Мюд Мечев - Портрет героя

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Портрет героя"
Описание и краткое содержание "Портрет героя" читать бесплатно онлайн.
Автор романа — известный советский художник Мюд Мариевич Мечев. Многое из того, о чем автор повествует в «Портрете героя», лично пережито им. Описываемое время — грозные 1942–1943 годы. Место действия — Москва. Главный персонаж — 15-летний подросток, отец которого репрессирован. Через судьбу его семьи автор показывает широкую картину народной жизни в годы лихолетья.
Я кончаю чтение.
— Кто это написал?
Осипов смотрит на меня темными серьезными глазами.
— Гоголь.
— Спасибо, — говорит комиссар. — Прекрасный вечер. Ты можешь оставить нам эти книги?
— Да.
Трофим Яковлевич открывает дверцы своей тумбочки и смотрит на меня. Я снимаю свои мешочки и подаю ему. Он наполняет их очистками, а сверху кладет завернутый в бумагу бутерброд. Я тихо благодарю его, он молчит. Я поднимаюсь с кровати, оборачиваюсь и вижу: на одеяле лежит булочка! И баранка! И два больших куска хлеба! И вареное яйцо! Они лежат поверх серого больничного одеяла, и я смотрю на это богатство!
— Это тебе, — говорит комиссар, — от нас, к Новому году!
Губы мои так дрожат, что я не могу выговорить «спасибо». Теперь мой брат должен поправиться! Но при чем здесь Новый год?
Осипов протягивает руку, в спину меня подталкивает Трофим Яковлевич. Я подхожу к Осипову, в его руке два кусочка пиленого рафинада. И я беру сахар и осторожно кладу его в карман. Моя голова кружится. От голода. Но это пройдет. Так бывает…
— Почта! — кричат в коридоре.
— Пойдем. — И мы с Трофимом Яковлевичем выходим из палаты.
В коридоре в укромных уголках сидят и стоят раненые. Все читают письма. Вот двое раненых. Один — слепой. Они сидят у самой печки, и мне видна голова слепого — высоко поднятая, с пустыми, закрытыми веками глазницами, черная от обжегшего ее пороха.
«Дорогой наш сыночек», — слышу я, как читает его товарищ.
Мы спускаемся по лестнице, и тут за нами раздается истошный крик и громкий тупой звук.
— Шлюха! Сука! Жить не буду! На все насрать! А-а!
Мы оборачиваемся. Раненый катается по полу и рвет письмо, которое у него вырывают товарищи. Голова его колотится об пол. Я в ужасе замираю, я не могу отвести глаз от этого искаженного лица.
— Иуда! — орет он. — Сука! Шлюха! Б…!
На площадке появляется испуганная жующая Макарова. Вытаращив глаза, она смотрит, как двое раненых стараются удержать его. А он бьется на полу и кричит, кричит:
— Все равно жить не буду! Говно! Все говно! Все шлюхи! Все! Все на свете! Дерьмо! Дерьмо! — И разражается ужасной матерной бранью.
Рот ему зажимает тот, кто сидит на нем сверху, но он кусает ему пальцы, и на них выступает кровь.
— Немедленно, — слышен тихий и спокойный голос Анжелики Абрамовны, — в десятую. И привязать к кровати.
Тут на беду появляется веселый человек. Он наклоняется над раненым. У того на губах выступила пена, смешанная с кровью.
— Сука! — шипит он. — У-у-у! Иуда искариотский! Параша!
Веселый заносит руку и бьет его прямо в лицо.
— Вы с ума сошли, Середа! — Анжелика Абрамовна хватает веселого за руку.
— Таких на фронте, — говорит веселый, — я ликвидировал!
Раненого поднимают и держат двое: за плечи и за единственную ногу, с которой упал тапочек. На ней нет пальцев и вся ступня в шрамах. Его несут в палату, а за ним несут его костыли. Анжелика Абрамовна поднимает с пола клочки письма, складывает их на подоконнике и, нагнувшись, читает. Раненые окружают ее. Она выпрямляется и кладет эти клочки в карман.
— Макарова! Пост к нему в десятую! Отобрать пояс, ложку. Проверить постель, тумбочку, накопленные лекарства. Оповестить весь персонал. Вещи просматривать ежедневно.
— Анжелика Абрамовна! — спрашивает молодой парень в светлой пижаме. — Что там в письме?
— Ничего особенного, — отвечает Анжелика Абрамовна, не поворачиваясь к нам, — жена отказалась.
Не обращаясь ни к кому, Трофим Яковлевич говорит:
— Нету… Нету ему никакого интересу жить!
А я думаю: «Пора. Иначе будет поздно. Но как?..» И я вспоминаю нашу холодную квартиру с водой в тазу, покрытой ледяной коркой, и больного брата с завязанной головой.
— Трофим Яковлевич, — нерешительно говорю я, когда мы спускаемся к выходу, — у меня болен брат, а нам… ну, нам нечем топить. Вы не помогли бы?
— А чем раньше-то топили?
— Книгами.
— Пошли, — говорит он коротко.
И мимо Макаровой, равнодушно смотрящей на нас и пережевывающей свою котлету, мы выходим во двор. В его углу — маленький низкий кирпичный домик, над которым высится большая труба. Я чувствую запах угля.
