Анатолий Тарас - Краткий курс истории Беларуси IX-XXI веков

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Краткий курс истории Беларуси IX-XXI веков"
Описание и краткое содержание "Краткий курс истории Беларуси IX-XXI веков" читать бесплатно онлайн.
Мы, беларусы, восстановили свою древнюю государственность и уверенно движемся в будущее. Мысль о том, что наше государство не может быть по-настоящему суверенным, если пользуется чужими историческими концепциями, становится популярной в обществе. В этой книге события отечественной истории показаны с национальной точки зрения.
Главное достоинство книги в том, что автор смог рассказать обо всех важнейших событиях, происходивших на территории расселения беларуского этноса за 12 столетий. Его рассказ начинается с возникновения древних племен, а завершается провозглашением независимости Беларуси. При этом автор опровергает многие мифы и заблуждения, распространенные как в массовом сознании, так и в современной историографии.
Структура книги удобна для использования ее в качестве схемы при самостоятельном изучении беларуской истории. Указаны 100 названий книг, рекомендуемых тля этого. Книга написана простым понятным языком и, несмотря на обилие фактических сведений, легко читается.
Шляхта была достаточно многочисленной. Если в России, Австрии и Пруссии на протяжении XVII - ХVIII веков численность дворянства не превышала 1-2 % населения, то в ВКЛ она составляла от 10 до 12 %. Правда, более половины ее приходилось на малоземельных и безземельных мелких шляхтичей. Между тем, шляхта, собираясь в ополчение («посполитое рушение»), должна была выставлять конного воина с каждых 5 волок земли. Поэтому на практике одного конника часто содержали несколько шляхетских семей, которые покупали ему коня, оружие, обмундирование, снаряжение, продовольствие и фураж.
Определенная часть мелкой шляхты служила в частных войсках магнатов. Например, у Радзивиллов были отряды конной шляхты в Несвиже и Клецке, у Сапег — пехотные роты в Слуцке.
Мещане
К 1650 году на территории ВКЛ (в границах современной Беларуси) было 37 городов и свыше 300 местечек. Из них около 60 % находились в западной части страны от линии Двины и Днепра.
С середины XVI столетия все лично свободное население городов и местечек называлось мещанами. Это ремесленники, оптовые торговцы (купцы), владельцы лавок (крамари), рыночные и уличные торговцы (лотошники), владельцы земельных участков и отдельных зданий, корчмари, лекари, цирюльники (парикмахеры), слуги, разносчики (посыльные), наемные служащие городских учреждений и некоторые другие категории населения.
Высший слой горожан составляли богатые купцы и землевладельцы, а также руководители цехов ремесленников (мастера). К среднему слою относились подмастерья, крамари, хозяева рыночных мест, служащие городской администрации. Нижний слой объединял всех остальных.
Очень важной особенностью жизни городов и местечек в ВКЛ было то, что многие из них обладали самоуправлением на основе так называемого Магдебургского права. В них создавались магистраты и собственные судебные органы. Магдебургское право давало городам и местечкам льготы по налогам и освобождало жителей от обязательной службы в войске. Население же тех городов и местечек, которые принадлежали великому князю или местным князьям, подлежало суду и власти чиновников великого князя либо тех феодалов, которым принадлежал город (или местечко).
Первой в ВКЛ получила самоуправление столица — Вильня (в 1387 г.), за ней последовал Брест (в 1390 г.). Свыше 50 лет они оставались единственными в этой категории. Но с середины XV века такое же право великие князья и частные владельцы начали предоставлять одному городу (местечку) за другим. Через 300 лет — к середине XVIII века — Магдебургское право на территории ВКЛ имели 147 городов и местечек (60 из них сейчас находятся в Украине и Польше).
Крестьяне
Крестьяне составляли основную часть населения страны. По роду занятий крестьяне делились на тягловых (которые отбывали «панщину»), осадных (они платили оброк), огородников (беднейшая часть крестьян, отбывавших панщину раз в неделю) и слуг (занятых в хозяйстве землевладельца).
По степени зависимости крестьяне разделялись на «людей похожих» (имевших право свободно переходить от одного феодала к другому), «людей непохожих» (их право на свободный переход ограничивали долги и другие обязательства), «челядь невольную» (это были слуги, фактически лишенные права на переход).
Историки советского времени обычно обходили стороной либо затушевывали в своих исследованиях и публикациях тот факт, что основная масса крестьянства в ВКЛ была лично свободной. Ведь знание этого факта неизбежно вызвало бы у читателей вопрос: какое государство следует считать «более прогрессивным» в плане устройства общества? Неужели Российскую империю, где рабами были почти все крестьяне?!
Крестьяне обычно платили натуральный оброк («дзякло») землевладельцам за те наделы земли, которые они обрабатывали (при этом они оставались лично свободными). Единицей обложения до аграрной реформы 1557-58 гг. («валочнай памеры») являлись двор и служба, после нее — волока и дым.
Величина «дзякла» была разной в разных владениях, землевладельцы устанавливали ее с учетом материального положения зависимых от них крестьян. Чаще всего это были 2 бочки ржи и овса в год с хозяйства. Кроме того, оброк включал сено, домашнюю птицу и яйца. Так, в имении Небышин Ошмянского повета в конце XVI века крестьяне ежегодно сдавали с каждой волоки по 2 бочки ржи и 2 бочки овса.
