Мюд Мечев - Портрет героя

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Портрет героя"
Описание и краткое содержание "Портрет героя" читать бесплатно онлайн.
Автор романа — известный советский художник Мюд Мариевич Мечев. Многое из того, о чем автор повествует в «Портрете героя», лично пережито им. Описываемое время — грозные 1942–1943 годы. Место действия — Москва. Главный персонаж — 15-летний подросток, отец которого репрессирован. Через судьбу его семьи автор показывает широкую картину народной жизни в годы лихолетья.
Мы быстро пересекаем площадь, и когда подходим к метро, я еще раз оглядываюсь: в самом конце ее, посредине патрулей бредет тот солдат. И я вижу, что патрули отобрали у него ремень и хлястик, и его шинель теперь похожа на больничный халат.
III
В вагоне метро у меня начинает кружиться голова, меня мутит от голода. А Митрофанов положил большую белую буханку хлеба себе на колени и, придерживая ее рукой, сияющим взглядом смотрит на стоящую напротив юную девушку в старом, мешком висящем на ее худых плечах пальто, обутую в ботинки на деревянной подошве.
Стараясь не смотреть на эту буханку, она изредка бросает взор на светлый чуб Митрофанова, торчащий из-под пилотки. И все сидящие напротив смотрят на что угодно, но только не на этот хлеб.
— Слушай, убери буханку с колен, — шепчу я, — на нас смотрят.
— Почему? — громко спрашивает он.
Я краснею, потому что вижу, что девушка чуть заметно улыбается. Мне видно отражение ее лица в стекле. Нагнувшись еще ближе к его розовому уху, пахнущему немецким одеколоном, я сердито шепчу:
— Ты что, спятил?! Мы же все голодные! С луны, что ли, свалился?! Дай мне буханку.
Покраснев как рак он протягивает мне хлеб. Я прячу его под пальто и слышу вздох сержанта Митрофанова. Он смотрит в угол, где стояла та милая девушка, но теперь этот угол пуст.
— А в Москве, — шепчет Митрофанов, но так, что это слышно теперь только мне, — много таких девушек?
— Да, — сухо отвечаю я, — много!
И до нашей станции мы сидим молча.
Выйдя из метро, он видит и Крымский мост, и здание Дворянского лицея, и Провиантские магазины…
— А красива ваша Москва!
— Да! Очень!
Сержант Митрофанов о чем-то сосредоточенно думает и отрывается от своих мыслей только для того, чтобы козырнуть попадающимся нам навстречу военным. Но вот он нерешительно останавливает меня:
— Слушай, где взять девушку?
Я перебираю девушек в нашем и в других дворах. Но все они кажутся мне неподходящими. И внезапно меня осеняет: общежитие милиции!
— Здесь! Рядом!
— А кто она?
— Их там много. Это милиционерши!
— Хорошие?
— Лучше я и не видел.
— Пошли! — решительно заявляет он.
Мы входим в церковный двор и поворачиваем направо, я показываю Митрофанову на длинное строение с открытыми окнами, из которых, конечно, несется патефонная музыка. Все то же «Сердце красавицы».
Как зачарованный Митрофанов стоит какое-то время, потом быстро снимает мешок со спины:
— Держи!
Я беру тяжелый мешок, он вынимает оттуда банку сардин, банку мясных консервов, пакетик сухой горчицы, конфеты, ловко рассовывает по карманам, берет у меня буханку; после этого он достает зеркало, придирчиво рассматривает себя, поправляет светлый вихор, торчащий из-под пилотки, прячет зеркало, на ходу вынимает ножик из-за голенища, режет буханку надвое — и все это он проделывает почти на бегу!
— Ну пока! Спешу! У нас, фронтовиков, времени мало!
Вот он открывает дверь…
«Сейчас она его…» — думаю я, видя дежурную-мегеру.
— Здрасте! — вежливо здоровается сержант и кладет перед ней на стол полбуханки белого хлеба. Дверь на пружине он придерживает рукой, так что я могу видеть все происходящее. — Я на минуту, — продолжает он, — на второй этаж… передать посылочку с фронта!
Я чуть не падаю: мегера улыбается ему! Она умеет это делать!
— Вообще-то это запрещено… — говорит она сержанту Митрофанову, но при этих словах улыбка ее становится еще шире…
Он отпускает дверь — она оглушительно хлопает. А через некоторое время в окне второго этажа появляется радостное лицо Митрофанова, из-за его спины выглядывают две смеющиеся милиционерши.
Дядя Вася сидит на диване без гимнастерки, в носках. Он смотрит на мешок в моих руках.
— Митрофанов где?
— Пошел навестить друга.
С минуту дядя смотрит на меня внимательно. Я краснею.
— А друг с этими?.. — Он улыбается, приставляя обе ладони к груди.
Я краснею еще больше, а он, откинувшись на спинку дивана, громко хохочет.
Комната вся освещена солнцем. Брат, сидя за столом, обеими руками держит пистолет, направляя его в угол.
— Всех немцев убью! — мрачно заявляет он, прилаживая пистолет на стопку учебников. — А потом… домоуправа… Нюрку… Дусю! И всех остальных! Они так нас обижали!
