» » » » Тур Хейердал - В погоне за Одином


Авторские права

Тур Хейердал - В погоне за Одином

Здесь можно скачать бесплатно "Тур Хейердал - В погоне за Одином" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Путешествия и география, издательство Менеджер, год 2008. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Тур Хейердал - В погоне за Одином
Рейтинг:
Название:
В погоне за Одином
Издательство:
Менеджер
Год:
2008
ISBN:
978-5-8346-0328-3
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "В погоне за Одином"

Описание и краткое содержание "В погоне за Одином" читать бесплатно онлайн.



Знаменитый норвежский путешественник Тур Хейердал на этот раз приглашает читателей отправиться в глубины истории, в эпоху Великого переселения народов. И это далекое и такое еще не изученное время на страницах книги оживает во всей своей многогранности.

…Не покорившийся Риму царь Понта Митридат покончил с собой, и это стало огромным потрясением для всего Древнего мира. Не желая становиться римскими подданными, многие свободолюбивые племена устремились кто на Север, кто в степи, кто в Индию и Китай. В Древнем мире не было границ, не сформировались еще нации, но у каждого народа — свои традиции, свои боги… Развиваются ремесла, земледелие, расцветает торговля. Читатель узнает, как возник путь «из варяг в греки», почему в Китае жили светловолосые, голубоглазые люди, что такое «раковинные деньги» с Мальдивов, почему многие сказания кавказских народов так похожи на скандинавские саги, кто такие асы, где проходил Великий шелковый путь.

Рассказ обо всем этом построен в виде беседы Тура Хейердала и его друга — историка и археолога Пера Лиллиестрёма. Внимательно изучив королевские саги скандинавского скальда Снорри Стурлусона, они как бы услышали его подсказку, что его мифы и саги — это прообраз реальности. И поверив Снорри, они не ошиблись. Мифический материал, переплетаясь с реальными историческими фактами, увлекает и волнует.






Фритьоф Нансен писал: «…эти волны накатывались на крутые склоны с юга и севера и разбивались о скалы, но в недоступных узких долинах, где было легко защищаться, засели остатки прошедших мимо народов, которые загородились от остального мира в своем узком мирке. Таким образом в этих горах на маленькой территории собралось больше различных народностей, чем в каком-либо другом уголке мира…»

Нансен был профессором биологии в Университете Осло и преподавал на биологическом факультете за несколько лет до моего поступления в университет. В своей книге он уделяет особое внимание одному кавказскому народу, который он называет осетинами, но который, по его словам, арабские и средневековые авторы называли асами, а иногда аланами. По его сведениям, в начале прошлого века там еще жили около 225 тыс. представителей этого народа. Их страну он называет Осетией, которая находится по обе стороны Кавказских гор, включая степные территории на западной стороне.

Пер. Там, где находится Азов? И вовсе не на востоке Азербайджана, хотя те асы, должно быть, те же самые, что и сегодняшние асы? А что пишет о них Фритьоф Нансен?

Тур. А пишет он следующее: «О них много спорили и писали ученые… Они пришли на Кавказ, должно быть, с Севера и в первые столетия после Рождества Христова широко расселились на юге теперешней России, а точнее, в нижнем течении Дона. …В отличие от других кавказских народов, особенно в восточной части Кавказа, осетины имеют удлиненную форму черепа (средний индекс, возможно, около 81). Глаза у них большей частью голубые или серые, волосы и борода светлые, каштановые или рыжеватые. Лица широкие, носы большие и прямые, а губы тонкие. Цвет кожи светлый, часто румяный. Они среднего роста и крепкого телосложения, как мужчины, так и женщины. Осетины, возможно, первоначально принадлежали к нордической расе, или же произошло переселение народа с Севера, однако их язык указывает на связи с Востоком, с народом Ирана. Встречаются среди них и такие, у кого иная форма черепа, темные волосы и карие глаза, но это говорит лишь о смешении их с другими народностями в более позднее время.

Для нас, жителей Севера, этот народ представляет некоторый интерес потому, что их название связывают с древненорвежским словом åss, означающим богов».

Пер. Оказывается, Нансену уже давно пришла в голову мысль о том, что осетины, или асы, были, возможно, скандинавского происхождения?

Тур. Он пошел еще дальше. Обнаружив черты сходства между образом жизни и мифологией осетин и древних скандинавов, он пытается найти причины. Во времена Нансена для этого кавказского народа было характерно особое почитание святого пророка Илии, который был взят на небо в огненной колеснице. Нансен указывает на то, что осетины называли бога грома и молнии святым Илией[229], и находит определенное сходство между святым Илией и древнескандинавским богом грома и молнии Тором. Если кого-то убивало молнией, считалось, что его наказал Илия за какую-то обиду. Убитого молнией хоронили либо на том же месте, либо клали на двухколесную повозку, запряженную двумя козлами. У могилы резали черного козла, а шкуру вешали на шест. Нансен видит связь между козлами громовержца Илии и повозкой Тора. Он находит также связь местного сказания о драконе Руймоне[230], который родился слепым и живет в подземном царстве и которого Илия ловит и вытаскивает на поверхность, с древнескандинавским мифом о Торе, поймавшем в Йотунхейме на крючок Мирового змея и вытащившем его на поверхность. Нансен находит еще некоторые черты сходства между этим кавказским народом и нашими древнескандинавскими предками. Он пишет о громадных трехметровых камнях, воздвигнутых на старинных могилах, и сравнивает их со скандинавскими баутастейнами. Нансен пишет, что и плоские лепешки напоминают лепешки на норвежских хуторах, или же обращает внимание на то, что они и лес сплавляют по рекам на скандинавский манер. Он пишет: «Тот факт, что многие черты образа жизни и обычаи осетин, их орудия труда очень похожи на наши, северогерманские, объясняется, возможно, общим индоевропейским происхождением, а, может быть, вытекает из схожих условий жизни».

