Мюд Мечев - Портрет героя

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Портрет героя"
Описание и краткое содержание "Портрет героя" читать бесплатно онлайн.
Автор романа — известный советский художник Мюд Мариевич Мечев. Многое из того, о чем автор повествует в «Портрете героя», лично пережито им. Описываемое время — грозные 1942–1943 годы. Место действия — Москва. Главный персонаж — 15-летний подросток, отец которого репрессирован. Через судьбу его семьи автор показывает широкую картину народной жизни в годы лихолетья.
— Отстань! — перебивает он меня. — Больно нужно!
— А если не нужно, то зачем ты вчера заходил к моей маме?
— Я боялся, что с вами что-нибудь случится.
— А почему же ты не помог нам?
— А в чем мне надо было помочь вам? Дрова отбирать у инвалида? Да?
— Мы не отбирали! Он у нас отбирал!
— Так я и поверю! Скажи спасибо, что в школе не сказал!
— И что же ты мог сказать в школе?
— Ну, например, то, что кричал вам народ!
— Что же он кричал?
— Он кричал, — нагло улыбаясь, говорит Славик. — «Бандиты, остановитесь! Отдайте награбленное!»
— Ты с ума сошел!
— Нет, это вы сошли с ума! Разве не вы сбили с ног профессора-международника?
— Ты чокнутый!
— Оставь его, — слышу я внезапно голос Чернетича. — Оставь! Развоняется!
— Ах вот вы как! — шипит Славик. После слов Чернетича лицо его буквально зеленеет. — Я к вам, как к людям, а вы…
— Что мы?
— Что вы! Что вы! Честненькие! Чистенькие! Умненькие! Интеллигентные!
— Пошли, — устало говорит Чернетич. — Уже воняет!
Славик, мне кажется, сейчас заревет. Точно! Что это с ним? Он идет в сортир.
— Ну пока! — говорит Чернетич.
— Пока, Драго!
Я тихонько подхожу к ребятам. Они испуганно оборачиваются, но, увидев меня, опять утыкаются в книгу. Я заглядываю через их головы: на развороте — прекрасная обнаженная женщина. Подняв тонкие молодые руки, тянется она сквозь заросли листьев к висящей над ее головой спелой кисти винограда. Полные груди с маленькими сосками, круглый живот, широкие бедра и стройные длинные ноги!
— Жаль, что все главное закрыто, — шепчет тот, что держит книгу.
Славик выходит из сортира и подходит к окну.
— Эй! — говорит он мне как ни в чем не бывало. — Иди скорей! Смотри!
Окно выходит на церковный двор. Толпа людей у входа в церковь. Слышится знакомый тоненький дискант:
— Дяденька! Отпустите, пожалуйста!
— Что? Что такое? — возмущается женский голос. — Почему детей?!
Раздвигая толпу, движется к синей милицейской машине Памятник. Револьвер в кобуре болтается, как всегда, под свисающим жирным животом. Сзади, сопровождаемые двумя милиционерами, идут, плача и озираясь, деревенские дети. Вот они подходят к машине, чья-то рука открывает заднюю дверцу, мотор фыркает и, разбрызгивая грязь и остатки снега, машина уезжает с церковного двора.
— Вот и все! — говорит Славик. — Не надо было побираться! Запрещено ведь это!
Я молчу.
— В детском доме им будет лучше!
Я молчу.
— Чего молчишь?
— А разве это тоже запрещено?
— Молчи себе на здоровье.
Я поворачиваюсь.
— Куда ты? Давай досмотрим!
— Нет!
«Точно, он ревел».
Ребята снова утыкаются в книгу, а я сбегаю вниз, в раздевалку, одеваюсь и выхожу на улицу. Мне надо зайти в церковь и потом… еще туда, к дому Большетелова.
XXX
Я прохожу церковным двором, но услышанный разговор заставляет меня замедлить шаги.
— …на них были нашиты мешочки — а там тысячи!
Плешивый, седой, с культяпкой вместо правой руки старик, сидя на площадке, установленной на колесиках, выставив вперед обрубки ног, продолжает:
— Тысячи, тысячи были! Уж это верно. Вот те и дети. Не учились, а видно, бог талант дал! — Нищие ахают. — Посылками, говорят, деньги посылали! Их не забрали бы так… — Я навостряю уши. — Случай плохой вышел! Иностранцы… или американцы их на фотокарточку сняли и в журнале ихнем пропечатали! Как этих… ну, как шпионов! Теперь, брат, ухо востро надо держать! Я всякий раз закрываюсь, как вижу этих американцев-иностранцев! Черт их взял бы!
Нищие вздыхают, а слепой старичок крестится и говорит:
— Точно! Через них и Ваничку забрали!
— Ничего ты не знаешь, — кротко замечает другой старик. — Ваничку забрали за другое.
— За что? Ведь он убогонький!
— За дезертира! Сказывают, видел.
Нищие умолкают. Удар колокола разносится по двору. Они поднимают головы вверх: в зеленом вечернем небе носятся стрижи. Медный гул затихает, и когда его эхо исчезает, новый, еще более сильный удар наполняет все вокруг своим мощным звучанием. Нищие крестятся.
