» » » » Владислав Дорофеев - Яндекс Воложа. История создания компании мечты


Авторские права

Владислав Дорофеев - Яндекс Воложа. История создания компании мечты

Здесь можно купить и скачать "Владислав Дорофеев - Яндекс Воложа. История создания компании мечты" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Биографии и Мемуары, издательство Альпина Паблишер, год 2013. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Владислав Дорофеев - Яндекс Воложа. История создания компании мечты
Рейтинг:
Название:
Яндекс Воложа. История создания компании мечты
Издательство:
неизвестно
Год:
2013
ISBN:
978-5-9614-3233-6
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Яндекс Воложа. История создания компании мечты"

Описание и краткое содержание "Яндекс Воложа. История создания компании мечты" читать бесплатно онлайн.



«Яндекс» — это, конечно, компания мечты. По всем параметрам. В пятерке поисковиков мировой Сети, в тридцатке самых инновационных компаний мира, и одно из самых желанных мест для работы в России. Бизнес, возникший из головы, интеллекта, знаний, упорного труда, способности к риску и удачи — возникший, несмотря на давление со стороны инвесторов, власти и конкурентов.

Из увлекательного повествования, максимально приближенного к хронике, понятно, что «Яндекс» — это невероятная по силе и напору машина генерации событий, явлений и открытий. Во главе с Аркадием Воложем компания на протяжении уже более полутора десятков лет находится на гребне успеха.

В процессе работы над книгой автор, профессиональный журналист, задействовал сотни источников и десятки личных контактов. Прочтите эту уникальную книгу, и вы наверняка извлечете для себя рецепты построения своей компании и команды мечты.

Секретов больше нет.






«У человека бывает две-три хороших идеи в жизни (третья идея, по словам Воложа, — это выход “Яндекса” в сентябре 2011 г. на поисковый рынок Турции; интересно, какая же была первая идея: неужели обучение прикладной математике? Или все же женитьба? — В.Д.), и похоже, что тогда возникла одна из таких. Идея простая: если соединить две хорошие технологии — поиск и лингвистику, получится интересный продукт. Мы сделали поиск с морфологией». Так позже будет оценивать тот интеллектуальный прорыв Волож, который сам только спустя годы сумел оценить его значение.

Морфология (от греч. morhpe — форма, logos — учение) изучает слова как части речи — с точки зрения их грамматических свойств. Морфология — это наука о правилах словоизменения и словообразования. Основа морфологии: корень, суффикс, приставка, окончание (или флексия — самая большая головная боль разработчиков русскоязычных поисковиков), которое способно меняться в зависимости от рода, числа и падежа. Морфология русского языка еще в 1970-х гг. была исчерпывающе описана Андреем Анатольевичем Зализняком, будущим академиком Российской академии наук. Результатом этого научного прорыва стали базовые труды для русской морфологии — «Русское именное словоизменение» (1967) и особенно «Грамматический словарь русского языка» (1977), в котором для 100 000 слов русского языка указана точная модель словоизменения и предложена классификация самих этих моделей. Этот словарь стал основой для разработки компьютерных программ автоматического морфологического анализа, в том числе в информационном поиске, в машинном переводе. Именно этот труд лег в основу алгоритма «Яндекса» и других поисковиков, основанного на морфологическом принципе опознавания слов.

Через некоторое время в помощь Сегаловичу отрядили Михаила Маслова, Дмитрия Тейблюма, Сергея Ильинского и Леонида Бровкина. Во главе с Сегаловичем эта группа программистов написала программу морфологического анализа для версии программы на новом словаре. В результате поиск был серьезно улучшен и ускорен. Первым продуктом, по словам Воложа, стала усовершенствованная программа поиска в международном классификаторе изобретений объемом почти 10 МБ. Словарь, обеспечивающий поиск с учетом морфологии русского языка, занимал всего 300 КБ, то есть целиком грузился в оперативную память и работал очень быстро. С этого момента пользователь мог задавать в запросе любые формы слов.

«В итоге к 1993 г. вся система поиска стала совершенно другой», — перебирает Волож шаги прошлого. За два года работ были созданы две информационно-поисковые системы — «Международная классификация изобретений», четвертая и пятая редакции, а также «Классификатор товаров и услуг». Обе системы работали под DOS и позволяли проводить поиск, выбирая слова из заданного словаря, с использованием стандартных логических операторов, и по запросу выдавали выборку данных.

Дискеты с программой (по сути, коробочный продукт) покупали преимущественно научно-исследовательские институты и организации, занимавшиеся патентоведением. Удивительно, но поначалу на этот интеллектуальный продукт, из которого впоследствии вырастет «Яндекс», сложился вполне устойчивый спрос. И это несмотря на общий хаос в стране, подлую приватизацию, обвалившуюся экономику. Сумасшедшая инерция была у гибнущей страны.

Это подтверждают и отцы-основатели «Яндекса».

Сегалович: «Этот “классификатор” расходился довольно-таки успешно в течение трех лет. И я постепенно втянулся. В какой-то момент до меня дошло, что эта работа на будущее, она интересна и многогранна».

