Мюд Мечев - Портрет героя

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Портрет героя"
Описание и краткое содержание "Портрет героя" читать бесплатно онлайн.
Автор романа — известный советский художник Мюд Мариевич Мечев. Многое из того, о чем автор повествует в «Портрете героя», лично пережито им. Описываемое время — грозные 1942–1943 годы. Место действия — Москва. Главный персонаж — 15-летний подросток, отец которого репрессирован. Через судьбу его семьи автор показывает широкую картину народной жизни в годы лихолетья.
— Спасибо!
Комиссар, я вижу это краешком глаза, не сводит с нас взгляда. Я беру мешочки и вешаю их на грудь. Потом, поправив, передвигаю под мышку.
— До свидания, — прощаюсь я и всем кланяюсь.
Мы выходим в коридор. Тихо. Во всех углах сидят раненые, в их руках письма. Шелестя листками, они читают…
— Придешь? — спрашивает Трофим Яковлевич.
— Да. И я принесу вам книгу… Только какую?
— Принеси, брат, об этих… ну, о греках.
— Хорошо. Я принесу вам мифы Древней Греции.
В распахнутую входную дверь ветер несет колючий снег. Я хочу попрощаться с Макаровой, но ее нет. Мы выходим во двор. Темно. Синий свет дежурной лампочки слабо освещает белый снег. Ветер сечет лицо колючими снежинками. Прислонившись к стене, замер на костылях Трофим Яковлевич.
— Спасибо, — снова благодарю я его, но он не отвечает и не смотрит в мою сторону.
Я слежу за его взглядом. Автобус стоит у раскрытых дверей низкого каменного здания. Несколько человек, осторожно ступая, выносят некрашеный гроб, ставят на ступени автобуса, солдаты принимают его и втаскивают внутрь, люди уходят. Минута — и они появляются снова с такой же печальной ношей.
— О господи! — шепчет Трофим Яковлевич.
В белом халате стоит та женщина с прекрасным лицом, рядом с ней — Макарова. В высоких окнах госпиталя — лица раненых. Они смотрят молча вниз, на этот автобус, на солдат, на нас…
Молчит Трофим Яковлевич, всхлипывает Макарова, и я не могу оторвать глаз от этого зрелища.
А снег сыплет и сыплет с темного вечернего неба…
XXX
В школе ко мне с заговорщицким видом подходит Славик.
— Ну, пойдешь сегодня?
— Нет, больше не пойду.
— Трусишь?
— Не хочу.
— Да я не хлеб собирать… Знаешь, пойдем в ту дыру… Узнаем, что там делали эти… лапотники.
— Нет.
— А ты все ходишь в госпиталь? — Я молчу. — Там, говорят, есть куча… — «Только бы не покраснеть!» —…и в этой куче есть очистки и всякая срань, которую…
Не отвечая, я выхожу из класса. Я знаю, что когда краснею, по ушам это видно даже сзади.
И тут, улыбаясь своей славной улыбкой, еще более бледный и худой, в платке, завязанном вокруг головы, в старой кацавейке с вышитым зайцем, ко мне подходит Большетелов, держа в руках папочку.
— Я хочу с вами поговорить, — робко просит он и оглядывается.
— Пойдем! — Я беру его за руку, и мы идем в конец коридора.
— Извините… — шепчет Большетелов.
— Почему ты говоришь шепотом?
Он испуганно оборачивается и смущенно говорит:
— Не знаю… Так привык. Вот! Я хочу показать вам, что нарисовал. Скажите мне, если это плохо… — И он кладет на подоконник свою папочку.
И это сделал Большетелов? Голодный? В лохмотьях? Это сделал он?!
…Двор госпиталя. Собака роется в мусорной куче. Баки опрокинуты и лежат на снегу. Снег и снег кругом. Видны старинные конюшни усадьбы. У ворот, глядя на улицу, стоит на костылях…
— Я давно его заметил, — говорит Большетелов. — Такой страшный дяденька. Весь израненный, а добрый. Он все время один, ни с кем не водится… Все стоит в воротах. — Большетелов переворачивает лист. — А это — трамвай.
По улице Льва Толстого, сверкая искрами из-под дуги, с синим светом в окнах катит трамвай.
Один за другим я переворачиваю листы и узнаю в рисунках всю нашу жизнь. Откуда у него это? Может, он как Репин?
Вот Крымский мост, с его темными фермами, повисшими над водой. По нему длинной колонной движутся войска… Наш Усачевский рынок. Инвалиды на костылях стоят кучкой. Мерзнет перед своим фотоаппаратом фотограф…
— Знаешь, я думаю, ты обязательно будешь художником!
— Я… я хорошо рисую?
— Да! И видишь все хорошо. Это — главное. Понимаешь?
— Знаете, — шепчет он, — я часто плачу, когда рисую, — так мне жалко всех! Вот еще…
И, оглянувшись, он вынимает еще один лист.
Боже! Солдаты…
— Кто разрешил тебе рисовать это?!
Мы вздрагиваем. Наклонение! А за ним — улыбающийся Славик.
— Кто подсказал тебе это?!
— Это мои рисунки, — говорю я, отстраняя руку Наклонения от листа, на котором — похороны. И закрываю папочку.