— Так, — произносит дядя Вася. — Оригинально! Ты мне всех их покажешь. — Он вопросительно смотрит на меня. Я киваю.
А брат продолжает:
— Я их всех убью! Ты подаришь мне пистолет?
— Нет, не подарю. Их убивать нельзя.
— Почему? Они же плохие.
— Потому что они — люди.
— А немцы — не люди?
— Немцы… Они сами на нас напали.
— И домоуправ тоже сам на нас напал! Я сам слышал, как он кричал: «Выселять таких надо!»
— Это правда? — спрашивает дядя Вася у меня.
— Да…
Дядя Вася багровеет.
— И кто же накажет домоуправа? — задумчиво спрашивает брат. — И Нюрку? И всех плохих людей?
Дядя Вася вздыхает:
— Ты не поймешь.
— Пойму!
— Их накажет судьба и время.
— Это хорошо. — Дядя Вася забирает у него пистолет. — А это правда, что ты мне сказал?
— Да! Это — истинная правда.
— Тогда хорошо, если истинная… А то… ведь есть и другая… Ведь мы все чуть не умерли. А если бы нас выслали, больных, то мы бы умерли в дороге. Ведь, правда?
Мы не отвечаем. Мы смотрим в окна: на улице, залитой солнцем, прыгают воробьи, вереща и чирикая.
И вдруг — стук в дверь.
— Неужели Митрофанов? — удивляется дядя Вася. — Что-то рано.
Я иду отворять. Прикладывая к левой скуле носовой платок, в дверях стоит Митрофанов.
— Что с тобой?!
Под его левым глазом наливается свежий синяк. С минуту он думает, не отвечая, потом поворачивает на кухню.
— Пудра есть? Принеси сюда.
— Ладно. — Я иду в комнату. Дядя Вася и брат вопросительно смотрят на меня.
— Кто пришел?
— Сержант Митрофанов.
— А что сюда не идет?
— Пудру просит.
— Это еще зачем?
— Стукнулся.
— Оригинально!
Я достаю из аптечки пудру и возвращаюсь на кухню. За столом, подперев руками голову, поставив перед собой маленькое зеркальце, сидит Митрофанов.
— Принес?
— Да. Но сначала — топор! Обух приложить надо. Как холодное. — Я достаю из-под стола топор и подаю ему. Митрофанов накрывает его чистым платком и прижимает к лицу. — Ну, легче?
— Да. И так не больно было… Обидно только!
— А как она тебя?
— Очень просто. Пошли мы на кухню. Ну, она стала консервы открывать. А я поторопился, стал ее гладить… ну, сзади. А она возьми — и локтем мне прямо в глаз! У меня аж искры посыпались. Что ж, говорю, я тебе плохого сделал? Извините, отвечает, я не подумала. А ты думай, говорю, я — фронтовик! Ясно? Ясно, говорит.
— Ну а ты?
— Что я? Говорю: что ж ты так? А она говорит: «Я еще девушка!» И давай реветь! Тут подруги ее пришли… Плохо дело, — печально говорит Митрофанов.
— Мы пошли! — На пороге кухни появляется дядя Вася, держа за руку брата. Дядя Вася с интересом смотрит на сержанта Митрофанова, вскочившего с табурета.
— Мы пошли! — важно повторяет брат. — Бить домоуправа!
— Нельзя так говорить, — мягко замечает дядя Вася. — Мы, если встретим его, спросим, почему он, например, не давал вам дрова?
— Мы его спросим! — грозно подтверждает брат, и они уходят.
— Плохо дело, — печально повторяет Митрофанов, смотрясь в зеркало. — Жалко, черт! Ведь о вечере я уже договорился!
— О чем?
— О свидании, конечно, о чем же еще?
— Ну ты даешь! — восхищенно говорю я, а он, отложив в сторону топор, осторожно пудрит синяк, сокрушенно качая головой.
— Нет! Сегодня не пойду! — решительно говорит он, закончив свою работу.
Потом я сижу за уроками, тупо глядя в раскрытую алгебру и думая о милиционершах. И когда окончательно понимаю, что алгебру мне не постигнуть, за окном появляется Славик.
— Ты один? Можно я зайду?
— Заходи.
Я открываю ему дверь и сразу понимаю, что он чем-то очень возбужден.
— Что случилось?
— Голые девки!!!
— Где?
— На крыше общежития милиции! Сегодня утром я дежурил в классе и пришел раньше всех… Открыл окна… Они лежат прямо на крыше — на своих шинелях — и загорают! Как раз против наших окон! И совсем голые! Бинокль нужен! Можешь достать?
— Зачем же бинокль? Крыша ведь рядом!
— Дурак! В бинокль мы все рассмотрим! Ну, достанешь?
— Попробую.
— Давай! А я пошел… Да, знаешь еще что? Наш директор с истопником пьет. В котельной! Плохи его дела. Ну пока!
Мне становится так жалко нашего директора, будто он мне родной. Я вспоминаю его хмурое лицо, седую голову, мятый пиджак, церковь…
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Портрет героя"
Книги похожие на "Портрет героя" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Мюд Мечев - Портрет героя"
Отзывы читателей о книге "Портрет героя", комментарии и мнения людей о произведении.