Волож: «Три года мы этим продуктом занимались, активные продажи вели, даже рекламу давали в газете “Известия”. Все писали у меня на кухне. Человек десять удавалось прокормить этим бизнесом… Но ситуация постоянно ухудшалась… Потому что основными покупателями патентных программ тогда были бюджетные организации, а в начале 1990-х гг. бюджет страны заметно поиздержался, и за наши программы перестали платить».

В результате в 1993 г. «Аркадия» прекращает свое отдельное существование, причем не только по причине отсутствия платежеспособных покупателей: «Кроме того, мы поняли, что программы для пользователей — не наш профиль, наше дело — разработка технологий. В результате “Аркадия” стала маленьким отделом в CompTek. Закрывать фирму нам было жалко, потому что все понимали, что разработки, в общем-то, уникальные. А зарплата пяти сотрудникам большой компании, каковой являлась CompTek, не разоряла, — ностальгирует Волож. — Мы подумали и решили, что хватит держать людей на голодном пайке, давайте лучше считать их всех отделом программирования компании CompTek. Несколько программистов стоят недорого для богатой компьютерной компании, а технологию поиска было оставлять жалко».

То есть продолжать кормиться надо было в новом организационном качестве.

Стабблбайн вспоминает, что он как-то спросил (имел право как совладелец) Воложа: «“Вот эти пять человек бородатых, которые сидят и изобретают что-то очень интересное, о чем я не имею особого представления, — что-нибудь из этого выйдет толковое?” И Аркадий сказал: “Роберт, не беспокойся, когда-нибудь что-то очень интересное из этого выйдет”. Ну, оставалось доверять».

То есть если с железом и другими компаниями, которые оперировали материальными активами, все было более или менее понятно практически с самого начала, то сомнения насчет коммерческих перспектив рынка услуг поиска не покидали не только партнеров Воложа по CompTek.

Сомнения насчет перспектив этого бизнеса оставались и у Воложа. Может быть, до самого 2000 г., когда первый инвестор «Яндекса» перечислил более $5 млн за право собственности на более чем треть на тот момент еще убыточной компании. Или даже до конца 2002 г., когда «Яндекс» зафиксирует первую прибыль и станет лидером на рынке поиска в Рунете.

Впрочем, не суть. Главное, что все эти годы Волож умело скрывал от партнеров свою неуверенность, которая своего пика, возможно, достигла в момент прекращения деятельности «Аркадии».

Тогда-то и стартовал тот самый «Яндекс», то есть уже под крышей CompTek. Осенью 1993 г. появилась первая версия программы Яndex (Yet another indexer — «Еще один индексатор»), дающая возможность включения в поиск быстрого и удобного индексатора.

«Мы продолжали работать над усовершенствованием системы поиска в русскоязычных текстах. Было решено придумать броское название для этой системы. Я долго ломал над этим голову. Писал разные слова, так или иначе связанные с нашей системой. Так я дошел до Yet another indexer, это выражение по смыслу означало “языковой индекс”. А уже Аркадий придумал заменить в слове index первую букву на русскуюЯ” — указание на то, что система связана с русским языком», — реконструирует прошлое Сегалович.

«Однажды нам пришло письмо, — рассказывает Волож. — “Как же вы здорово придумали с этими своими инь и ян. Ведь “иньдекс” — это же женское что-то такое, а “яндекс” — это такое сильное, мужское, то есть индекс, но с яйцами!”» Кстати, стартовая страница сайта в Интернете по сей день называется index (index.html, index.php — в зависимости от языка, на котором написан сайт).

«О, это классика жанра… Илюша предложил дать личное имя технологии поиска. Одно из предложенных им названий — Yet another index (“Еще один индекс”). Программисты любят такие штучки. Я сократил его до “Yandex”. “Я” — очень русская буква. Ее нет ни в одном другом алфавите. Очень хорошо для Рунета», — с большой теплотой вспоминает тот период Волож.

Что понятно, в эмоциональном отношении для него это, возможно, один из самых насыщенных и интенсивных периодов жизни. Двадцатидевятилетний математик, отказавшийся от научной карьеры, но уже удачливый, инициативный и динамичный предприниматель еще не увенчан различными призами, наградами, еще не заработал денег для своих внуков, еще не сформировал набор семейных активов, чтобы передать их по наследству, еще не вернул долги своим учителям, еще не создал одну из самых продвинутых команд в ИТ-мире и еще не поучаствовал в восстановлении системы среднего и высшего образования для умных и подающих надежды детей и специалистов. То есть еще много чего — «не». Именно поэтому это и был момент истины, тот самый звездный час, который возносит человека на новый уровень самопознания и реализации, открывая совершенно новые возможности в окружающем его мире. Тут главное — воспользоваться этими возможностями, не упустить своего.

А среагировать.

Реакция — это ведь не означает постоянное броуновское движение, это означает всегда быть наготове, чтобы затем мертвой хваткой уцепить свой шанс. И вот этого качества у Воложа, как создателя, организатора «Яндекса», не отнять.

На сайте «Яндекса» есть официальная трактовка истории имени компании.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Яндекс Воложа. История создания компании мечты"

Книги похожие на "Яндекс Воложа. История создания компании мечты" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Владислав Дорофеев

Владислав Дорофеев - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Владислав Дорофеев - Яндекс Воложа. История создания компании мечты"

Отзывы читателей о книге "Яндекс Воложа. История создания компании мечты", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.