Мюд Мечев - Портрет героя

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Портрет героя"
Описание и краткое содержание "Портрет героя" читать бесплатно онлайн.
Автор романа — известный советский художник Мюд Мариевич Мечев. Многое из того, о чем автор повествует в «Портрете героя», лично пережито им. Описываемое время — грозные 1942–1943 годы. Место действия — Москва. Главный персонаж — 15-летний подросток, отец которого репрессирован. Через судьбу его семьи автор показывает широкую картину народной жизни в годы лихолетья.
— Семьдесят пять. Я и подвезти могу.
— Хорошо.
— Куда?
— На Пуговичный.
— Тридцатка.
— Хорошо.
Я нагибаюсь над вязанками, он подтаскивает санки, и тут нечеловеческий крик раздается в морозном воздухе.
— Караул! Помогите! По… — И потом какой-то жуткий визг, похожий на поросячий.
От уборной на четвереньках, мотая головой со спутанными редкими волосами, ползет человек в длинном темном пальто. За ним бегут инвалиды, и среди них тот, с орденом Красного Знамени, и безногий на своей каталке. Человек в пальто пытается встать.
— Помогите! Караул! Ми…
Один из инвалидов взмахивает костылем и с силой бьет его по голове. Голова вздрагивает. Костыль снова взлетает в воздух, снова удар…
Человек поднимает руки к лицу, открывает рот, и струя крови брызжет у него изо рта.
Он молча навзничь падает в снег, инвалиды окружают его; костыли и клюшки поднимаются над их головами, в тишине слышны удары и сопение. Народ молчит.
Из маленьких дверей лавочки, где торгуют пионерскими галстуками и женскими поясами, выбегает, запахиваясь на ходу в пальто, толстый человек, седой, с курчавыми волосами.
— Ой, боже, боже! И где же власти? И где же наши органы? Боже, боже, люди! — причитает он, подбегая к инвалидам.
— Ну ж, боже, боже! Разве можно так бить? И по лицу, и по голове? Я сам инвалид, я инвалид уже первой мировой войны… Но я никогда не бил! Даже тех… кто сам просил!
Отстранив инвалидов, он, присев на корточки, приподнимает голову лежащего.
— Вы можете сесть? Только сесть? Я же не прошу вас идти! Или — боже упаси! — бежать! Или танцевать! Только сесть! Ну что же ты смотришь, мальчик! — внезапно обращается он ко мне. — Ты что, не знаешь, что нужно делать? Помоги мне! Стань позади! — командует он. — Пусть твои ноги — это будет спинка его хорошего стула!
И он ловко, за полы пальто, поворачивает упавшего.
Избитое в кровь лицо с заплывшим глазом уставилось в небо.
— Слушайте меня, — обращается он к инвалидам, — вы не ударите теперь этого несчастного человека?
— Сука он! — с усилием произносит тот, с орденом. И я замечаю, что все они протрезвели. — Слышь, ты, сука! — Он нагибается над лежащим. — Слышь! На рынок — не ходи!
— Мальчик! Держи его крепче! — командует человечек, а сам подходит к инвалиду с орденом и тихо его о чем-то спрашивает. Потом возвращается к нам, а инвалиды ковыляют прочь.
— Ну что ж… ему все равно надо помочь, — говорит он как бы с сомнением. — Вы можете встать?
Тот кивает головой.
— Ну где же милиция? — спрашивает кто-то в толпе.
А меня опять бьет отвратительная дрожь… И ведь мне еще нужно купить сливочное масло! Я судорожно сую руку за пазуху — согретые теплом моего тела, лежат завернутые в газету деньги.
— Помогите нам, — обращается к толпе маленький человек, пытаясь поднять сидящего на снегу. Но толпа вдруг редеет, люди тихо-тихо исчезают, и мы остаемся одни.
— Нам ехать надо, — говорит саночник.
— Сейчас. Мы только доведем его до моей палатки.
— Некогда, Абрам Маркович! — возражает саночник, но все же со вздохом, нехотя, нам помогает.
И так, поддерживая старика, мы входим в лавочку Абрама Марковича, туда же я втаскиваю саночки с моими дровами.
— Здравствуйте, — здороваюсь я с крошечной женщиной с темными глазами и недовольным лицом.
Мы сажаем старика на стул, прислонив его к стене, а женщина, взяв в руки тряпочку, вытирает ему лицо, смывая кровь.
— Берта, — просит Абрам Маркович, — посвети нам получше!
— Можно подумать, Абрам, что ты открыл поликлинику! Это же уже второй! — сердито говорит Берта, но снимает лампу со стола и подносит ее ближе.
— Мои очки, — шепчет сидящий, еле шевеля распухшими губами, — мои очки!
— Мальчик! Сбегай поищи его очки!
— Но… мне некогда.
— А куда ты торопишься?
— Мне нужно купить масла.
— Ах, жаль! Я не знал этого! Я показал бы тебе, где купить самое лучшее и дешевое масло! И тебя бы там не обманули! — говорит Абрам Маркович. — Меня здесь все знают! — добавляет он с гордостью.
— Идем, — торопит меня саночник.
И, взявшись за веревочку и попрощавшись, мы выходим из палатки.
