Мюд Мечев - Портрет героя

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Портрет героя"
Описание и краткое содержание "Портрет героя" читать бесплатно онлайн.
Автор романа — известный советский художник Мюд Мариевич Мечев. Многое из того, о чем автор повествует в «Портрете героя», лично пережито им. Описываемое время — грозные 1942–1943 годы. Место действия — Москва. Главный персонаж — 15-летний подросток, отец которого репрессирован. Через судьбу его семьи автор показывает широкую картину народной жизни в годы лихолетья.
Они осторожно идут в глубь помещения.
— Идем, бабушка.
— Помоги, сынок.
Я кладу ей на спину ширмы, и в этот момент они возвращаются.
— Что вы здесь делаете? — спрашивает военный. В его голосе я чувствую неприязнь. И не успеваю я рот открыть, как бабка отвечает:
— Тебе-то что, родимый? Идешь себе, ну и иди помаленьку!
— Раз спрашивают — отвечать надо.
— Кому надоть, а мне — нет!
— Это почему же?
— Потому что, когда ты еще под себя срал, я вшей кормила! — Она плюет ему под ноги и произносит со злостью: — Чтоб вы все сдохли! Чтоб вы сдохли! И эти войны ваши… Японские! Халхинголские! Финские! Немецкие!
— Бабушка, тише!
— Что — тише?! Сопляк несчастный! — орет она, шамкая и пытаясь выпрямиться, чтобы посмотреть на того, высокого. А он, открыв рот, смотрит на нее. — Что ты мне сделаешь, сопляк?! У меня все поубиваны! Все!!! Черт бы вас всех побрал! И матерей ваших! Так и разэтак!
— Пойдемте! — Авессалом Артекович тянет высокого за рукав, и они поворачиваются.
— Ну и бабка! — говорит тот, крутя головой. А потом обращается к Авессалому Артековичу: — Ты строишь так, будто война век будет.
— А когда, по-твоему, она кончится?
— Через год!
— Хм! — только и отвечает Авессалом Артекович.
Бабка вся дрожит от злости. Они уходят, не оглядываясь, а я помогаю ей дотащить ширмы до ворот.
— Кончится она через год… через два… а там — другая! Через десять! Тьфу! До свидания, сынок! Ты чей — Митькин?
— Нет, бабушка. Я сам по себе. Прощайте!
— Тебе тоже!
И я медленно иду домой, думая обо всем, что произошло в этот день.
Первое, что я вижу дома — бледное лицо мамы.
— Ты опять поздно!
— Я гулял. Мама, я видел танки! Такие замечательные! И так много!
— Ну хорошо. А что ты опять делал в церкви?
— Я был там в память друга…
— Разве память друга нельзя почтить в другом месте?
— Нет, мама… Он просил меня.
— Кто?
— Трофим Яковлевич…
— Он… умер?
— Мама! Он… зарезался!
— Не говори больше! Ни слова! — Она обхватывает мое дрожащее лицо руками. — Бедный, — шепчет она. — Прости меня!
— Мама! Мама! — Я еще сдерживаюсь изо всех сил. — И пропал Ваня Большетелов! Его мать посадили на два года!
— Боже! Боже! — шепчет она. — Какое ужасное детство я дала тебе, мой сын! Прости меня!
— И я! И я! — слышу я голос брата. — Ведь я с вами! Ведь я ваш?
XXXIII
Наступила весна. Громадные кучи снега под окнами первых этажей осели, растаяли и шумными грязными потоками устремились по Пуговичному переулку на улицу Льва Толстого, а оттуда — на Крымскую и в Москва-реку. Небо, светлое и чистое, с утра полное солнцем и тишиной, повисло синей чашей над нашими бедными домами и влажной землей, из которой начинала выбиваться первая трава. Оставшиеся в усадьбе Льва Толстого деревья покрылись зеленым пухом листьев, и в их вершинах вороны с шумным карканьем устраивали гнезда. В наших домах посредине дня стали раскрываться окна и двери, из комнат выходила зимняя стужа, впуская теплый и чистый воздух с улицы.
Подняв голову, я стою перед нашим большим окном. Оно очень грязно, часть его забита фанерой, а через оставшиеся стекла видны опилки, положенные почти до самой форточки. Подставив табурет, я влезаю на него и, взяв мисочку с водой, выжимаю мокрую тряпку и протираю стекла. Когда заканчиваю, у форточки показывается бледное лицо брата. Он внимательно следит за моей деятельностью, потом открывает рот и что-то говорит.
— Открой форточку! — кричу я ему. — Не слышно!
Он хлопает глазами, и я пальцем показываю ему на форточку. Надув губы и изобразив на лице выражение упорства и настойчивости, то есть сморщив его, как только возможно, он вытягивает руку и берется беленькими пальчиками за шпингалет. А я, не отрываясь, смотрю на его руку: тонкая как палочка, белая, она напоминает те руки, что получаются на рисунках детей, когда они мелом рисуют на асфальте…
Шпингалет щелкает, отворяется форточка, и на меня попадает струя холодного спертого воздуха.
— Как хорошо дышать! Я буду дышать!
— Дыши.
— Как хорошо! А эта липа наша?
— Нет, общая.
— А почему она у нас растет?
— Просто так.
— Просто так ничего не бывает. Мне мама говорила. Ой, смотри, птицы!
