Мюд Мечев - Портрет героя

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Портрет героя"
Описание и краткое содержание "Портрет героя" читать бесплатно онлайн.
Автор романа — известный советский художник Мюд Мариевич Мечев. Многое из того, о чем автор повествует в «Портрете героя», лично пережито им. Описываемое время — грозные 1942–1943 годы. Место действия — Москва. Главный персонаж — 15-летний подросток, отец которого репрессирован. Через судьбу его семьи автор показывает широкую картину народной жизни в годы лихолетья.
— Правда, знаю!
— А если правда, то скажи, что там висит над креслом? А?
— Серебряные трубы.
— Правильно! Серебряные трубы! Это и главное! Эх! Если бы кто знал… Трубы эти… волшебные!
Он вытаращивает свой единственный глаз и откидывается назад, желая убедиться в эффекте своих слов. Но мы с Чернетичем молчим.
— Эх вы! Неверующие! Сразу видно! Говорю — волшебные! И Никита мне сказал: быть большой победе! Слышь-ко! Большой! — Дядя Ваня высоко поднимает корявый грязный палец и так и замирает. Его единственный глаз сияет. — Вы — верные ребята, я знаю, поэтому и скажу вам, почему будет большая победа! Эти трубы… потихоньку… уже с месяц… — и он снова поднимает вверх палец, — как начали светлеть! А были все время, с самого сорок первого, темные-темные! — Он переводит дух.
— Дядя Ваня! А ты слышал про директора?
— Что ж сделать, сынки… Мать просила его… Точно знаю! Умирать собралась и просила. Ты, говорит, Володя не думай, что плохого тебе хочу, сходи, говорит, в церковь, поставь свечки за внуков и закажи помолиться. Ведь мы, кроме бога, теперь никому не нужны! Вот как было!
— Мне пора, — говорит Чернетич и встает.
— Ишь, — улыбается дядя Ваня, — красивый какой! Жених!
— До свидания, дядя Ваня.
— Приходите.
По темной лестнице мы выходим из котельной. На вечернем небе загораются первые звезды, а из окон общежития милиции раздается музыка. Патефон поет и поет.
— Странные вы люди, русские, — говорит Чернетич.
— Почему же?
— Не знаю, но чувствую, что странные.
— А вы — другие?
— Мы — другие, — отвечает он и замедляет шаги.
С лестницы школьного подъезда, прихрамывая и опираясь на палку, спускается директор.
— Добрый вечер, Владимир Аверьянович!
— Здравствуйте!
Он тяжело дышит, и я явственно слышу, как в кармане его пальто что-то булькает.
Мы идем к церкви, там как по команде поворачиваемся и видим: директор нащупывает ручку двери, ведущей в котельную. Вот он отворил ее, и его седая голова исчезает в дверном проеме.
Из верхнего окна милицейского общежития несется:
Сердце красавицы
Склонно к измене
И к перемене,
Как ветер мая…
Мы оба вздыхаем и проходим в церковный двор. Тихо. Таинственный свет лампад блестит в окнах.
— А знаешь, у нас в Черногории тоже была такая легенда.
— Какая?
— Про трубы. Будто у одного нашего князя были серебряные трубы, которые темнели, когда нас ждало поражение, и светлели сами по себе, когда впереди была победа.
— А когда это было?
— Не знаю… Давно, когда отец еще был с нами, он пел мне про эти трубы… И песня была очень красивая!
ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ
I
У крыльца нашего дома — толпа ребят. Славик что-то им рассказывает, показывая на наши окна.
— Поздравляю! — говорит он, увидев меня.
Я всматриваюсь в его лицо, ожидая какой-то каверзы.
— С чем?
— С приездом военного.
— Какого военного?
— Майора! Твоего дяди!
Я стою ошеломленный. У меня звенит в ушах. Только бы не начало кружиться небо, как это было зимой. И тут я вижу брата: он стоит на крыльце, прижимаясь к железным перилам.
— Это правда?
— Да!
Отстранив брата, я мчусь по коридору; в кухне при моем появлении высокий молодой парень встает со стула и делает шаг навстречу.
— Гвардии сержант Митрофанов, ординарец гвардии майора Никонова!
Я подаю ему руку и осторожно вхожу в комнату. На вешалке висит черная кавказская бурка; на столе рядом с кроватью лежит пистолет в кобуре; сапоги с подвешенными на них чистыми портянками стоят около стула, а на нем — гимнастерка с погонами майора. На ней орден Александра Невского, два ордена Красного Знамени, Красной Звезды и медали!
Уткнув лицо в подушку, посапывая, сладко спит под ярким светом электрической лампы полный молодой человек в белой нижней рубашке. Он выбросил вперед левую сильную руку, на которой не хватает двух пальцев. Мама поворачивает сияющее счастливое лицо в мою сторону:
— Приехал!
Я внимательно рассматриваю его, стараясь найти те черты смелости, доблести и мужества, которые должны быть у человека с такими орденами, и танкиста, и гвардии майора! Но ничего кроме приятной славянской полноты, усталости и добродушия не вижу.