Я вхожу в церковь, оглядываюсь и пробираюсь к дубовой стойке с ящичками, где лежат свечи. За ней стоит старая женщина в черном платке и в таком же платье и смотрит на какую-то бумажку.
— Здравствуйте.
Подняв белое одутловатое лицо, она смотрит на меня поверх очков.
— Что тебе?
— Я пришел поставить свечку.
— Три, пять рублей?
— Три.
Достав из кармана два рубля и точно отсчитанную мелочь, я подаю ей. Она быстро пересчитывает, аккуратно расправляет рублевки и кладет их в особый ящик, а мелочь — отдельно. Потом подает мне свечу, но я не отхожу. Она снова смотрит поверх очков.
— Что еще?
— Помогите мне, пожалуйста, поставить свечку… в память Трофима…
Вздохнув и поджав губы, она, ничего не отвечая, берет с полки большую книгу и начинает ее листать. Останавливается, шепчет, поднимает голову и говорит:
— Поздно пришел.
— Почему?!
— Потому что день памяти — восемнадцатого марта.
— А сейчас нельзя?
Не отвечая мне, она протягивает руку старушке, подошедшей к столу, берет у нее деньги, подает свечи.
— Не стой здесь, ты мне мешаешь.
— Но мне надо поставить свечку… — объясняю я снова, не зная, как себя вести в подобном случае. — Что мне делать?
— Пройди вон в тот угол… И поставь всем святым и мученикам.
— Спасибо.
Я осторожно обхожу молчаливых людей и иду в тот угол, где свечи горят особенно ярко. И замираю как вкопанный, потому что вижу нашего директора!
Глядя прямо на меня, но не узнавая, он что-то шепчет. Я не понимаю и подхожу ближе. Ворочая головой и пытаясь высвободить шею из тугого воротника, он делает движение ко мне и хватается за мое плечо.
— Ты можешь мне помочь? — глухо спрашивает он меня.
— Конечно, — я стараюсь не смотреть на его лицо.
— Выведи меня отсюда!
— Хорошо, но я должен…
Он смотрит на мои руки, держащие свечку, и кивает.
На четырехугольной белой плите горят десятки тоненьких свечей, поставленных в маленькие дырочки. Колеблющийся жар и запах воска наполняют воздух. Я выпрямляю свечку пальцами, наклоняю фитиль над одной из горящих свечей. Он вспыхивает маленьким синим огоньком, я переворачиваю свечу, и пламя разгорается сильней. Поднеся другой ее конец к огню, держу какое-то время, чтобы воск стал мягким, выбираю маленький бронзовый подсвечник, углубленный в камне, и ставлю туда свою свечу. Горящая длинным и чистым пламенем, она отражается в блестящей как зеркало мраморной плите.
Я оглядываюсь на директора: опираясь на мое плечо, глядя перед собой невидящим взором, он не обращает ни на что внимания.
— Мы можем идти, Владимир Аверьянович.
Он внимательно и как-то отстраненно смотрит на меня, потом вздыхает:
— Пойдем. Теперь это уже не имеет никакого значения!
«О чем это он?»
Ощущая тяжесть его тела, передающуюся через руку, лежащую на моем плече, я протискиваюсь с ним через толпу, и мы выходим из церкви. Когда мы оказываемся на крыльце, он судорожно цепляется за столбик и тяжело дышит, хватая воздух широко открытым ртом.
— А ты зачем здесь?
— Мне надо было поставить свечку.
— Кому?
— Мученику Трофиму.
— А мать разрешила?
— Нет, я не сказал ей.
— Вот как… Значит, ты врешь ей?
— Вру, конечно.
— Ну пошли.
Он вздыхает и снова кладет руку мне на плечо. И тут одновременно мы видим… Изъявительное Наклонение. Стоя напротив, у входа в каменные ворота, он при виде нас задирает вверх свой оседланный пенсне нос и, не здороваясь и не говоря ничего, замирает. Мы идем навстречу ему, и я не спускаю с него глаз, а директор так задумчиво, как будто он хочет что-то вспомнить, морщится, но молчит. И вот мы подходим вплотную к Наклонению. Он делает шаг вперед.
— Добрый вечер, Владимир Аверьянович!
Так как его приветствие не относится ко мне, я только киваю, директор вообще никак не реагирует. Наклонение остается позади, а директор еще больше морщит лицо.
— Мне плохо… Посади меня… — просит он.
— Садитесь… — Я подвожу его к ограде.
По-прежнему не выпуская моего плеча, он тяжело садится на камни ограды, выставив вперед свой протез, прислоняется спиной к железным прутьям. И, глядя в небо, произносит:
— Побудь со мной…
— Хорошо, — отвечаю я с болью в сердце.
Со странной отрешенной улыбкой смотрит он в вечернее небо.
— Какой прекрасной могла бы быть жизнь! — говорит он. — Ах, как тяжело!
Я не нахожу в себе сил что-то сказать ему.
— Боже мой! Лучше бы я умер, чем дожил до этих дней!
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Портрет героя"
Книги похожие на "Портрет героя" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Мюд Мечев - Портрет героя"
Отзывы читателей о книге "Портрет героя", комментарии и мнения людей о произведении.