» » » » Джеймс Голдгейер - Цель и средства. Политика США в отношении России после «холодной войны»


Авторские права

Джеймс Голдгейер - Цель и средства. Политика США в отношении России после «холодной войны»

Здесь можно скачать бесплатно "Джеймс Голдгейер - Цель и средства. Политика США в отношении России после «холодной войны»" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Политика, издательство Международные отношения, год 2009. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Джеймс Голдгейер - Цель и средства. Политика США в отношении России после «холодной войны»
Рейтинг:
Название:
Цель и средства. Политика США в отношении России после «холодной войны»
Издательство:
Международные отношения
Жанр:
Год:
2009
ISBN:
978-5-7133-1350-0
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Цель и средства. Политика США в отношении России после «холодной войны»"

Описание и краткое содержание "Цель и средства. Политика США в отношении России после «холодной войны»" читать бесплатно онлайн.



Как формировалась внешняя политика США по отношению к России в 90-е годы XX века? В чем видела свои интересы в разваливающемся Советском Союзе правящая американская элита и правильно ли оценивала ситуацию? Какие были совершены ошибки и почему? На эти вопросы на основании широкого спектра источников, бесед с известными политическими деятелями, личных наблюдений пытаются найти ответ авторы нашумевшей в США книги.






Первоначально эти действовавшие снизу силы были союзниками Горбачева в его борьбе со средним слоем партийной бюрократии. Однако вскоре исходившие из низов требования более решительных перемен вышли за рамки реформистской повестки дня Горбачева. Политические активисты, добивавшиеся более радикальных перемен сначала в рамках Межрегиональной депутатской группы Съезда народных депутатов, начали объединяться для решительных действий против традиционных институтов советского режима. Возглавляемая Борисом Ельциным новая политическая сила быстро трансформировалась в революционную оппозицию эволюционным реформам, предлагавшимся Горбачевым{28}. Ее первоначальные требования были расплывчаты, но вскоре она выдвинула несколько тем, которые вступали в прямой конфликт с теперь уже «устаревшим» режимом Горбачева.

Сначала они потребовали независимости от СССР. Весной 1990 года, после того как прошли выборы в Советы республиканского уровня, оппозиция советскому коммунистическому режиму наиболее наглядно проявилась в виде требований национального суверенитета сначала в республиках Прибалтики — Эстонии, Латвии и Литве, а затем и в России. К 1990 году вспыхнула «война законов» между общесоюзным и российским Съездами народных депутатов, причем каждый пытался использовать свой законодательный мандат для утверждения своего верховенства над другим{29}. Второй, хотя и менее четко сформулированной, концепцией оппозиции был призыв к проведению рыночных реформ. Если горбачевская перестройка была направлена на реформирование и обновление старой социалистической системы, то Ельцин, «Демократическая Россия» и их союзники, в конечном счете, выступили за полную ликвидацию социализма{30}. Третьим компонентом идеологической платформы оппозиции была демократия. Чтобы еще нагляднее подчеркнуть свои разногласия со старой системой, оппозиция в июне 1991 года организовала избрание своего лидера Бориса Ельцина на специально созданный пост президента России. Победа Ельцина на президентских выборах в июне 1991 года стала его третьей по счету оглушительной победой за последние три года, при том что лидер Советского Союза Горбачев ни разу не получил прямого мандата от народа.

В этот же период националистические движения, набиравшие силу в нерусских республиках Советского Союза, бросили дополнительный вызов власти Горбачева. В своих мемуарах Горбачев признает, что он сильно недооценил «национальный вопрос» — эвфемизм, которым обозначали межэтнические конфликты в Советском Союзе{31}. Он не ожидал взрыва насилия на национальной почве в декабре 1986 года в Казахстане, когда казахские студенты выразили протест против смещения первого секретаря Коммунистической партии Казахстана Динмухамеда Кунаева (этнического казаха), снятого со своего поста в ходе начатой Горбачевым кампании борьбы с коррупцией. В 1988 году вспыхнул еще более кровопролитный конфликт на национальной почве между Арменией и Азербайджаном по поводу спорной территории Нагорного Карабаха. За этими протестами последовали требования предоставления независимости республикам Прибалтики и Грузии. В Грузии демонстрации 1989 года привели к человеческим жертвам, когда советские войска в Тбилиси открыли огонь по безоружной толпе. Два года спустя, в январе 1991 года, советские войска захватили помещения средств массовой информации в Риге и Вильнюсе. В ходе этих операций погибло около двух десятков человек, сотни получили ранения. Горбачев заявил, что не имеет отношения к этим инцидентам, и президент Джордж Буш ему поверил. Тем не менее, в целом режим Горбачева выглядел все более реакционным, но никак не реформистским{32}.[11] К тому же становилось очевидным, что власть от него ускользала.

