» » » » Юлия Щербинина - Русский язык. Речевая агрессия и пути ее преодоления


Авторские права

Юлия Щербинина - Русский язык. Речевая агрессия и пути ее преодоления

Здесь можно купить и скачать "Юлия Щербинина - Русский язык. Речевая агрессия и пути ее преодоления" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Языкознание, издательство Литагент «Флинта»ec6fb446-1cea-102e-b479-a360f6b39df7, год 2004. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Юлия Щербинина - Русский язык. Речевая агрессия и пути ее преодоления
Рейтинг:
Название:
Русский язык. Речевая агрессия и пути ее преодоления
Издательство:
неизвестно
Год:
2004
ISBN:
5-89349-604-3, 5-02-032987-8
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Русский язык. Речевая агрессия и пути ее преодоления"

Описание и краткое содержание "Русский язык. Речевая агрессия и пути ее преодоления" читать бесплатно онлайн.



Пособие предлагает изучение вербальной агрессии как социально-психологического явления и актуальной проблемы современного речеведения. Дается развернутое лингво-риторическое описание основных видов и форм проявления речевой агрессии в реальных условиях профессионально-педагогического общения. Подробно описаны общие направления контроля над агрессией слова и частные приемы ее предотвращения в конкретных речевых ситуациях. Пособие содержит задания и упражнения, направленные на формирование умений, способствующих преодолению агрессии в детской речи и в педагогическом общении, совершенствование навыков эффективной речевой коммуникации, не допускающей грубости, бестактности.

Адресовано широкому кругу читателей, в первую очередь – студентам педагогических вузов, учителям, воспитателям, родителям.






Кроме того, данные ассоциации демонстрируют, что и пяти-, и восьмиклассники имеют в виду преимущественно открытые, очевидные и наиболее яркие, крайние проявления («белая горячка», «до белого каления») агрессии; и прежде всего физической, а не вербальной («драка», «дубасить», «удар», «кулак» и т. п.). На вербальные проявления агрессии указывают только ассоциации «мат» (5 кл.) и «резкие слова» (8 кл.).

Показательно также, что все ассоциации на слово «агрессия», связанные с ее объектом и формами проявления, касаются именно человека (не животного, не неодушевленного предмета), а в одной ассоциации возникает обобщенный образ «современного человека».

5. Участвуя в эксперименте с использованием методики незаконченных фраз, ученик 6-го класса дал следующие варианты ответов. Проанализируйте их с точки зрения отражения склонности к речевой агрессии.

А) Я могу повысить голос на того, кто… «обзывает меня».

Б) Когда на меня кричат, то я… «начинаю кричать в ответ».

В) Мне особенно противно, если мне говорят… «что я не прав».

Г) Если все против меня, то я… «ухожу».

Д) Меня очень раздражает человек, который… «хвастается».

♦ Шестиклассник демонстрирует явную склонность к ответной речевой агрессии, готовность отреагировать грубостью на грубость (А, Б). Причиной его агрессивного речевого поведения чаще всего выступает борьба за лидерство в группе сверстников, стремление занять авторитетную позицию в детском коллективе (В, Д), против которого, впрочем, он не осмеливается вступать в открытый конфликт (Г).

6. Проанализируйте речевые ситуации XVII, XVIII (текст – в Приложении 1): какие сведения о характере речевой агрессии учащихся содержатся в этих ситуациях?

♦ Ситуации речевой агрессии целесообразно анализировать по следующим аспектам: а) коммуникативный аспект – общий анализ условий общения (положение коммуникантов с точки зрения доминирования, их актуальные роли; время и место речи; мотивы речевой деятельности, коммуникативные намерения и их восприятие партнерами; способы достижения коммуникантами своих целей или причины коммуникативных неудач); б) семантический аспект – анализ тематической направленности и содержания высказываний; в) лексический аспект – анализ лексических средств высказываний, использования эмоционально-экспрессивных средств, употребления этикетных средств; г) фонационный аспект – присутствие и происхождение фоновых шумов; тон, тембр, темп, дикция говорящих и т. д.

7. Проанализируйте мини-сочинения шестиклассников: какие высказывания свидетельствуют о склонности к речевой агрессии? В чем она проявляется? Кто из трех авторов представляется вам более всего склонным к проявлению речевой агрессии? Почему?

I. Если кто-нибудь сядет на мое место, то я скажу ему спокойно: «Давай быстро с моей парты – я здесь сижу!»

Если же он не слезет, то я применю силу и столкну его с моего места и сяду. Когда он будет на меня ругаться, то я подойду и ударю его фейсом об тэйбл или об коленку. Это мой коронный метод.

Если мне грубят и оскорбляют, я не останусь в долгу и отвечу грубостью на грубость.

(Ученик 6-го класса)

II. Если кто-то поступает неправильно, я начинаю с ним ругаться. И если у меня не получается решить эту проблему словами, то я попытаюсь столкнуть его с места или сброшу его вещи со своей парты.

Если оскорбить меня, то я отвечу тем же.

(Ученик 6-го класса)

III. Если кто-то займет мою парту и будет меня обзывать, я скажу: «Вали отсюда!» Но к рукопашному бою я не прибегаю. Но если он останется, я его вытолкаю.

Я очень злюсь только тогда, когда задевают моих родных. И могу очень сильно ударить и сказать несколько слов, чтобы убедить его не задевать родных.

Я редко злюсь. Обычно я не агрессивный.

