» » » » Юлия Щербинина - Русский язык. Речевая агрессия и пути ее преодоления


Авторские права

Юлия Щербинина - Русский язык. Речевая агрессия и пути ее преодоления

Здесь можно купить и скачать "Юлия Щербинина - Русский язык. Речевая агрессия и пути ее преодоления" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Языкознание, издательство Литагент «Флинта»ec6fb446-1cea-102e-b479-a360f6b39df7, год 2004. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Юлия Щербинина - Русский язык. Речевая агрессия и пути ее преодоления
Рейтинг:
Название:
Русский язык. Речевая агрессия и пути ее преодоления
Издательство:
неизвестно
Год:
2004
ISBN:
5-89349-604-3, 5-02-032987-8
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Русский язык. Речевая агрессия и пути ее преодоления"

Описание и краткое содержание "Русский язык. Речевая агрессия и пути ее преодоления" читать бесплатно онлайн.



Пособие предлагает изучение вербальной агрессии как социально-психологического явления и актуальной проблемы современного речеведения. Дается развернутое лингво-риторическое описание основных видов и форм проявления речевой агрессии в реальных условиях профессионально-педагогического общения. Подробно описаны общие направления контроля над агрессией слова и частные приемы ее предотвращения в конкретных речевых ситуациях. Пособие содержит задания и упражнения, направленные на формирование умений, способствующих преодолению агрессии в детской речи и в педагогическом общении, совершенствование навыков эффективной речевой коммуникации, не допускающей грубости, бестактности.

Адресовано широкому кругу читателей, в первую очередь – студентам педагогических вузов, учителям, воспитателям, родителям.






Визуальное наблюдение ведется в специально выбранных ситуациях и по специально разработанной программе, используется для получения предварительной информации об агрессивном речевом поведении и составления дальнейшей программы исследований. Задача исследователя – поиск естественно возникающих случаев вербальной агрессии и фиксация сопутствующих им событий (конфликт, спор, ссора, предшествующая агрессия и т. д.).

Основное преимущество визуального наблюдения при изучении речевой агрессии – безопасность этого метода для испытуемых и самого исследователя, поскольку он исключает прямое вмешательство и, следовательно, провокацию или поощрение отрицательного речевого поведения.

Однако можно говорить и о недостатках этого метода:

– необходимость значительных затрат времени для наблюдения и описания ситуаций речевой агрессии;

– неоднозначность получаемых данных с точки зрения выявления причинно-следственных связей, факторов, которые вызвали или подавили вербальную агрессию;

– недостаточная объективность данных, обусловленная предубеждениями или ожиданиями наблюдателя.

2. Метод опроса – устные и письменные ответы испытуемых по актуальным проблемам исследования.

Предложенный А. Бассом и А. Дарки в 1957 г. и использованный в наших исследованиях [63] опросник состоит из 8-ми субшкал, которые авторы считают важными показателями агрессии. Наряду с такими формами агрессивных и враждебных реакций, как физическая агрессия (нападение), косвенная агрессия, склонность к раздражению, негативизм, обида, подозрительность, он помогает выявить и склонность к вербальной агрессии.

Содержание опросника – 75 утверждений, на которые необходимо ответить «да» или «нет». По числу совпадений ответов респондентов с «ключом» [60, С. 172–176] подсчитываются индексы различных форм агрессии и враждебных реакций. 13 утверждений опросника направлены на выявление интересующей нас вербальной агрессии (см. зад. 1 по данной теме).

Метод опроса обладает следующими преимуществами:

– возможность исследования различных проявлений вербальной агрессии во всем их многообразии;

– позволяет получить надежную информацию не только о причинах речевой агрессии, внутренних побуждениях испытуемых, но и о результатах их деятельности, что облегчает поиск способов предупреждения речевой агрессии.

Недостатки метода опроса:

– социальная желательность ответов;

– невозможность использования в младшей возрастной группе испытуемых (дошкольники, младшие школьники).

3. Сочинения учащихся на тему: «Как я представляю себе свои права и возможности наказать другого человека за его неправильные действия, слова и поступки» [42, С. 23] – дополнительный, вспомогательный способ диагностики речевой агрессии детей и подростков, который можно считать разновидностью опроса, предполагающей связность и развернутость ответа и творческий подход.

Сочинение позволяет систематизировать и уточнить экспериментальные данные, полученные с помощью других методов, и обладает следующими преимуществами:

– дает возможность установить, как сами школьники понимают речевую агрессию и какие формы ее проявления выделяют;

– выявляет лексические, стилистические, эмоционально-экспрессивные описания агрессивных проявлений;

– определяет основные коммуникативные стратегии и тактики речевого поведения учащихся для реализации своих агрессивных намерений.

При анализе сочинений учащихся следует учитывать следующие аспекты содержания: общий смысл и логическую структуру сочинений; обозначение объекта наказания; анализ причин и мотивов наказания; языковую характеристику содержания наказания (особенно – агрессивных действий) (см. зад. 6).

