» » » » К. Воложанин - История Сибири: Хрестоматия


Авторские права

К. Воложанин - История Сибири: Хрестоматия

Здесь можно купить и скачать "К. Воложанин - История Сибири: Хрестоматия" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство Литагент «Флинта»ec6fb446-1cea-102e-b479-a360f6b39df7, год 2011. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
К. Воложанин - История Сибири: Хрестоматия
Рейтинг:
Название:
История Сибири: Хрестоматия
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
2011
ISBN:
978-5-9765-1167-5
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "История Сибири: Хрестоматия"

Описание и краткое содержание "История Сибири: Хрестоматия" читать бесплатно онлайн.



Хрестоматия «История Сибири» составлена в соответствии с программой учебного курса. Содержит материалы по основным темам практических занятий. Для студентов неисторических факультетов.






Преосвященным были перенесены в новый соборный храм образа Пречистой Богородицы Одигидрии и образ Живоначальныя Троицы, которые были присланы в Тобольск еще царем Федором Иоанновичем. По заказу преосвященного протодьякон Матфей подновил старые иконы и написал два запрестольных образа Пречистыя Богородицы.

По обычаю того времени святая вода после освоения соборного храма отправлялась в Москву патриарху и царю. В ответных дарах царь Михаил Федорович передал для Софийского храма: серебряную панагию с мощами святого Пантелеймона, святых бессребренников Козьмы и Дамиана, святого Иоанна Милостливого и Иоанна Златоуста, а также драгоценный омофор с шелковыми кистями, низанными жемчугом, серебряное вызлощенное кадило, несколько медных кадил, разные церковные книги, 10 укропников, 20 варников, а для строительных нужд 8 тысяч разных гвоздей и на иконное письмо несколько фунтов немецких красок.

Преосвященный как человек дальновидный и прозорливый хорошо понимал, что епархиальное хозяйство необходимо налаживать именно в начальный период становления епархии в Сибири, и всячески тому способствовал. Для этой же цели он направляет в Москву старца Герасима с очередной челобитной, в которой просит у царя пожаловать ему «сельцо Абалаково с деревнями». Но и на этот раз государь отказывает, предлагая взамен еще два поля на все той же речке Нице по 200 десятин. Таким образом, под Тюменью к 1625 г. выросло село из 22 крестьянских дворов, где была открыта и церковь, а всего земель, приписанных к Софийскому дому, числилось 617 десятин.

В тот же период была основана и Тавдинская слобода. А в 1622 г. преосвященный просит о пожаловании ему земель между реками Тоболом и Тавдой, называемых «островом займищем царя Кучума». Государь удовлетворяет и эту его просьбу. На 1625 г. в Тавдинской слободе было уже 16 крестьянских дворов.

Таким образом, твердой рукой, думая не только о нуждах сегодняшнего дня, но в большей мере о своих преемниках, преосвященный Киприан заложил хозяйственные основы развития Сибирской епархии, которая, благодаря его стараниям, обрела полную материальную самостоятельность.

Патриарх и царь полностью доверяли первому сибирскому архипастырю и в своих посланиях предписывали ему лично контролировать действия гражданских властей: напоминать воеводам, чтобы они следили за безопасностью города, чтобы «ночью всякие люди с огнем не сидели, да не было бы съездов ночных с огнем и питием, а днем жили бы смирно и не бражничали, а в городе бы и в воротах держали бережение великое; следить за служилыми, торговыми людьми и пашенными крестьянами: кто сколько пашни пашет на себя и на нас, какими угодьями владеют и какими торгами торговые люди промышляют и что с торгов и пашен каких податей платят»; проведение переписи также предписывалось сделать владыке: «тайно и всяческими мерами разведать и расспросить служилых людей русских и инородцев, ясачных татар, остяков, вогулов и пашенных крестьян». При этом владыка должен был «поучать боярина, воеводу и мирских людей с умилением, а не станут слушать – говорить им с запрещением, если же и после поучения и смирения не уймутся, то писать к царю и отцу его Патриарху».

Выдающаяся заслуга преосвященного состоит в том, что он положил начало сибирскому летописанию. На другой год после своего прибытия в Тобольск он собрал всех ветеранов похода дружины Ермака и велел записать, кто и где был убит, и иные сведения о походе. На основе этого составлен «Синодник ермаковым казакам», находившийся долгое время в Софийском храме, а имена их велено было поминать ежегодно в неделю православия «велигласно и возглашать им вечную память».

При архиепископе Киприане в Тюмени открывается Ильинский девичий монастырь, а в Преображенский, в том же городе, направляется игумен Сергий. В Томске – Успенский мужской; в Енисейске – Рождественский девичий; в Таре – мужской Спасский и женский мученицы Параскевы монастыри.

За время управления преосвященным епархией в ней уже насчитывалось: 12 монастырей, 30 церквей с 300 монашествующими и 50 человек белого духовенства. Сама Сибирская епархия занимала территорию от границ Урала до Енисея и от южных российских степных границ до Обдорска и Мангазеи.

