Анатолий Тарас - Краткий курс истории Беларуси IX-XXI веков

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Краткий курс истории Беларуси IX-XXI веков"
Описание и краткое содержание "Краткий курс истории Беларуси IX-XXI веков" читать бесплатно онлайн.
Мы, беларусы, восстановили свою древнюю государственность и уверенно движемся в будущее. Мысль о том, что наше государство не может быть по-настоящему суверенным, если пользуется чужими историческими концепциями, становится популярной в обществе. В этой книге события отечественной истории показаны с национальной точки зрения.
Главное достоинство книги в том, что автор смог рассказать обо всех важнейших событиях, происходивших на территории расселения беларуского этноса за 12 столетий. Его рассказ начинается с возникновения древних племен, а завершается провозглашением независимости Беларуси. При этом автор опровергает многие мифы и заблуждения, распространенные как в массовом сознании, так и в современной историографии.
Структура книги удобна для использования ее в качестве схемы при самостоятельном изучении беларуской истории. Указаны 100 названий книг, рекомендуемых тля этого. Книга написана простым понятным языком и, несмотря на обилие фактических сведений, легко читается.
Конфедерация — форма государственного устройства, при которой образующие ее государства сохраняют свой суверенитет, имеют собственные органы государственной власти и управления, финансовые системы, законодательство и пр. Объединенные органы создаются только для координации действий в сферах внешней политики и обороны.
Речь Посполитая была конфедерацией.
Несвижский замок
Каменный замок на месте прежнего деревянного построил князь Николай-Криштоф Радзивилл «Сиротка» (1549-1616). Строительные работы начались в 1583 г. Вид замка в 1601 г. представлен на гравюре Томаша Маковского, придворного художника Радзивиллов.
Четырехугольную площадку (170 х 120 м) окружал земляной вал высотой около 20 м, облицованный камнем, с бастионами по углам (немного позже внутри бастионов были построены оборонительные башни). Внутри вала были устроены конюшни и складские помещения. Наверху вала находился каменный бруствер, а снаружи его окружал ров, заполненный водой.
С западной стороны к замку вели две подъездные дороги. Попасть внутрь можно было через каменные ворота с раздвижным мостом. Ворота прикрывало укрепление треугольной формы. По прямой линии от ворот, на противоположной стороне площадки, находился трехэтажный дворец с угловыми восьмигранными башенками. Справа (если смотреть от ворот) стояла трехэтажная казарма с большой дозорной башней, слева — двухэтажный хозяйственный корпус.
Особое очарование замку придал костёл Тела Христова в стиле барокко, построенный итальянским архитектором Джованни Бернардони (1451-1609). Этот храм ознаменовал возвращение фамилии в католицизм после бурного периода Реформации.
В 1706 г. замок разрушили шведы. В 1726 г. архитектор К. Жданович начал восстановительные работы. В течение всего XVIII века замковый комплекс неоднократно достраивали. Так, в 1740 г. появилась дворцовая часовня, в 1748 г. рядом с замком был построен театр (его здание не сохранилось). К дворцу надстроили 4-й этаж, перестроенные боковые корпуса соединили с дворцом трехэтажными жилыми строениями, а с въездными воротами — галереями.
Организация ООН по делам культуры (ЮНЕСКО) включила Несвижский замок в список всемирного наследия.
Глава 7. «КРОВАВЫЙ ПОТОП» (1654-1666 гг.)
«Унии не быть, латинству не быть, жидам не быть»!
(Царь Московский Алексей Михайлович, 1654 г.)
1. «Хмельничина» и подготовка Москвы к войне (1648-1654 гг.)
В мае 1648 года началась «хмельничина» — война украинских казаков и крестьян против феодалов. С самого начала обе стороны вели ее с крайней жестокостью. Казаки, а также примкнувшие к ним крестьяне ставили своей целью полное истребление польской и полонизированной шляхты, католического и униатского духовенства, еврейского населения.
Эта война затронула южные поветы ВКЛ. Сюда из Украины вторгались отряды Гаркуши, Головацкого, Гладкого, Кривошапки, Голоты, Небабы, Хвесько и других атаманов. Целью вторжений являлось провоцирование социальных низов на восстание против великого князя и присоединение южной части ВКЛ к «вольной казацкой державе». В течение лета - осени 1648 года казаки вместе с примкнувшей к ним анархически настроенной местной «голытьбой» захватили Лоев, Чечерск, Брагин, Пинск, Бобруйск, Жлобин, Мозырь, Брест, Чериков, Могилев, Туров, Речицу, ряд местечек на юге и юго-западе ВКЛ. Повсюду они убивали и насиловали, грабили и жгли. Достойный отпор бандиты получили только в Слуцке, Кричеве, Минске и Старом Быхове.
Войска гетмана Януша Радзивилла уничтожили казаков и местных мятежников в Мозыре, Бобруйске и Речице, дважды разгромили под Лоевом (здесь в 1649 г. погибли 11 тысяч повстанцев и до 7 тысяч в 1651 г.).
«Хмельничина», а затем война с Московией происходили во время правления Яна II Казимира (1648-1668) — самого несчастливого короля Речи Посполитой, если не считать последнего — Станислава Августа Понятовского.
