Иоанн Кронштадтский - Дневник. Том II. 1859-1860. Богопознание и самопознание, или внутренее священнонаучение от Святого Духа

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Дневник. Том II. 1859-1860. Богопознание и самопознание, или внутренее священнонаучение от Святого Духа"
Описание и краткое содержание "Дневник. Том II. 1859-1860. Богопознание и самопознание, или внутренее священнонаучение от Святого Духа" читать бесплатно онлайн.
ДНЕВНИК ТОМ II. 1859-1860. БОГОПОЗНАНИЕ И САМОПОЗНАНИЕ, ИЛИ ВНУТРЕНЕЕ СВЯЩЕННОНАУЧЕНИЕ ОТ СВЯТОГО ДУХА
Без Христа, без сердечной, живой, ясновидящей веры в Него и в животворящие Его Тайны (во время причащения) — смерть душе; как она ни бросайся без Него, а все смерть: страшная, убивающая душу теснота в груди и разрушительный огонь. А со Христом, с сердечною верою в Него и в животворящие Его Тайны — жизнь и блаженство душе: в груди легота и широта, покой и радость на сердце. — Опыт. 8 декабря 1859 года.
Продолжение. [173]
+ Когда я глубоко, искренно почувствовал сердцем, как я оскорбил Господа, совершивши небрежно таинство крещения и поскупившись пред отцом, когда я пожалел об этом сердцем, мне вдруг стало легко после невыносимого сердечного мучения: Владыка увидел мое искреннее обращение и помиловал меня, хотя вечер, ночь и утро я страдал и по причине малоуспешности молитвы, не проникнутой сердечным раскаянием, не получил прощения и облегчения сердечной скорби моей. Услыша, наконец, Господь глас плача души моей (Ср.: Пс. 6, 9).
Если бы не был Господь человеколюбив и долготерпелив, то стал ли бы Он терпеть от нас такие величайшие оскорбления, воплотился ли бы, пострадал ли бы, умер ли бы за тебя, дал ли бы тебе Свои пречистые Тело и Кровь, на которые со страхом и трепетом взирают Ангелы? Стал ли бы избавлять тебя от грехов и от смерти духовной так бесконечно много? Он сказал бы тогда: мучься, если ты так злонравен, Я не избавлю тебя более, избавлявши доселе так много. Но теперь Он всю жизнь терпит от нас бесчисленное множество оскорблений и все ждет от нас обращения на лучшее. Прославь же Его любовь и долготерпение. Вообрази, что было бы без Него, без Его спасения! Ужас и трепет обнимают душу. Но нераскаянных грешников постигнет наконец самым делом гнев Божий в день гнева откровения праведного суда Божия.
Нерадивый законоучитель убивает нравственно учеников.
У нас есть, кроме телесного, такое зрение, коим мы видим, что у нас в мыслях и на сердце бывает, коим мы видим свои грехи вольные и невольные или дела добрые. У Господа Бога такое зрение тысячами тысяч раз светлее и яснее нашего: и Он видит до последнего движения, незаметного даже для нас, наши мысли и сердца, даже то, что мы вперед по известным обстоятельствам будем мыслить, чувствовать и делать; пред Его лицем душа наша со всеми ее мыслями, желаниями, словами и делами — так, как пред нашими глазами какой–либо предмет, ярко освещенный солнцем, даже несравненно яснее: потому что при солнце мы все же не видим, что внутри предмета, а Господь испытывает наши сердца и утробы (Ср.: Пс. 7, 10); очи Господни тмами тем крат светлейший солнца суть (Сир. 23, 27).
Когда обещается чистым сердцем зреть Бога (Ср.: Мф. 5, 8), то этим не новое что–либо обещается: зрение Бога сердцами чистыми предначинается еще здесь.
Дивен Господь во очесех наших (Ср.: Пс. 117, 22), особенно в пречистых Своих Тайнах!
Когда плоть и диавол склоняют ко греху сладостию греха, тогда представь, что эта сладость совершенно противна, мерзка Человеколюбцу — и Он говорит тебе: если любишь Меня, то соблюди заповедь Мою (Ср.: Ин. 14, 15), возбраняющую тебе делать это зло, на которое ты склоняешься.
Я сплю, но и во время сна душа моя живет и оказывает себя существом, постоянно живущим (для которого тело — только дом), совершенно отличным от тела. Тело мое во время сна бывает, как дерево, мертво, а душа моя живет и оживляет, вливает новые силы в бесчувственное тело, и я от жизни пробуждаюсь к новой жизни. Не так ли точно, по смерти, я пробужусь только для новой жизни? Мое тело останется бесчувственным, бездыханным, мертвым, но душа моя будет жива и останется совершенно тою же душой. — Самое осязательное доказательство бессмертия нашей души!
Иногда словно змея сердце мне сосет и горькие с уст моих слышатся слова, бываю мрачен и уныл я. Слова недобрые, срывающиеся с моих уст, свидетельствуют, что во мне бывает пакостник, аггел сатанин (2 Кор. 12, 7): сам он оказывает свое присутствие в сердце этими словами.
Близ Господь всех призывающих Его во истине (Ср.: Пс. 144, 18). Напряги свое сердце верою да возвысься им к Богу с молитвою в скорби твоей — и помощь твоя готова. — Опыты многократные. +
Господь наполняет всякое пространство и всякую минуту времени: и нет мгновения, когда бы Он не бдел над законами Своими — нравственными, конечно (и физическими), когда бы Он не наказывал за всякое противное Ему движение сердца и недобрую мысль или не награждал за благородное движение сердца и добрую мысль.