— Мама, — просит брат, — ребята хотят посмотреть на дядю Васю.
— Ну пусть войдут, — разрешает мама.
В коридоре топтание, слышен голос сержанта Митрофанова. Потом двери отворяются и, сняв ботинки, ребята тихо входят в комнату и окружают кровать, на которой, посапывая, лежит милый, родной, смелый, добрый дядя Вася. Живой! Вдруг он чихает и открывает один глаз, оказавшийся молодым, голубым и блестящим. Ребята пятятся.
— Здравствуйте, — говорит он в подушку, поворачивается, садится и закрывается одеялом, улыбаясь широкой, доброй улыбкой. — Ну что, как поживаете?
— Ничего, — отвечает за всех Славик. — А пистолет покажете?
— Пожалуйста! — Дядя Вася достает из кобуры пистолет, вынимает обойму, оттягивает затвор, смотрит в патронник и подает нам. А сам смотрит на меня: — Сразу видно, что старший. Как учишься, как живешь?
— Плохо.
Он хмурится. Потом берет со стула галифе, ловко под одеялом натягивает их; обмотав ноги портянками, надевает сапоги, топает ими; всовывает голову в гимнастерку. Звенят ордена. Он подпоясывается, встает, улыбается и хлопает меня по плечу.
— Вот ты какой стал, оказывается. Здравствуй! — И обнимает меня.
Ребята, положив на стол пистолет и попрощавшись, уходят. Славик делает мне таинственное лицо.
— На минуту, — шепчет он.
— Некогда.
— Всего на одну минуту — важные новости!
Мы вместе идем в коридор, а так как идущие впереди дети мешают нам, он дает последнему пинок.
— Зачем ты так?
— А они все равно маленькие…
— Идиот ты все-таки! Типичный!
— Прощаю… как племянника фронтовика. А теперь слушай! Нюркиному сыну — хана! Точно знаю…
Но мне все это сейчас совершенно безразлично, и я перебиваю его:
— Ладно, пока! — И возвращаюсь в комнату.
Стол уже накрыт, и у приборов стоят серебряные рюмки, лежат салфетки в кольцах. Блестит старинный фарфор. А на столе… на столе банка тушенки, бутылка вина и кастрюля с дымящейся картошкой!
— Откуда это, мама?!
— Сержант Митрофанов принес с рынка.
— Митрофанов! — кричит в коридор дядя Вася.
Сержант приходит, и мы садимся за стол.
— Откройте окна, — просит дядя Вася.
«Как хорошо, что я их вымыл», — думаю я. Ветер, теплый, весенний, колышет штору.
— За победу! — говорит дядя Вася, и мы все поднимаем рюмки. У меня — тоже вино, у брата — чай.
— Какое счастье, что ты жив! — шепчет мама.
И мы чокаемся.
Утром я просыпаюсь от чириканья воробьев на нашей большой липе, которую видно в настежь раскрытое окно. Я лежу на полу рядом с братом. На кровати — дядя Вася, на сундуке — сержант Митрофанов. Я осторожно вылезаю из-под одеяла и еще раз внимательно разглядываю гимнастерку с орденами. На столе лежит пустая кобура. Но где же пистолет?
И тут дядя Вася открывает свой голубой глаз.
— Оригинально! — произносит он свое любимое слово. — С добрым утром!
— С добрым утром! Дядя Вася, а где пистолет?
Он засовывает руку под подушку и отгибает ее край. Оттуда торчит черная рукоять пистолета.
— Дядя Вася, со скольких лет берут на фронт?
— С шестнадцати можно… но рано еще.
— Почему?
— Глуп еще человек в шестнадцать лет.
— Знаешь, а один наш ученик написал Сталину письмо, чтобы пойти на фронт добровольцем.
— На службу не напрашивайся, а от службы не отказывайся! — весело отвечает он.
— Но ты же пошел добровольцем!
— Тогда был сорок первый год… самое начало. А сейчас — сорок третий.
— Ну и что ты этим хочешь сказать?
— То, что учился бы я на месте всех шестнадцатилетних.
— Дядя Вася, а скажи, кто лучше воюет? Какой возраст?
— Это смотря где… Зрелый, конечно, должен быть возраст. Ну, двадцать пять лет… Правильно, Митрофанов?
— Так точно, товарищ гвардии майор!
Брат с широко открытыми глазами слушает наш разговор.
— Ты скажи, — тихо спрашивает дядя Вася, — а от отца есть что-нибудь?
— Нет… — Я отвечаю так же тихо.
— Ну а жили вы как?
— Очень плохо! — вмешивается брат. — Мы чуть не умерли… Так было холодно и нечего есть! И у нас живет дезертир, в нашем районе… И водятся бандиты и спекулянты… и плохие домоуправы! И они не давали нам дров и велели закрасить Адама и Еву!
— Это почему?!
— Потому, — отвечает брат, косясь на меня, — что наш отец…
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Портрет героя"
Книги похожие на "Портрет героя" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Мюд Мечев - Портрет героя"
Отзывы читателей о книге "Портрет героя", комментарии и мнения людей о произведении.