К войне с ВКЛ Москва стремилась давно. Там мечтали отомстить и за Смутное время (московиты, как это у них принято по сей день, виновниками всех своих бед всегда считали иностранцев, в данном случае литвинов и поляков) и за поражение в Смоленской войне. Более того, царь, патриарх и боярство хотели присоединить к Московии всю Левобережную Украину и Киев, а давнюю соперницу Литву ликвидировать как государство.
Вопрос о войне против ВКЛ и Польши был принципиально решен в феврале - марте 1653 года. После этого потребовался предлог. Его предоставили запорожские казаки. Их гетман Богдан Хмельницкий несколько раз обращался к царю с просьбой взять «вольных лыцарей» под свое покровительство. И вот в сентябре 1653 года был созван Земский собор, решавший ряд острых вопросов внутренней жизни Московского государства. Помимо других решений, Собор постановил 1 октября принять «гетмана Богдана Хмельницкого и все войско Запорожское с городами и землями их» под «высокую царскую руку»[126].
Закрывая в тот же день Собор, царь Алексей Михайлович заявил, что он будет воевать с Речью Посполитой, если она попытается удержать казаков силой. А 8 (18) января 1654 года в Переяславе собралась Великая Рада казаков, мещан, духовенства и православной шляхты Левобережной Украины, подконтрольной гетману Войска Запорожского. Хмельницкий произнес речь. В частности, он сказал:
«Собрали мы Раду, явную всему народу, чтоб вы с нами выбрали себе государя из четырех, кого хотите: первый царь турецкий, который много раз через послов своих призывал нас под свою власть; второй — хан крымский; третий — король польский, который, если захотим, и теперь нас еще в прежнюю ласку принять может; четвертый есть православный великой Руси государь царь и великий князь Алексей Михайлович, всея Руси самодержец восточный, которого мы уже шесть лет беспрестанными моленьями нашими себе просим. Тут которого хотите выбирайте!»
Понятно, что при такой постановке вопроса ответ на него был предрешен в пользу московского царя.
Заключая союз с казаками (который каждая из сторон трактовала в свою пользу), царь и бояре прекрасно понимали, что он неизбежно приведет к войне с Речью Посполитой. Но война казаков против поляков, завершившаяся Белоцерковским миром 18 сентября 1651 года, показала ослабление Республики Обоих Народов и в Москве решили: пора! 23 октября 1653 года Алексей Михайлович торжественно заявил в Успенском соборе Кремля о своем желании начать войну:
«Мы, великий государь, положа упование на Бога, приговорили и изволили идти на недруга своего, польского Короля»[127].
В тот же день были назначены воеводы для командования основными силами и определена дата выступления — 20 мая 1654 года.
Накануне войны царское правительство приступило к массированной идеологической обработке населения приграничных районов ВКЛ, особенно полоцко-витебского Подвинья. Этим занимались местные православные священники, московские купцы и специально посланные люди, а также агенты Хмельницкого. Все они распространяли послания московского царя к жителям ВКЛ. В одной из таких грамот, датированной 11 мая 1654 года (за 9 дней до перехода границы московскими войсками) содержался призыв к православному населению:
«…прежде бы нашего царского пришествия разделение с поляки… яко же верою и чином, и хохлы, иже маете на главах своих, пострижите, кождо противу супостат Божиих вооружайтеся всяко. Аще же кто не будет таков, а в самое то бранное дело невозможно будет знати, что учинят ратные люди».
Установка царя на провоцирование религиозного и национального раскола среди населения ВКЛ весьма показательна.
Все эти факты убедительно доказывают, что дело было вовсе не в защите Украины или освобождении Беларуси, как твердили и монархические, и коммунистические авторы. Напомним, что главным идеологом и вдохновителем этой войны был религиозный фанатик, патриарх Никон (Никита Минов; 1605-1681). Установка царя своим войскам говорит сама за себя: «Унии не быть, латинству не быть, жидам не быть». Иначе говоря, война имела ярко выраженную религиозную окраску. Именно эта принципиальная установка обусловила катастрофу гражданского населения Великого Княжества.
Между тем ВКЛ являлось правовым государством. Жители городов, местечек, имений, фольварков руководствовались нормами Статутов ВКЛ, четко определявшими воинские обязанности граждан. Специальный раздел «О обороне земской» прямо требовал: «Павинен кождый войну служити». Граждане, уклонявшиеся от воинской службы во время войны, считались предателями, нарушителями присяги на верность великому князю и за это «каралися горлам», т. е. смертью. Такое же наказание было тем, кто «…с неприятельми нашими порозуменье мел, листы до них або послы радечи против нам, господору и речи посполитой або остерегаючи слал, тым непрыятелем якую помоч давал. Кто бы теж замок наш неприятелю подал, кроме причины голоду гвалтовного, хто бы теж люди неприятельские в паньство нашо Великое князство Литовское здрадливе привел, а то бы на него слушне а справедливе было переведно…».
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Краткий курс истории Беларуси IX-XXI веков"
Книги похожие на "Краткий курс истории Беларуси IX-XXI веков" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Анатолий Тарас - Краткий курс истории Беларуси IX-XXI веков"
Отзывы читателей о книге "Краткий курс истории Беларуси IX-XXI веков", комментарии и мнения людей о произведении.