Реакция США на Ельцина и других антисоветских лидеров

Ельцин и его сторонники старались представить себя, в отличие от Горбачева, деятелями в большей мере прозападными и проамериканскими. Горбачев говорил о реформировании социализма; Ельцин и его союзники выступали за неолиберальный рыночный капитализм. Горбачев допускал ограниченную состязательность в выборах; Ельцин выступал за многопартийные выборы и узаконил институт прямых выборов президента России. Горбачев хотел создать новую советскую федерацию; Ельцин добивался полной независимости для России и других республик. Вскоре после провозглашения летом 1990 года суверенитета России Ельцин создал российское Министерство иностранных дел и назначил дипломата среднего уровня Андрея Козырева первым российским министром иностранных дел. Горбачев призывал к созданию Общеевропейского дома; Ельцин и его союзники хотели (в то время) вступить в НАТО. Горбачев искал, как сохранить Прибалтийские республики в составе союза; Ельцин и его правительство признали независимость Балтийских «государств» и объявили их аннексию Советским Союзом в 1940 году незаконной{33}. Не менее важным было и то, о чем умалчивал Ельцин. Больше всего российская оппозиция избегала идей и тезисов, которые ассоциировались бы с этническим национализмом. Стараясь избежать сравнения с движениями за независимость в Югославии, она облекала свои требования независимости в форму, лишенную этнической окраски, и придерживалась мирной тактики. Российская оппозиция стремилась избежать насилия как средства захвата власти, опасаясь, что насилие дискредитирует движение как внутри страны, так и на международной арене.

Появление на политической арене Ельцина, его более революционный подход к изменению советского режима и более прозападный курс во внешней политике создали реальную дилемму для администрации Буша. В момент прихода к власти в 1989 году внешнеполитическая команда Буша первоначально была настроена скептически в отношении подлинных намерений Горбачева. Новая администрация замедлила процесс сближения, начатый Горбачевым и президентом США Рональдом Рейганом, и приступила к длительному процессу пересмотра политики. Однако согласие Горбачева к концу 1989 года со свободными выборами в Восточной Европе, падение Берлинской стены, а также вывод советских войск из Афганистана и общее сокращение советского присутствия в странах «третьего мира» заслужили ему высокие оценки как непосредственно президента Буша, так и его ближайших внешнеполитических советников. Решение Горбачева не препятствовать объединению Германии и его поддержка военной акции США против Ирака еще более укрепили симпатии к нему в администрации Буша. В области внешней политики Горбачев и его министр иностранных дел Эдуард Шеварднадзе соглашались почти со всеми крупными инициативами администрации Буша{34}.

Неудивительно, что администрация Буша не хотела предпринимать нечто такое, что могло бы ослабить позиции надежного друга Америки в Кремле. Если бы противниками оппозиции в борьбе за власть являлись Иосиф Сталин или Леонид Брежнев, ей было бы гораздо легче заручиться поддержкой администрации Буша. Но вызов, брошенный Ельциным Горбачеву, создавал серьезные неудобства для США в плане национальной безопасности. Горбачев шел на уступки, которые имели большое значение для Буша и его внешнеполитической команды. С какой стати эти американские чиновники стали бы делать что-то для ослабления позиций советского лидера?

К тому же для большинства в администрации Буша альтернатива представлялась не вполне привлекательной. В то время считалось, что за падением Горбачева последует сдвиг вправо, и так называемый прогрессивный вариант многих отталкивал. Деятелям администрации Буша Ельцин представлялся пьяницей и недипломатичным демагогом, которому нельзя было верить. Во время своего первого визита в США в сентябре 1989 года он произвел на Белый дом ужасное впечатление[12]. На запланированную встречу Ельцина с советником президента по национальной безопасности Брентом Скоукрофтом должен был «заглянуть» президент{35}. Ельцин пришел в ярость от того, что Буш не собирался встречаться с ним официально. Он не был знаком с традицией «спонтанного» появления президента как способа проведения деликатных встреч и какое-то время стоял на подъездной дорожке к западному крылу Белого дома, оскорбленный, что ему не предложили войти в Белый дом через главный вход, и недовольный тем, что ему была назначена встреча со Скоукрофтом, а не с президентом[13].

Невоспитанность Ельцина произвела особенно отрицательное впечатление на Скоукрофта, который увидел в нем не только пьяницу и эгоиста, но автократа и демагога. Скоукрофт вспоминает: «Первый раз он появился здесь очень напыщенным, хотя по положению он был еще никто. Когда он вошел в мой кабинет, я спросил его о цели визита. И он начал рассказывать мне какие-то сказки. Ельцин был типичным оппортунистом. Он был демократом только потому, что это сулило ему продвижение. На самом деле ему была нужна только власть. В отличие от Горбачева, он был популистом, знал, что нравится людям, и хорошо этим пользовался»[14]. Как утверждалось, Ельцин на многие запланированные для него в Вашингтоне встречи приходил пьяным и совершенно неподготовленным, создав тем самым в Белом доме твердое впечатление, что ему нельзя доверять.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Цель и средства. Политика США в отношении России после «холодной войны»"

Книги похожие на "Цель и средства. Политика США в отношении России после «холодной войны»" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Джеймс Голдгейер

Джеймс Голдгейер - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Джеймс Голдгейер - Цель и средства. Политика США в отношении России после «холодной войны»"

Отзывы читателей о книге "Цель и средства. Политика США в отношении России после «холодной войны»", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.