Многие тяготы и заботы, которым преосвященный отдавался полностью, понуждают архиепископа летом 1623 г. в послании к Патриарху просить разрешения прибыть в Москву, чтобы «видеть очи государя». В ответной грамоте Михаил Федорович пишет:

«Писал к отцу нашему Филарету Никитичу, что ты нам служишь и о наших делах радеешь и самовольников унимаешь, а о том скорбишь, что ты долго наших очей не видел и мы советовав с отцом нашим Филаретом Никитичем тебя пожаловали – тебе быть к Москве видеть государские Наши очи и ты б, богомолец наш, как к тебе сия Наша грамота придет, ехал к нам к Москве увидеть государские очи по зимнему пути, или как твое время будет, а с собою взял бы людей сколько тебе надобно, да ризницу, да дьяков певчих и подьяков, а о подводах, на чем тебе из Тобольска ехать к Москве, послана к тебе от нас подорожная, велено тебе дать 30 подвод и к боярину нашему Ю. Я. Сулешову с товарищами от нас писано и велено тебя из Тобольска отпустить к Москве по твоей волей подводы дать по подорожной…»

Преосвященный Киприан пробыл в Тобольске до февраля и выехал лишь 5-го числа, видимо, заканчивая свои дела. Обратно в Тобольск преосвященный уже не вернулся, а был переведен на митрополичью кафедру на Крутицкое подворье, где и пробыл до октября 1626 г. Затем его переводят на Новгородскую митрополию, где он остается до конца жизни.

Скончался преосвященный Киприан 17 декабря 1634 г. (по другим данным в 1636 г.) и погребен в Корсунской паперти Новгородского Софийского собора. Сохранились написанные преосвященным стихири и канон на праздник принесения на Русь Ризы Господней, свидетелем исцеления от этой святыни он был лично.

(Светочи земли Сибирской. Екатеринбург, 1998. С. 10–27)

Взаимоотношения с аборигенами в XVIII – первой четверти XIX века

К началу XVIII в. с выходом на Тихоокеанское побережье и Камчатку процесс присоединения Сибири к России был в основном завершен, но окончательное покорение некоторых аборигенных народов было еще далеко от завершения. Даже на севере Западной Сибири русские власти были вынуждены примиряться с фактической независимостью значительной части ненцев (юраков), которые не только отказывались платить ясак, но и совершали грабительские набеги на ясачных, нередко убивали промышленных и служилых людей. Учитывая недостаток военных сил в этом регионе, а также крайне неблагоприятные для действий казачьих отрядов (но не для ненцев-оленеводов) природные условия тундры, русская администрация сделала ставку на постепенное и поэтапное вовлечение юраков в сферу русского влияния с последующим включением в состав российских подданных, длительное время соглашаясь на внесение ими ясака на добровольной основе и в нефиксированном объеме.

Гораздо сложнее и драматичнее складывались отношения с народами Северо-Востока – камчадалами (ительменами), коряками и чукчами. Хотя подчинение ительменов и было осуществлено в относительно короткий срок и без широкомасштабных военных действий, они на протяжении XVIII в. (вплоть до 1750-х гг.) неоднократно восставали, убивали служилых и даже захватывали русские остроги. Причиной этих восстаний было крайне жестокое обращение камчатских приказчиков и казаков с аборигенами, которых они немилосердно грабили, истязали и сотнями обращали в холопов. Подавление восстаний ительменов нередко сопровождалось безудержной резней. В результате, по самым скромным оценкам, к середине XVIII в. численность ительменов уменьшилась вдвое.

Крайним ожесточением с обеих сторон характеризуются взаимоотношения русских с коряками. К началу XVIII в. русское подданство с уплатой ясака признавала лишь часть коряков, преимущественно оленных, да и они время от времени выходили из подчинения русским властям. Остальные коряки, в особенности прибрежные зверобои, не только отказывались от уплаты ясака, но и активно противодействовали проникновению русских через свои земли на Камчатку, нападая на отряды служилых, у которых на вооружении были даже пушки. Вооруженное противоборство между русскими и коряками продолжалось до начала 1760-х гг., когда сопротивление коряков было окончательно сломлено. К этому времени в результате карательных акций и многочисленных военных столкновений с чукчами численность коряков резко уменьшилась, а их военный и экономический потенциал значительно ослаб.

На Чукотке русских встретили умелые, жестокие и бескомпромиссные воины, которые, защищая свою землю, не задумываясь, жертвовали собственной жизнью и жизнью своих близких. Жестокими в этом противоборстве были обе стороны; об этом свидетельствует правительственный указ 1742 г., который предписывал чукчей «искоренить… вовсе». Однако попытки властей покорить чукчей силой оружия так и не увенчались успехом. Только тактика мирных переговоров принесла некоторые плоды: в 1778 г. с чукчами был подписан мирный договор, по которому они формально признали русское подданство, однако без подчинения русской администрации. Ясак чукчи платили только на добровольной основе взамен подарков с русской стороны.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "История Сибири: Хрестоматия"

Книги похожие на "История Сибири: Хрестоматия" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора К. Воложанин

К. Воложанин - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "К. Воложанин - История Сибири: Хрестоматия"

Отзывы читателей о книге "История Сибири: Хрестоматия", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.