мертвые деревья на кладбище растраченного богатства. Вдоль побережья появились новые вышки, полные жизни и движения, а нефтяные платформы в Каспийском море вселяют надежду на лучшее будущее для жителей этой неописуемо красивой страны. А сегодня в эту забытую богом местность по асфальтовой дороге ездят автобусы с туристами…

А в памяти людей еще живы воспоминания о караванах верблюдов, следовавших по Великому шелковому пути из стран к востоку от Каспийского моря. Здесь путники останавливались на своем пути в караван-сарае в Сура Кани. Здесь и по сей день сохранились маленькие домики вокруг открытой площадки посередине, на которой стоит небольшой храм, в центре которого из груды камней вырывается вечное пламя. Возможно, какие-нибудь любопытные туристы остановятся здесь, чтобы поразмышлять о развитии мировых религий, и спросят, почему варвары поклонялись огню, а не Святому кресту, звезде Давида или лунному серпу Мухаммеда. А ведь огонь в те времена был своего рода земной иконой для тех, кто поклонялся солнцу на небесах как видимому символу бога, дающего свет. Удины, жившие высоко в горах Кавказа, знают, как и мы, что за две тысячи лет в мире сменились религии и священные символы, но… солнце по-прежнему освещает и нас, и наши символы.

Солнцу поклонялись все известные нам древнейшие цивилизации как в Старом, так и в Новом Свете. И местность, где сближаются друг с другом Азия, Африка и Европа, где родились основатели великих религий, в этом смысле не является исключением. Цари Шумера и фараоны Египта — все почитались богами как при жизни, так и после смерти, ибо люди верили в их божественное происхождение.

Обычай возведения людей в ранг богов существовал на Среднем Востоке еще во времена Агамемнона. Это подтверждает и Снорри в своей генеалогии Одина, возводящей его предков к Элладе. И потому Вовсе не удивительно, что жители Севера во времена конунга Гюльви в земле свеев возвели в сонм богов Одина, пришедшего к ним с солнечного юга в золоте и блеске, с большой свитой и именитой родословной.

Пер. Согласно Снорри, Один сам попросил, чтобы его сожгли на костре после того, как он пометил себя копьем, чтобы умереть как воин на поле боя. И Снорри сообщает, что костер этот был большим и красивым. Снорри придает большое значение тому, что Один принес на Север обычай трупосожжения. Один ввел закон, предписывавший сжигать всех умерших, и заставил людей верить в то, что, чем выше поднимается дым от костра, тем более высокое место займет на небе умерший.

Тур. Трупосожжение было известно на Севере и в более ранние времена, но Снорри, несомненно, связывает обычай кремации именно с появлением здесь Одина. Религия огнепоклонников зороастризм не предписывала сжигать трупы людей, принадлежавших к низшим слоям населения, дабы не загрязнять священный огонь. Сжигались лишь тела тех, кто был достоин этого! А знаешь, что сказала мне одна азербайджанка, узнав, что я прочитал доклад об исландских сагах в Азербайджанской академии наук? Она сказала:

«На нашем языке Один означает „огнепоклонничество“: Од — это огонь, а дин — религия, или поклонение».

Я не лингвист и не эксперт по языкам и поэтому не могу оценить правильность этого перевода, но, когда я попал в горы, к удинам, то невольно начал задаваться вопросом, не взял ли наш северный Один себе имя по названию своего племени, а, может, его подданные, уцелевшие здесь и после прихода римлян, назвали свое племя по имени покинувшего их хёвдинга…