Нансен ближе других подошел к решению загадки, но даже такому отважному полярнику и путешественнику вряд ли могла прийти в голову мысль о том, что намеки на происхождение рода Инглингов можно найти у Снорри, одиноко сидевшего на своем острове в Полярном море и сочинявшего саги в Средневековье.

Однако воздадим честь тому, кто ее заслуживает! Я уважаю Нансена больше всех остальных европейцев XX в. Он один добился разрешения Лиги Наций на изготовление «нансеновских паспортов», спасших после Первой мировой войны жизни миллионов обреченных на смерть беженцев из Армении и других восточных стран. На своем полярном судне «Фрам» он прошел по направлению к Северному полюсу дальше, чем кто-либо до него. А во время своего путешествия по Кавказу он ближе других подошел к истине об Одине, когда объединил осетин и асов и поместил их «на юг России, в низовья Дона…»

Как и все скандинавы, Нансен считал, что предки викингов всегда жили на Севере, так что, если у асов на Кавказе и есть что-то общее с асами из северных сказаний, это значит, что именно кавказские асы пришли с Севера. Однако российские археологи считают сегодня, что асы пришли на Кавказ с Востока и были иммигрантами из Азии.

В Азове — колыбели асов

Тур. Прежде мы могли бы попасть к Азовскому морю, просто продолжая следовать по Великому шелковому пути. Однако этот путь идет через теперешнюю Грузию, а затем углубляется в российскую территорию, туда, где река Дон впадает в Азовское море. На этом пути нас поджидали проблемы на границе. В результате мы полетели на север, в Москву, а затем в Ростов, расположенный прямо в верховьях дельты Дона. Везде мы наблюдали только мир и спокойствие и не заметили никаких признаков беспорядков на Северном Кавказе. Правда, нас удивляло отсутствие туристов в этой части мира, где от глаз европейцев с Запада в течение поколений скрывалось столько интересного. Русские в дельте Дона оказали нам такой же радушный прием, как и азербайджанцы, и грузины, чем мы уже были изрядно избалованы. Холодная война не убавила в людях жизнерадостности и хорошего настроения. Весь Кавказский регион — это смешение народов, которых в большей степени, чем какие-либо другие нации в мире, объединяло общее историческое прошлое, изобилующее бесконечными переселениями. И вот прибыли мы с далекого Севера, чтобы найти подтверждение тому, что и наша часть мира имеет отношение к той культурной экспансии, которая распространялась во все стороны с Кавказа каждый раз, когда этот регион захватывала новая сверхдержава.

Времени в Тбилиси у нас почти не было, так что нам пришлось отказаться от приглашения грузинских археологов посетить раскопки в Октомбери, единственной деревне в Грузии, где все еще жили удины. Нам нужно было попасть в Азов в дельте Дона, откуда, согласно Снорри, был родом Один. И нам хватило времени только на то, чтобы осмотреть коллекции Тбилисского археологического музея и тысячелетние рукописи в ультрасовременной государственной библиотеке.

В этот раз я приехал изучать более поздний период человеческой истории. Раньше, в годы холодной войны, я интересовался происхождением мировых культур и возможностями их распространения через океаны. Теперь меня интересовало, не могли ли русские реки сподвигнуть людей в эпоху Римской империи к бегству на Север.

В прошлый раз я был в этой части Кавказского региона в качестве гостя Советского Союза со своей международной командой после пересечения Атлантического океана на тростниковой лодке «Ра». Поскольку в этот раз, чтобы попасть в дельту Дона, пришлось лететь через Москву, мне пришла в голову мысль позвонить русскому участнику трех моих экспедиций Юрию Сенкевичу. Я подумал, что бывший врач советских космонавтов, а теперь известный ведущий телевизионных программ о путешествиях, вероятно, смог бы порекомендовать гостиницу в городе на Дону и подсказать, с кем там можно связаться.

Я не ошибся в своих предположениях. Когда мы совершили посадку в московском аэропорту, Юрий уже ожидал нас. Он отвез нас на своей машине на другой аэропорт, откуда мы вылетели в Ростов. Когда мы поздно ночью сошли с трапа, нас встречала целая делегация. Мы вновь были на Кавказе, но уже по русскую сторону границы, в аэропорту недалеко от Ростова — современного города с миллионным населением в низовьях Дона, столицы этого региона. Всего в 40 км отсюда, где Дон впадает в Азовское море, находились древние портовые города Азов и Танаис — цель нашего путешествия. Другого путеводителя, кроме саг Снорри, у нас не было. Однако складывалось впечатление, будто к нашему визиту готовились уже много месяцев, а не один день, после телефонного звонка Юрия. Ночью нас встречал ростовский вице-губернатор Валерий Леонидович Евтеев, а на следующий день у нас была встреча с местными археологами и историками из Ростовского государственного университета и из региональных музеев Ростова и Азова.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "В погоне за Одином"

Книги похожие на "В погоне за Одином" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Тур Хейердал

Тур Хейердал - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Тур Хейердал - В погоне за Одином"

Отзывы читателей о книге "В погоне за Одином", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.