Мюд Мечев - Портрет героя

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Портрет героя"
Описание и краткое содержание "Портрет героя" читать бесплатно онлайн.
Автор романа — известный советский художник Мюд Мариевич Мечев. Многое из того, о чем автор повествует в «Портрете героя», лично пережито им. Описываемое время — грозные 1942–1943 годы. Место действия — Москва. Главный персонаж — 15-летний подросток, отец которого репрессирован. Через судьбу его семьи автор показывает широкую картину народной жизни в годы лихолетья.
Я лезу за пазуху и вынимаю теплую пачку денег.
— Здесь, — гордо сообщаю я им, — восемьсот девяносто пять рублей!
Мама радостно улыбается — и я совершенно счастлив!
Но… что такое с моим горлом? Как будто железную проволоку вставили в него изнутри! Я даже не могу глотать, и слезы брызгают у меня из глаз.
— Что с тобой?!
— Ничего. Это горло. Оно пройдет… Я лягу.
Я снимаю валенки. Проклятая голова опять кружится! Ложусь на кровать рядом с братом и вдруг слышу мамин возглас:
— Что это?
Через силу поднимаю голову: мама, держа в руках деньги, подходит ко мне.
— Посмотри!
В ее руках я вижу четыре тридцатки и… аккуратно нарезанные по их размеру куски старых облигаций.
— Тебя обманули…
— Не может быть! Дай!
Но проклятые облигации не желают превращаться в деньги! Как были облигациями, так и остаются! Ведь были же деньги! Я вспоминаю хромого… и как он попросил меня дать ему деньги для пересчета… и смех баб, сидящих в санях. И я все понимаю!
— Прости меня, мама!
И тут силы покидают меня.
— Не плачь! — Она кладет мне руку на лоб. — У тебя жар. Спи и не думай ни о чем!
Я отворачиваюсь к стене. Свет коптилки бросает на нее густую тень. Моего лица не видно. Слышно, как мама расставляет чашки на столе.
— Мы будем пить чай? — спрашивает брат.
— Да. И есть хлеб с маслом.
— Я люблю масло. Оно вкусное и полезно для здоровья.
Мама разворачивает вощеную бумагу.
— Дай кусочек! — просит брат.
— Пожалуйста!
И я слышу чмоканье и сопение, чувствую запах морковного чая… Но мое горло как будто сжимает чья-то невидимая ужасная рука.
«Все!» — думаю я и проваливаюсь в темноту.
XXV
В комнате тепло. Я открываю глаза, пытаюсь глотать. Резкая боль заставляет меня согнуть шею и замереть, прижав ноги к животу.
— Ты еще болен? — слышу я голос брата: — Здравствуй!
Я с трудом поворачиваюсь и киваю.
— Ты не говори. Молчи… К тебе скоро придет доктор, а я буду за тобой ухаживать.
Я закрываю глаза и, содрогнувшись от боли, проглотив слюну, проваливаюсь опять в темную, не имеющую ни дна, ни границ, ни названия бездну.
…И так проходит много дней.
Однажды, открыв глаза, я вижу перед собой Славика, с любопытством глядящего на меня.
— В школе большие новости.
«Мне наплевать!»
— Двоечников будут точно отчислять.
«Мне наплевать! Это собираются делать каждый год!»
— Говорят, есть инструкция… ну эта, полусекретная, и всех отчисленных будут посылать в ремесленное училище.
«Мне наплевать!»
— Поговаривают, что Наклонение будет директором, и нашли бандитов, убивших сторожа на фабрике. Один из них был военным!
— Какое сегодня число?
— Двадцать девятое марта.
— Я столько времени болел?!
— Ты болел больше месяца, — отвечает стоящий за спиной Славика брат.
— И что самое интересное, — глаза Славика прямо сверлят меня, — Нюркин сын прячется где-то в нашем районе! А она снята с работы!
«Мне наплевать!»
— Но и это еще не все. Нашего директора видели в церкви!
Я не выдерживаю:
— Ну и что?! Что он — не может зайти в церковь? Она же историческая.
— Ты что, не понимаешь? Видели, как он ставил свечку! Его песенка спета!
— А кто его там видел?
— Наклонение.
— Он и рассказал об этом?
— Да… Очень сочувственно… Он сказал Говорящей Машине, что это, конечно, не выход из положения и что он, хотя и сочувствует его горю…
— Какому горю?
— Директора… Да ты что, не знаешь?!
— О чем?
Славик широко раскрывает глаза.
— Два его сына умерли в госпитале, в Лефортове! В начале марта… И потом… — Он приближает ко мне лицо. — От него ушла жена. Помнишь, та молодая медсестра? Мы видели их в кино… Кудрявая… Он оставил ей квартиру и живет теперь у матери.
Я вспоминаю простое суровое лицо нашего директора… и его кулаки… и рев…
— И что же, он собирается уходить?
Славик пожимает плечами:
— Его уволят. Ты что, не понимаешь, какое сейчас время?
— Слушай, а ты не был в госпитале?
— Нет, я не хожу туда. Теперь я в агитбригаде, обслуживающей фабрику «Красный Октябрь». Понял?
— Да… Но, может быть, ты проходил мимо и видел инвалида, такого…
— Никого я не видел. Твои инвалиды давно поправились или на тот свет отправились!