— Ну уж тебе-то должно быть понятно, что в эти дни…
Не отвечая ему, я отхожу от окна вместе с Большетеловым. Втянув голову в плечи, он идет по коридору, стараясь быть как можно незаметнее. Наклонение исчезает словно привидение. Мы не говорим про него «пришел», мы говорим — «возник». Я беру Большетелова за руку.
— Не бойся!
— Он отобрал один раз мои рисунки… И вел по коридору за ухо, — шепчет он, когда я возвращаю ему его папочку. — Я боюсь таких!
«Сволочь!» — думаю я про Наклонение и мысленно Добавляю еще одно слово.
— А… приведите меня, пожалуйста, в свою комнату! Я хочу посмотреть картины вашего отца… Можно?
— Ладно.
— Спасибо!
Я провожаю его взглядом — эту маленькую, жалкую, одетую в тряпье фигурку ребенка, в груди которого, я думаю, бьется правдивое и честное сердце подлинного художника!
И в это время меня дергает за рукав Славик.
— Зачем ты водишься с ним? Его отец в плену!
— Он убит!
— Он — в плену! И все уже знают это, кроме тебя, дурачок!
«Бедный, бедный Большетелов!» — думаю я.
— А знаешь, — шепчет Славик, — что убит сторож на нашей фабрике?
XXXI
Сегодня мне надо идти за хлебом, который теперь, к счастью, можно получать за два дня. И я должен — и это самое неприятное — идти в домоуправление просить дров, так как до нас дошли слухи, что дрова — какие, мы не знаем, — выписывают в домоуправлении. И я решаю сначала идти туда.
Отворив тяжелые двери, медленно спускаюсь вниз. Стоящий в конце лестницы гипсовый бюст Горького с усами и взлохмаченной шевелюрой окрыленно смотрит вверх и немного налево, под ним я читаю красиво написанные на красной материи постамента слова:
«Любовь к людям — это ведь и есть те крылья, на которых человек поднимается выше всего. М. Горький».
Я вхожу в «приемную» (так говорит Нюрка). К моему удивлению, она пуста, и дверь в комнату домоуправа открыта. Я слышу голоса. Вот голос нашего домоуправа: у него сочный наигранный бас с интонациями большого начальника из «народа».
— Но послушайте…
— Нечего мне слушать! — возражает бас. — Я сказал: только наш суд, наш товарищеский суд решит, как мы поступим с вами! Все! Я больше вас не задерживаю!
Слабый лепет в ответ. Потом я вижу руку в детской варежке, держащую скомканный носовой платок, и рукав старого пальто, а затем почти одновременно появляются две старушечьи головы, обвязанные платками поверх бархатных шляпок.
Заботливо поддерживая друг друга и не обращая на меня внимания, они помогают друг другу и в то же время препираются.
— …Я говорила тебе тысячу раз, миленькая, Что мы ничего не добьемся! Это лишь трата времени, — одна из старушек озирается и продолжает по-французски: — И перед тобой был домоуправ, а… не Осетров! С ним так не говорят! Ведь он, я думаю, не понял ничего из твоей речи! Я тысячу раз говорила тебе это, и я устала повторять, и мне надоело слушать твои возражения! Я устала, — она снова переходит на русский, — от твоего идеализма, который, конечно, прекрасен, но совершенно в другом обществе, где, я должна признаться, он был к месту и украшал тебя!
— Но как же, — хныча, возражает ей подруга, — но как же понять тогда слова Горького, которые написаны на этом лозунге? — И дальше опять по-французски: — Они звучат как вечное напоминание нам! Я надеюсь, ты согласна? Не правда ли?
— О боже! Твоя любовь к Горькому… и Осетрову очень шла к тебе, но сейчас это странно! И зачем тебе понадобилось цитировать ему Горького? Ты бы ему еще Блока почитала!
— Но как же? Ведь эти слова… особенно о крыльях, должны помнить все!
В это время мощная рука домоуправа появляется в дверном проеме, берется за ручку — и дверь в его кабинет с силой захлопывается у меня перед носом. Я раздумываю, что мне делать, понимая, что время для просьбы о выписке дров не совсем благоприятно. Но двери почти сразу же вновь открываются, и вместе с облаком пахнувшего на меня отвратительного табачного дыма появляется Кац. Она не сразу узнает меня, а узнав, улыбается.
— Здравствуйте, товарищ Кац.
— Здравствуйте, — отвечает она мне приветливо и, испуганно обернувшись, плотно прикрывает за собой дверь, из которой опять доносится бас домоуправа. Но теперь его голос ласков и вкрадчив, и я понимаю, что он говорит по телефону.
— Что тебе? — спрашивает она.
— Я пришел просить талоны на дрова.
Выглядывает жирное лицо Нюрки.
— Скоро вы?! — рявкает она. — Товарищ Кувалдин ждет данных!
— Я вам ничем не могу помочь, — холодно заявляет мне Кац.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Портрет героя"
Книги похожие на "Портрет героя" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Мюд Мечев - Портрет героя"
Отзывы читателей о книге "Портрет героя", комментарии и мнения людей о произведении.