Неверие сердца в священнике пречистым Тайнам, так часто чудные изменения в нем производящим, есть хула на Духа Святого. Диавол всеми мерами старается вовлечь его в этот грех, зная, что нет тяжелее для него этого греха. — Внемлите себе, священницы Господни и все православные христиане, когда причащаетесь Тела и Крови Владыки, верного в словах Своих, которые не имут мимо ити (Ср.: Мф. 24, 35).
Зачем ты Меня гонишь (Ср.: Деян. 9, 4), что Я сделал тебе? Кое нашел ты во Мне погрешение? (Ср.: Иер. 2, 5.) Разумей. Христос вселяется в тебя чрез Свои животворящие Тайны, а грехами ты выгоняешь Его. Он обитель у тебя в сердце сотворил (Ср.: Ин. 14, 23) и, будучи Мир, умиряет твое сердце, а ты, неразумный, выгоняешь Его, мирно почивающего в тебе, грехами своими. О злонравие!
Катехизис краткий преподавать мальчикам с самого начала.
Не препятствуй природе своим наблюдением совершить тайну сна: в тот момент, в который должно было бы совершиться засыпание, одно мгновение напряженной мысли — и сон пропадает на всю ночь. Оттого бессонницы бывают у людей, серьезно мыслящих или преданных страстно чему–нибудь. Вероятно, есть в голове нерв сна, который, если тронуть, то сон мгновенно пропадает, хотя бы сильно хотелось спать. После всю ночь чувствуешь, что в самой верхушке головы есть раздражение нервов, обнаруживаемое легкою болью их. Так природа не любит, чтобы ей препятствовали делать ее дело, которое делает она всегда прекрасно по данным ей от Творца законам. Так она не терпит, чтобы препятствовали человеку и уснуть вечным сном смерти: умирающему нужно дать покой — ему бывает тяжело, когда стуком или разговором или чем другим препятствуют умереть. Тайна смерти совершается тайно, ровно, постепенно.
Тот, Кто сотворил звуки и дал различные гласы сотворенным живым существам, чтобы они выражали ими свое внутреннее состояние, а неживые — своими гласами проповедовали вечную силу и премудрость Творца, Сам — конечно не нуждаясь в этом гласе, но слышит каждый глас, каждое движение нашей души, выражаемое и даже не выражаемое никаким звуком. Молись Ему: Ему приятен твой голос, ведь он — Его творение, а из сущих Он ничесогоже гнушается, ниже бо ненавидя что устроил (Ср.: Прем. 11, 25), говорит Премудрый. Но Он внемлет гласу, от сердца происходящему: так как голос имеет это именно назначение, чтобы выражать то, что есть на сердце.
+ Где бы я ни был, но лишь возведу сердечное око к Богу в скорби моей — со внутреннею молитвою, Человеколюбец отвечает тотчас же на мою веру и молитву, и скорбь сейчас проходит. Он на всякое время и на всякий, час [174] близ меня. Только не видишь, а живо ощущаешь Его. Тысячу раз я замечал, что по отпадении от Бога сердечною верою непременно следует всегда скорбь, смерть сердца, и верно — широта, спокойствие сердца при живой вере в Него. И все это яснее дня доказывает, что Господь постоянно при мне и все внутреннее мое знает.
Какой ходатай или Ангел избавлял нас когда–либо от грехов и скорбей? Никто, кроме Бога.
Когда сердце мое открыто Богу верою, тогда мне хорошо, а когда закрыто неверием — худо. Диавол то закрывает.
Есть люди, которые ужасно боятся пыли: помилуйте, да разве вы сами — не прах (См.: Быт. 3, 19), чего же вы боитесь пыли так сильно, как чего–то противоестественного? Смиритесь и сознайтесь тогда, как на вас несется пыль и покрывает вас, что вы сами — прах земной, и припомните, что в древности ради смирения пред Господом люди посыпали нарочно головы свои пеплом, даже цари, как царь Ниневии (См.: Ион. 3, 6).
Не должно возмущаться лукавством врага, действующего на душу чрез плоть, но смиряться пред Богом и вменять за ничто препятствия, которые он ставит нам, хотя бы, побежденные ими, мы и падали. Без падений в этой жизни нельзя обойтись.
Как праздновать праздники? — Мы празднуем или событие (вникнуть в величие события, цель его, плоды его для верующих) или — <воздаем хвалу> лицу какому, например, Господу, Божией Матери, Ангелам и святым (вникнуть в отношение того лица к Богу и человечеству — в благодетельное влияние его на Церковь Божию вообще). Надобно вникнуть в историю события или лица и приближиться к событию или лицу сердцем, впитать их в себя, иначе праздник будет не совершенный, не богоугодный. Праздники должны иметь влияние на нашу жизнь, должны оживлять, возгревать нашу веру (сердца) в будущие блага и питать благочестие и добрые нравы. А они проходят больше с грехом, как и встречаются неразумно, маловерным холодным сердцем, часто вовсе не приготовленным к чувству тех великих благодеяний Божиих, которые Бог даровал чрез известное празднуемое лицо или событие.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Дневник. Том II. 1859-1860. Богопознание и самопознание, или внутренее священнонаучение от Святого Духа"
Книги похожие на "Дневник. Том II. 1859-1860. Богопознание и самопознание, или внутренее священнонаучение от Святого Духа" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Иоанн Кронштадтский - Дневник. Том II. 1859-1860. Богопознание и самопознание, или внутренее священнонаучение от Святого Духа"
Отзывы читателей о книге "Дневник. Том II. 1859-1860. Богопознание и самопознание, или внутренее священнонаучение от Святого Духа", комментарии и мнения людей о произведении.