— А Большетелов ходит в школу?
— Наверное, ходит.
— А ты видел его?
— Нет. Ну, мне пора, а это — тебе! — И он оставляет на стуле маленький кусочек шоколада, завернутый в блестящую фольгу, на ней написано «Красный Октябрь».
— До свидания, — говорю я, откидываясь на подушку, — спасибо.
Но уснуть я не могу, что-то мешает мне, беспокоит меня… Ах, вот что! Яркий луч солнца пробивается сквозь оттаявшее стекло нашей форточки, расширяясь по мере того, как он отделяется от стекла и, наполненный пылинками, плавающими в нем, пронизывает темноту комнаты. «Вот и весна», — думаю я.
— Вот и весна, — говорит брат, но взор его устремлен на шоколадку.
— Разверни ее, — прошу я, — и раздели на три части: маме, себе и мне.
— Спасибо! — Подойдя ко мне, он растопыривает пальчики. — А руки у меня чистые, — сообщает он.
И я вижу две маленькие ручки, сереющие грязью повыше запястий.
— Это хорошо, что ты моешь руки…
— Как же! — отвечает он. — Ведь мама сказала мне: «Ты же теперь медсестра. И должен ходить за братом!»
— Я сильно болел?
— Очень! И мама часто плакала… Но она уходила для этого в маленькую комнату, чтобы я не знал. Но я знал все! Я не подсматривал, я просто чувствовал… Понимаешь?
— Да, понимаю. А Ваня Большетелов не приходил?
— Нет. Приходил только Аркадий Аркадьевич. И он говорил маме, что она может брать у него денег, но она не захотела. «У нас есть», — сказала она. И еще — Нюрка теперь бедная… Она ходит в церковь и там молится и плачет. А знаешь, почему ты поправился?
— Нет.
— Ты пил чай с маслом. И мы с мамой продали много ценных книг и купили на рынке мед… Только он оказался с мукой. Нас опять обманули! Но ты все равно его ел… и спал… и поправился. И еще — тебе помогло сливочное масло. И знаешь, тогда, когда тебя обманули с деньгами, тебе дали и плохое масло. И мама очень плакала. Оно снаружи было хорошее, а внутри с мукой и тертой морковкой. Вот. Но теперь все хорошо! Мамину диссертацию скоро утвердят, и тогда мы будем получать литерную карточку! И будем жить хорошо!
Я молчу. Сколько событий происходит, когда человек болен!
— …а немцы — звери! Теперь почти в каждой газете, снимки, что они делали в своей оккупации! Всех убивали, кто им не нравился! Ты потом почитаешь. Вот! — Он показывает на газеты, толстой пачкой лежащие на столе. — А наши наступают! И все говорят, что летом будут наступать еще больше! И теперь по талонам дают белую американскую муку, и из нее делают кисель, и американские витамины продаются в аптеках без карточек. Только дорого стоят — сто рублей!
— Спасибо, — говорю я. — Теперь помолчи, пожалуйста. Я устал. Я снова буду спать.
И я почему-то вспоминаю Трофима Яковлевича, госпиталь… Большетелова. Почему? И что это за тоска у меня на сердце? Как камень какой-то?
XXVI
В первый раз после болезни я выхожу на улицу, вдыхаю воздух, наполненный ароматом тающего снега. У меня начинает кружиться голова. Держась за решетку крыльца, я осторожно схожу со ступенек.
Солнце заливает сверкающие от снега и бегущих потоков воды наш двор и переулок. С чистым и громким звуком с длинных сосулек срываются капли. Перешагивая через ручьи, я прохожу мимо наших окон. За грязными стеклами маленькой комнаты вижу печальное бледное лицо брата: прижавшись к стеклу, он машет мне ручкой. Теперь болен он. Наверное, оттого, что он выходил на холод, когда болел я.
Помахав ему на прощание, щурясь от слепящего весеннего солнца, я иду по улице. Около дома генерала слышу щебет и громкие крики воробьев. Подняв голову, вижу, как с писком, вылетая из-за пышного султана дворянского герба, гоняются друг за другом птицы. На противоположной стороне улицы, приставив табурет вплотную к окну и взгромоздившись на него, какая-то старушка моет окна своего домика.
«Неужели придет время, когда и мы вымоем окна?» — думаю я.
Вот наша милиция. Как всегда, сквозь мутное стекло сонное усатое лицо безразлично смотрит на улицу.
По синему небу бегут легкие весенние облака. Вдруг грохот в водосточной трубе нашей фабрики, и из нее вываливается, сверкая тысячами ослепительных искр, глыба подтаявшего льда.
У наклеенной на стене газеты стоит кучка людей. Я подхожу ближе, протискиваюсь, читаю заголовки: «Массовые казни в Польше», «Ожесточенные бои между оккупантами и партизанами в Югославии», «Немцы топят торговые суда нейтральных стран», «Борьба и страдания французского народа», «Действия союзной авиации», «Война на Тихом океане».
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Портрет героя"
Книги похожие на "Портрет героя" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Мюд Мечев - Портрет героя"
Отзывы читателей о книге "Портрет героя", комментарии и мнения людей о произведении.