(Ученик 6-го класса)

♦ Примечательно, что все три автора признают априорно, не подвергая особому анализу и осмыслению, право наказывать другого человека. В работах представлены разнообразные проявления агрессии, как физической («применю силу», «ударю» – I; «столкнуть», «сбросить вещи» – II; «могу очень сильно ударить» – III), так и вербальной («ругаться», «обзывать», «сказать несколько слов», конкретные формулировки грубых требований в работах I и II).

При этом учащиеся не готовы к позитивному разрешению конфликтов, демонстрируя намерение ответить агрессией на агрессию («отвечу грубостью на грубость», «отвечу тем же»).

Кроме того, шестиклассники явно не осознают собственной склонности к речевой агрессии. Например, в сочинении I читаем: «Я скажу ему спокойно: «Давай быстро с моей парты – я здесь сижу!» (категорическое требование, а не просьба, явно не соответствующая содержанию интонация). Автор сочинения III утверждает, что он «редко злится» и «обычно не агрессивен», несмотря на предшествующие описания явной и сильной агрессии («…могу очень сильно ударить и сказать несколько слов…»).

ТЕМА 4

«ТЫ МНЕ БОЛЬШЕ НЕ ПОДРУЖКА, ТЫ МНЕ БОЛЬШЕ НЕ ДРУЖОК…»

Как проявляется агрессия в детской речевой среде?

Задачи изучения темы:

– рассмотреть основные виды вербальной агрессии в детской (дошкольной, школьной, подростковой) речевой среде;

– рассмотреть основные формы проявления вербальной агрессии в детской речевой среде и особенности их функционирования в конкретных речевых ситуациях;

– научиться анализировать конкретные высказывания и целостные речевые ситуации с точки зрения проявления в них тех или иных видов и форм вербальной агрессии.

* Представьте себе ситуацию обидного общения: дети чем-то недовольны, кричат, ругаются… Что обычно говорят в подобной ситуации? Какие высказывания демонстрируют присутствие явной агрессии в общении? А может ли агрессия слова выражаться неявно, скрыто? Каким образом?

Выделение и описание основных видов и форм речевой агрессии до сих пор не являлось предметом специального научного изучения. Однако очевидно, что именно это направление исследования позволяет наметить основные пути осуществления контроля над вербальной агрессией в детской речевой среде.

Рассмотрим основные виды речевой агрессии.

1. По интенсивности, или степени выраженности, выделяется слабая («стертая») и сильная речевая агрессия.

К сильным проявлениям речевой агрессии следует, очевидно, отнести явную брань, ругань, используемые в очевидно отрицательных для адресата целях; крайне эмоционально выраженное прямое осуждение; грубое требование, произнесенное в резко повышенном тоне («крик»). Например, сильной вербальной агрессией отмечены представленные в Приложении 1 речевые ситуации XIII, XIV, XVI, XVII, XVIII.

Рассмотрим фрагмент XVII: перед нами агрессивный диалог, словесная перебранка крайне враждебно настроенных по отношению друг к другу пятиклассников, которые поспорили о том, выполнялось ли ими раньше предложенное учителем задание («Мы же уже де-е-лали это! – Ты чо?! – Заткнись, подонок!!!»). Как видим, учащиеся общаются в резко повышенном тоне (восклицания, отрывистые реплики), прибегают к оскорблениям («подонок»), грубым требованиям и замечаниям («Ты чо?!»; «Заткнись…!!!»).

Однако к ярко выраженной, сильной вербальной агрессии относятся не только высказывания, произнесенные повышенным тоном и содержащие прямые оскорбления адресата, но и особо враждебные замечания, язвительные насмешки, веские по содержанию (а не только по форме выражения) угрозы.

Так, в ситуации XV (Приложение 1) коллективные насмешки над одноклассницей, не сделавшей домашнее задание («А она не сде-е-лала, а она не сде-е-лала!») – пример достаточно сильной речевой агрессии школьников при отсутствии в их высказываниях ярко выраженной враждебной интонации.

К слабым проявлениям вербальной агрессии можно отнести, например, не очень грубый, но с отсутствием необходимых формул вежливости отказ, скрытый упрек, косвенное осуждение, непрямое оскорбление (например, «сам такой», «это ты о себе сказал» – из сочинений учащихся).

2. По степени целенаправленности агрессивного высказывания и его осознанности говорящим необходимо различать осознанную, целенаправленную (преднамеренную, инициативную) речевую агрессию и неосознанную или осознанную недостаточно, нецеленаправленную (непреднамеренную, реактивную, оборонительную, защитную).

В соответствии с принятым нами общим определением вербальной агрессии (тема 1), первая ее разновидность связана скорее с выражением негативных чувств и эмоций; вторая выражает негативные намерения.

Обобщая определения этих понятий в различных научных источниках, можно сказать, что термин «преднамеренная» речевая агрессия применим к тем случаям конфликтного общения, когда главной целью говорящего является причинение коммуникативного вреда адресату (оскорбить, унизить, высмеять, пригрозить и т. п.). Это вербальная агрессия, обусловленная внутренним побуждением.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Русский язык. Речевая агрессия и пути ее преодоления"

Книги похожие на "Русский язык. Речевая агрессия и пути ее преодоления" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Юлия Щербинина

Юлия Щербинина - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Юлия Щербинина - Русский язык. Речевая агрессия и пути ее преодоления"

Отзывы читателей о книге "Русский язык. Речевая агрессия и пути ее преодоления", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.