Трофим Яковлевич одной рукой открывает дверь, и я, стоя за ним, вижу громадную длинную лестницу, ведущую вниз, где на цементном полу блестит темная необозримая лужа. В нее уложены кирпичи. Слышен женский смех.
— Кто там? — раздается снизу молодой мужской голос.
— Гришу кликни.
— Дядя Гриша, к тебе!
Снова раздается смех. Вытирая рот рукавом и сладко морщась, к лестнице идет человек в замасленном комбинезоне. Он поднимает голову:
— Ты, Трофим?
— Я. Слышь-ко, Гриша! Дай ему угля. — И Трофим Яковлевич указывает на меня.
Тот мычит неопределенно.
— Мама рада! — слышим мы снизу. — Папа рад! — И снова женский смех. — Я не пью денатурат! — Смех сильнее. — Я не пью денатурат, я коплю на аппарат. — Слышно чмоканье. — Я коплю на аппарат. Очень нужен аппарат — очищать денатурат!
К хихиканью присоединяется еще один женский голос.
— И я! И я! — Вслед за этими словами снова чмоканье.
— Кто? — спрашивает Трофим Яковлевич.
— А, патрули… Их с кухни-то — того… Авессалом выгнал… — Дядя Гриша счастливо улыбается и икает. — Щас, милый, дам, не бойся!
Он исчезает и через несколько минут возвращается со старой солдатской шапкой, наполненной углем.
— Спасибо!
И я, взяв шапку, выхожу вместе с Трофимом Яковлевичем.
Он протягивает мне руку.
— Ну, прощай.
— Спасибо вам!
Он внимательно смотрит на меня.
— Слышь-ко… Скажи вот мне, правда ли то, что ты читал про портрет-то?
— Правда. Но только это — художественная правда. А на самом деле, я думаю, этого не было.
— Так… — Он говорит так тихо, что я его едва слышу. — А что же… и все так-то вот написал он, этот писатель?
— Как?
— Ну так… Как правду?
— Да, все.
— Вот кто бы написал про нашу-то жизнь? А теперь, что же, нет таких писателей?
— Не знаю.
Мы подходим к воротам.
— Приходи, сынок.
— Да. До свидания.
XXXV
Улица пустынна. Совсем темно. Какой-то шорох. Я напрягаю зрение. Неясный силуэт шевелится в арке дома напротив меня. Мы оба молчим.
— Кто ты? — слышу я испуганный женский шепот.
— Мальчик.
В ответ доносится вздох облегчения. Фигура появляется из-под арки, я тоже выхожу и вижу пожилую женщину, держащую под мышкой что-то большое.
— Ты куда, мальчик?
— На улицу Льва Толстого.
— А я — на Крымскую. Пойдем вместе?
— Хорошо.
— Раньше хоть патрули были, — бормочет женщина. — А теперь ни милиции, ни патрулей.
Я разглядел: она несет четыре длинные ножки от стола.
— Тише, смотрите!
Она ахает, и мы замираем. Из темного подъезда осторожно высовывается чья-то голова.
— Граждане, вы куда? — слышим мы старческий голос.
— На Крымскую, — отвечаю я.
— Я с вами.
И мы идем вместе. Месяц, показавшийся из-за туч, освещает все слабым светом. Теперь я вижу своих спутников: женщину, распухшую от голода, с измученным лицом, закутанную в бархатную шубу, и старика в золотом пенсне, в барашковой шапке.
Вдруг до нас доносится крик и внезапно обрывается. Мои спутники дрожат, да и сам я…
— Быстро! — командую я и, почему-то пригибаясь, бегу к дому, с верхней площадки которого, из окна, видна вся улица.
Вот холодный подъезд с оторванной дверью. Стараясь не шуметь, мы поднимаемся на последний этаж. Я высовываю голову из окна и вижу в конце улицы, на углу, темные фигуры нескольких людей. Они сгрудились, и трудно понять, что они там делают… В центре, на земле, сидит человек. Он без шапки. Один из стоящих нагибается и берет его за воротник. Человек на земле стонет — довольно громко, даже до нас доносится — и, получив пинок в спину, поднимает руки вверх. С него снимают пальто… Минута — и оно уже на одном из обступивших его…
Вот жертва стоит на четвереньках и шарит перед собой руками, а четыре фигуры удаляются медленным размеренным шагом. Я слышу их негромкие голоса, но разобрать, что они говорят, не могу. Внезапно слышится звук отворяемой форточки. Четверо останавливаются. Знакомое ругательство. Один нагибается, шарит в снегу. Нашел. Он подбегает к окну, из форточки которого доносятся какие-то звуки, размахивается… Звон разбитого стекла… Осколки сыплются наружу, а те четверо спокойно уходят — как будто гуляют.
— Пошли! — шепчу я своим спутникам и сбегаю с лестницы.
Они, ахая и стеная, спускаются следом.
Подойдя к раздетому, мы видим, что он ползает по снегу, приговаривая:
— Очки… очки… и карточки… и пальто… и шапка… и бумаги…
— Вставайте! Вставайте! — говорю я ему. — И пойдемте с нами!
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Портрет героя"
Книги похожие на "Портрет героя" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Мюд Мечев - Портрет героя"
Отзывы читателей о книге "Портрет героя", комментарии и мнения людей о произведении.