В XVIII веке, в связи с развитием товарно-денежных отношений, землевладельцы стали все чаще заменять «дзякло» денежной рентой. Например, в имении Гоздеево Минского воеводства в 1705 году крестьяне должны были платить вместо бочки ржи — 20 злотых, вместо бочки овса — 5 злотых, вместо воза сена — 3 злотых.
5. Религиозный раскол в середине XVI века
Лютеранство
Все началось с Мартина Лютера. Осенью 1517 года (31 октября) этот 34-летний доктор теологии прибил к дверям церкви в Виттенберге 95 тезисов, в которых резко выступил против так называемых «индульгенций» — отпущения грехов за деньги. Он также перевел «Библию» с латыни на народный немецкий язык, заявив, что каждый человек способен сам понимать «слово божие». Лютер открыто заявил на диспуте, что он — последователь Яна Гуса. Мгновенно в Германии возникло целое движение:
1) лютеране отрицали почитание ангелов и святых, иконы, церковную роскошь;
2) из 7 таинств они оставили только два — крещение и причастие;
3) богослужение перевели с латыни на родной язык;
4) утверждали, что священник — не посредник между человеком и Богом, а лишь грамотный толкователь «Священного писания»;
5) отрицали папство и монашество;
6) резко осуждали католическое духовенство, погрязшее в пьянстве, разврате, стяжательстве и других пороках;
7) требовали секуляризации землевладений церкви.
С 1555 года по Аугсбургскому религиозному миру (между императором Карлом V и князьями-протестантами) лютеранство стаю официальной религией в Германии. Оно успешно распространялось в странах Скандинавии, Эстонии и Лифляндии (Латвии).
В ВКЛ лютеранство проникало из Ливонии и Пруссии (в 1544 году был открыт лютеранский университет в Кёнигсберге), но популярности не получило. К 1600 году было всего лишь 8 лютеранских общин (в Вильне, Ковно, Гродно, Минске, Витебске, Слуцке и т. д.).
По примеру лютеранства возникли другие протестантские (от слова «протест») движения — англиканство, цвинглианство, кальвинизм (он поглотил цвинглианство), социанианство. Позже (в XVII веке) возникли баптизм и квакерство.
Кальвинизм
Несмотря на сопротивление католического костёла, в ВКЛ получил широкое распространение кальвинизм. Его базу составили магнаты, шляхта и часть горожан — примерно 10 % населения государства. Н иколай Радзивилл «Черный» основал в 1553 году в Бресте первый кальвинский собор (с типографией).
В кальвинизме шляхту и горожан привлекало следующее:
1) религиозное оправдание борьбы с тираном, преступающим заповеди Бога — эта установка отвечала традициям шляхетских вольностей, давала идейную основу для сопротивления центральной власти монарха.
2) Отмена церковной десятины, доведение принципа «бедной церкви» до аскетизма.
3) Секуляризация церковных земель.
4) Возможность для магнатов влиять на руководство кальвинистской церковью (принцип «чья власть, того и вера»).
5) Внимание кальвинистов к вопросам образования и здравоохранения.
В 1550-69 гг. кальвинизм приняли Валовичи, Радзивиллы, Кишки, Сапеги, Дорогостайские, Ходкевичи, Тышкевичи, Соломерецкие и другие магнатские фамилии. В 1563 году кальвинистская шляхта по инициативе Н. Радзивилла получила равные права с католической.
Была создана Литовская кальвинистская провинция, состоявшая из 6 дистриктов (округов): Брестского (Подляшского), Виленского, Жмудского, Завилейского, Новогрудского, Русского (с центром в Минске).
Но крестьяне, в отличие от шляхты и горожан, упорно держались за православие.
Вскоре среди кальвинистов произошел раскол, в 1562-63 гг. из них выделились так называемые антитринитарии (ариане). Это Василий Тяпинский, Симон Будный (1530-1593) и группа их сторонников.
Костёл перешел в контрнаступление после 1587 года, когда королем стал католический фанатик Жигимонт III Ваза. Но, в отличие от Западной Европы, наши предки не устраивали кровавых расправ друге другом и на кострах еретиков не жгли[109]. Они предпочитали действовать методами убеждения. Это сработало, к 1630 году (т. е. за 40 лет) кальвинизм в ВКЛ пришел в упадок.
Социнианство
В 1579 году в Краков приехал итальянский вольнодумец Фаусто Социни (1539-1604), а уже в 1588 году он и его сторонники победили в диспутах на соборе в Бресте. Центром социнианства в Польше был город Раков, в ВКЛ — Новгородок (Новогрудок, если на польский манер).
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Краткий курс истории Беларуси IX-XXI веков"
Книги похожие на "Краткий курс истории Беларуси IX-XXI веков" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Анатолий Тарас - Краткий курс истории Беларуси IX-XXI веков"
Отзывы читателей о книге "Краткий курс истории Беларуси IX-XXI веков", комментарии и мнения людей о произведении.