Конные милиционеры уже оттесняют толпу к воротам. Мы с дровами тащимся мимо молочного ряда.
— Сколько? — торопливо спрашиваю я женщину в белом халате, убирающую кусочки масла в вощеную бумагу.
— Пятьсот.
— Заверните.
— Деньги есть? — Она внимательно смотрит на меня.
— Да.
— Покажи.
Я достаю деньги и отсчитываю пятьсот рублей. Она медлит, раздумывает.
— Скорее, пожалуйста! — прошу я ее.
Она нагибается за прилавок, достает большущий комок сливочного масла и, развернув вощеную бумагу, подносит его к моему носу. Я с наслаждением вдыхаю прекрасный, забытый аромат.
— Хорошо!
Она кладет кусок на весы с гирей и, помедлив, добавляет еще немного масла.
«Какая добрая!» — думаю я.
— Спасибо!
Я запихиваю масло в мешочек с Наполеоном, прилаживая его так, чтобы он был незаметен. И мы с саночником быстро идем к выходу. Полозья санок визжат по мерзлому снегу. Я оборачиваюсь: к санкам привязаны три вязанки дров!
«Семьдесят пять — дрова, тридцать — саночнику, масло — пятьсот… Значит, у меня осталось еще восемьсот девяносто пять рублей!»
Мы выходим за ворота. Похожий на Пугачева, громадный, одетый в тулуп, поверх которого надет плащ защитного цвета, держа в одной руке винтовку, а в другой — поводок здоровой, ростом с теленка, немецкой овчарки, из крытой машины выпрыгивает человек. За ним, раскрыв пасть, прыгает еще одна овчарка, а следом, зажав поводок, спрыгивает женщина, одетая в такой же тулуп и тоже с винтовкой.
— Охрана рынка, — объясняет саночник.
Мы выезжаем на Малую Пироговскую. В Морозном закатном небе, на оранжевом фоне которого видны колокольня и собор Новодевичьего монастыря, загорается далекая неподвижная звезда.
Быстро темнеет.
— Морозно, — шепчет старичок.
Санки скрипят, мы двигаемся по обледенелому, засыпанному снегом тротуару. Прохожих становится все меньше и меньше. Изредка, стуча и звеня, пробегают трамваи.
— А за что его? — спрашиваю я у саночника.
Он сразу понимает, о ком я.
— Хотел вырвать карточку УДП у мальчика!
— А что… мальчик продавал карточки?
— Да. А тот спросил его: «Сколько осталось талонов? Дай поглядеть!» И хотел удрать с ней. А тут инвалиды… А тебе что?
— Да так…
«Я узнал его! Узнал! Это он тогда… в сорок втором году зимой отнимал карточки у детей и женщин! У Маргариты Николаевны!»
— Ты что, — спрашивает меня саночник, — жалеешь его, что ли?
— Нет.
Мы подходим к нашему крыльцу, он снимает дрова с саночек и аккуратно ставит их на ступени.
Этот тихий человек пахнет опилками — приятный запах, напоминающий запах леса.
— Спасибо вам, — говорю я ему. — В хорошем месте вы, наверное, работаете…
— Где они теперь, хорошие места… В мебельной я работаю.
— Разве сейчас есть такие?
— Есть, — тихо и почему-то печально отвечает он.
— А что же вы делаете?
— Гробы, милый.
…Темно. Звезды…
XXIV
Я открываю дверь. На кровати, в высоких подушках, сидит брат. Он в пальто и в меховой шапке с опущенными ушами.
— Мама! Смотри! Дрова! — радостно кричит он.
Мама раздувает пламя в печке. Ее лицо красно и выпачкано сажей. Изо всех щелей печки выползают струйки горького от тлеющей бумаги дыма.
— Почему ты так долго? — спрашивает мама.
— Я покупал дрова.
— Ты мог бы прийти раньше.
— Я не сумел быстро продать вещи.
— У тебя всегда отговорки…
— Не ругай его! — просит брат.
Поднявшись с пола, мама смотрит на три вязанки дров, но лицо ее не становится добрее, и я знаю, почему: она не любит заниматься домашним хозяйством.
Я снимаю пальто, заглядываю в печь: тлеющая бумага забила всю топку — тяги нет. Беру кочергу, проделываю отверстие в черных обуглившихся хлопьях, и листы начинают понемногу загораться. Осторожно ворошу черные куски картона и бумаги, поворачивая их так, чтобы они зажглись, а потом кладу первое полено и бегу открыть дверь в парадное.
Мама и брат смотрят, как лежащее в печи полено охватывает пламя. Я кладу второе и закрываю дверцу.
— Ну неужели нельзя было продать скорее? Я так волновалась!
— Нет, мама. Скорее — трудно. Но смотри, что я принес. Вот! — И я вынимаю из мешочка масло.
Она разворачивает сверток, подносит комок к лицу и нюхает.
— Неужели масло?!
— Да!
Брат хлопает в ладоши.
— Настоящее сливочное масло! Не думал, что во время войны еще делают сливочное масло!
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Портрет героя"
Книги похожие на "Портрет героя" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Мюд Мечев - Портрет героя"
Отзывы читателей о книге "Портрет героя", комментарии и мнения людей о произведении.