Пер. Один стал, в первую очередь, богом аристократов, воителей и викингов, в то время как Тор сохранил свою популярность в широких слоях населения, прежде всего среди земледельцев, поскольку был, кроме того, и богом погоды. То, что я узнал в Азербайджане об Одине (то, что его имя означает «огнепоклонничество»), чрезвычайно интересно. Теперь я понимаю, почему арабы в Испании думали, что викинги — огнепоклонники, и называли их словом «ал-маджус», которое затем преобразовалось в более испанское слово «маго», которое, как я прочитал в испанской энциклопедии, означает жрецов в зороастризме. Этих жрецов считали волшебниками за их познания в астрономии. Три святых короля называются по-испански Los Reyes Magos. В 1955 г. арабист с мировым именем Арне Мельвингер опубликовал свою докторскую диссертацию, посвященную слову al-magus, которое означало «викингов и жителей Севера вообще». Самое раннее свидетельство, которое у нас имеется о религии викингов, — это интересный рассказ арабского поэта и дипломата Аль-Газаля[225], который посетил в 845 г. одного из конунгов-викингов в качестве посланника. Этот рассказ был записан Ибн-Альгамой (804–896) со слов Аль-Газаля. Вот что говорил Аль-Газаль: «Там (на том острове) живут маджусы в огромных количествах. Недалеко от того острова есть еще много других, больших и малых, где все жители — маджусы. Близлежащий материк также принадлежит им, он такой большой, что требуется много дней, чтобы проехать по нему. Они все были прежде маджусами, но сейчас исповедуют христианскую религию, отказавшись от огнепоклонничества и своей прежней религии и перейдя в христианство, за исключением обитателей нескольких изолированных островов в океане. Там жители сохранили свою старую религию с огнепоклонничеством, браками с матерями и сестрами и другими нелепостями».

Последнее согласуется с тем, что Снорри рассказывает о Ньёрде, который был женат на своей сестре. Этот обычай он принес с собой из страны ванов.

Итак, Один стал родоначальником религии и сумел возвыситься до главного бога у народов Севера. Культ его продолжался до введения христианства на Севере. Однако мы не знаем достоверно, кому поклонялся и приносил жертвы сам Один, кого он ожидал встретить в мире богов. Разве что Тора? Мы не знаем также, какой веры был конунг свеев Гюльви и его народ до того, как пришел Один с асами и обманом отнял у него власть в его собственном царстве.

А какое впечатление произвели на тебя удины?

Тур. Мне показалось, что они воздвигли вокруг себя как бы невидимую крепость. Приняв позитивные стороны цивилизации, они все же не отказались от прошлого, которое они хранят внутри себя и между собой и которое незримо присутствует в окружающей их местности.

В гостях у народа удин

Тур. Когда мы с Жаклин приехали из Осло в село удин Нидж, нас приняли как близких родственников, вернувшихся домой. Село Нидж находится в горах, на расстоянии пяти часов езды на автомобиле от современной столицы Азербайджана у Каспийского моря. Вегге не смог поехать с нами, но в поездке приняли участие два представителя Миссии для санталов в Азербайджане и ректор Бакинского университета.

Большая часть удин (около 5 тыс. человек) живет в настоящее время в горном селе Нидж в построенных между старыми деревьями домиках. Когда мы с Жаклин приехали почти что с официальным визитом в двух автомобилях с полицейским эскортом и мигалками, то нам показалось, будто все жители во главе с мэром собрались на открытой площадке перед скромным поселковым домом собраний. Оказалось, что президент Азербайджана сообщил о нашем приезде в интервью по телевизору. И вот мы, норвежцы, оказались в царстве асов, и у нас было такое чувство, будто мы попали в страну из саг. Мэр сразу же пригласил нас в гости. В саду, где густо росли ореховые деревья, под крышей из виноградных лоз был накрыт огромный стол, ломившийся от всяческих блюд, начиная от гусей и жаркого из свинины и кончая южными фруктами, пивом и домашним вином. Мы упирались головами в виноградные лозы, когда вставали, чтобы произнести тост и осушить наполненные бокалы. Мэр по традиции был провозглашен тамадой и руководил трапезой.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "В погоне за Одином"

Книги похожие на "В погоне за Одином" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Тур Хейердал

Тур Хейердал - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Тур Хейердал - В погоне за Одином"

Отзывы читателей о книге "В погоне за Одином", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.