Недостатки использования этого метода для диагностики вербальной агрессии школьников:

– проблема возрастной доступности (например, учащиеся 5-6-х классов еще не владеют достаточным словарным запасом и понятийным аппаратом для раскрытия этой достаточно сложной темы);

– возможная неискренность испытуемых (тенденция к созданию «социально желательных» текстов);

– субъективность, недостаточная осознанность детьми предложенных формулировок (выполнение этого задания часто сводится к элементарному фантазированию, «выдумыванию» ребятами не присущих им качеств).

(Образцы мини-сочинений учащихся 6-х и 8-х классов представлены в Приложении 3).

4. Проективный метод.

Данный метод опирается на творческую фантазию и механизмы подсознания человека, которые выступают своего рода «самопроекцией» испытуемого, косвенным отражением его мотивов, потребностей, личностных качеств. Он позволяет опосредованно, моделируя определенные жизненные ситуации и отношения, исследовать свойства личности, которые выступают прямо или в форме различных жизненных установок.

Преимущества проективного метода:

– полное отсутствие оценочного отношения со стороны экспериментатора, что приводит к снижению тенденции социальной желательности и максимальному раскрытию личности испытуемого, не ограниченной общественными оценками;

– отражение личностных свойств и качеств в их совокупности и целостности проявления;

– возможность математической обработки результатов, что позволяет получать как индивидуальный, так и групповой материал для изучения и вести статистику.

Проективная методика «Рисунок несуществующего животного» – РНЖ (см. зад. 4): ребенку дается задание придумать и нарисовать несуществующее животное и дать ему несуществующее название. Экспериментатор в соответствии с «ключом» интерпретирует название и различные аспекты рисунка: формальный (вид изображения и его расположение на листе); графологический (размер, контур рисунка), содержательный (детали изображения), тематический (смысл изображенного на рисунке). Ключ [50, С. 10–14; 60, С. 74].

! Наиболее характерным и значимым показателем вербальной агрессии на детском рисунке является изображение у животного рта с зубами.

В большинстве случаев такая речевая агрессия трактуется как защитная: ребенок огрызается, задирается, грубит в ответ на осуждение или порицание, на обращение к нему, если это обращение отрицательного содержания или эмоциональной окраски.

Недостатки методики РНЖ:

– процесс проекции протекает без достаточного контроля сознания и не всегда объективно отражает личностные установки ребенка;

– получаемая информация опосредованна, требует специальной расшифровки и не всегда поддается однозначной интерпретации;

– проявление вербальной агрессии диагностируется только по одному аспекту изображения (рот с зубами), что не позволяет считать получаемую информацию полной и абсолютно достоверной.

В связи с этим методика РНЖ является ориентировочной. Следовательно, она не может использоваться как единственный метод изучения агрессии и позволяет либо уточнить результаты, полученные при использовании других диагностических методов, либо получить дополнительные сведения об агрессивных проявлениях в детской речи.

Ассоциативный эксперимент (АЭ) – проективный тест, впервые предложенный в 1919 г. швейцарским психологом и философом Карлом Густавом Юнгом для выявления скрытых влечений. В российской психолингвистической науке (тема 1) АЭ наиболее полно и последовательно был разработан школой А.Н. Леонтьева и А. А. Леонтьева.

Сущность АЭ состоит кратко в следующем: испытуемому предлагают как можно быстрее ответить на слова экспериментатора первым пришедшим на ум словом. По характеру ассоциаций (содержанию ответов) можно судить об эмоциональных сдвигах, установках испытуемого, его представлениях о том или ином явлении. При этом анализируются только продуктивные ассоциации, т. е. такие, которые дают реальный практический материал, например, для исследования речевой агрессии, т. е. в той или иной степени позволяющий судить о ее причинах, мотивах, формах, условиях проявления и т. д.

Полученные ассоциации объединяются в тематические группы (ТГ) с точки зрения отношения к изучаемому явлению (субъектно-объектные, причинно-следственные отношения, принадлежность к месту, временная соотнесенность, отношения со-и противопоставления и др.).

Так, для изучения агрессии в школьной речевой среде мы предложили учащимся дать ассоциации на следующие слова: разъяренный, обижен, разозлиться, оскорбление, ругань, сплетня, угрожать, ссора, агрессия, спорить [63].

Преимущества АЭ:

– возможность диагностики как общего уровня вербальной агрессии в детской речевой среде, так и исследования конкретных ее проявлений в речи детей и подростков;

– возможность получения некоторых опосредованных данных о подсознательных мотивах, основных тенденциях речевого поведения школьников, уровне понимания и оценке вербальной агрессии;


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Русский язык. Речевая агрессия и пути ее преодоления"

Книги похожие на "Русский язык. Речевая агрессия и пути ее преодоления" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Юлия Щербинина

Юлия Щербинина - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Юлия Щербинина - Русский язык. Речевая агрессия и пути ее преодоления"

Отзывы читателей о книге "Русский язык. Речевая агрессия и пути ее преодоления", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.