Я оборачиваюсь: посредине мостовой с шумом и писком копошатся воробьи.
Бабы, стоящие в очереди за хлебом, разговаривают по своему обыкновению так громко, как позволяет каждой из них устройство ее горла.
— У нее нашли сто пятьдесят банок свиной тушенки! — говорит одна.
— Сто шестьдесят, — поправляют ее.
— Нет, сто пятьдесят, я вам говорю!
— Не мешайте, вы! Ну, дальше!
— Две бочки сухарей, пшено, крупу саго… довоенную, конечно! Ну все-то, все! Даже нафталин был! Цельный чемодан!
Толпа ахает.
— А еще чево?
— Облигаций энтих — тоже сундук! Полный! И молока американского… Несли! Вот!
Рассказчицу окружили со всех сторон, бабы ахают и вздыхают, а она красуется, довольная вниманием.
— А золото? — спрашивает баба в платке.
— Про золото ничего не знаю. И врать не буду! А вот брульянтов — нашли! — Народ ахает.
— А где?
— Известно — где! В шляпе! И под кроватью мыла нашли… кусков сто, наверное! — Очередь опять ахает. — Так милиция все это мыло ну чисто-начисто расковыряла. Феофаниха просила: хоть кусочек дайте! Нет, говорят, теперь все это — арестованное!
— Аспиды!
— А за что его так, мыло-то?
— А искали там… эти брульянты.
— Поди-ка, ведь ты сказала до этого — в шляпе?
— Ну и что? Много ли их в шляпе-то зашьешь?
И вдруг они умолкают, потому что из-за угла появляется Нюрка. Все смотрят на нее, и я тоже. Бледная, похудевшая, со спутанными волосами, в американском пальто с оторванными пуговицами, полы которого она придерживает рукой, бредет Нюрка, держась другой рукой за стену дома. Я смотрю на нее с ужасом, понимая, что вижу перед собой совсем другого человека!
Неверной походкой она приближается к чугунной тумбе на углу улицы и садится на нее. Я вижу ее затылок и спутанные седые волосы, в которые воткнут дешевый гребень.
— Вот она! — слышу я шепелявый веселый голос, плохо выговаривающий слова. Из-за палатки появляется Ваничка. За ним идут милиционер и человек с белым лицом. — Она его любит! Любит! Я сам видел! — кричит на всю улицу Ваничка и делает прыжок на месте, а потом, обернувшись несколько раз волчком, радостно хохочет.
Человек с белым лицом внимательно смотрит на сидящую на тумбе Нюрку.
— Она его любит! — кричит Ваничка. — Он плакал, а она говорила: «Не плачь, я тебе хлебушка дам!» И мне дала… Она добрая! Она мне дала хлебушка! И он добрый! И он — черт! Он — бедный черт!
Они все останавливаются напротив Нюрки, а она сидит все в той же позе совершенно неподвижно, и ветер шевелит ее седые волосы.
XXXIV
Толпа народа стоит перед стендом с газетой. Пахнущая типографской краской и клеем перед моими глазами висит свежая «Правда». И сразу же я вижу карту и над ней четкие буквы:
«Размеры территории, освобожденной Красной Армией от немецких оккупантов за период зимней кампании 1942/43 гг. — 480 000 кв. км».
На западе этого громадного пространства, освобожденного нашими войсками и заштрихованного черными линиями, лежат города Харьков, Таганрог, Краснодар. Ростов уже входит в освобожденную зону. А с востока граница этой территории — города Воронеж, Сталинград; на юге — Астрахань.
«Сколько до Германии?» — думаю я.
— Сколько до Германии? — спрашивает старик в рваной шинели, стоящий рядом.
Трамвай, звеня, подбегает к остановке, и я прыгаю на подножку. Когда он проезжает мимо нашей улицы, я вижу мельком, как человек с белым, словно обсыпанным мукой лицом что-то говорит пожилому милиционеру, садясь в зеленую «эмку».
— Видал? — шепчет инвалид, сидящий на скамье, своему соседу. — Этот всех посадит!
Я выхожу на своей остановке и тут вижу молоденьких милиционерш. Радостно улыбаясь, поправляя волосы под пилотками, смеясь и болтая, они идут мне навстречу. И наверное, потому, что глаза мои широко раскрываются, они на минуту умолкают. Я краснею, ускоряю шаг и уже за спиной слышу их фырканье:
— Миленький! Маленький!
Я прохожу их общежитие, стараясь незаметно, краем глаза что-то увидеть в их комнатах.
— Что, брат, видел милиционерш? — Славик тут как тут.
— Очень нужно.
— Ври давай! — Он наклоняется ко мне и шепчет: — Наши ребята сказали: «Украдем трубу подзорную из кабинета физики и всех там рассмотрим!» Как раз из нашего класса все видно!
— Ну и как?
— А никак! Они теперь к вечеру занавешиваются шинелями. Я видел только колено. Но — сила! А ребята груди видели! У одной — как яблоки! Только лучше! У них на все общежитие только одна уродина — дежурная у входа. Но и она имеет симпатию!
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Портрет героя"
Книги похожие на "Портрет героя" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Мюд Мечев - Портрет героя"
Отзывы читателей о книге "Портрет героя", комментарии и мнения людей о произведении.