Мюд Мечев - Портрет героя

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Портрет героя"
Описание и краткое содержание "Портрет героя" читать бесплатно онлайн.
Автор романа — известный советский художник Мюд Мариевич Мечев. Многое из того, о чем автор повествует в «Портрете героя», лично пережито им. Описываемое время — грозные 1942–1943 годы. Место действия — Москва. Главный персонаж — 15-летний подросток, отец которого репрессирован. Через судьбу его семьи автор показывает широкую картину народной жизни в годы лихолетья.
— Почему «мой»? — как-то неохотно спрашивает Славик.
— Ну, наш общий профессор-международник.
— Он не придет… Знаешь, вышло все как-то не так…
— Как — не так?
— Ну, вроде не по-геройски…
— Он задержал преступников?
— Задержал. Отвяжись!
— Они были вооружены?
— Ну, были.
— Значит, он совершил геройский поступок?
— Да нет… Я расскажу, только ты не трепись об этом… Ты помнишь рассказы о тех троих? Ну, среди которых был военный?
«Еще бы мне не помнить!» — думаю я, а вслух говорю:
— Да. Ну и что?
— Ну и то! Надел профессор в тот вечер свою кенгуровую шубу, хоть и была весна, так как шел к своей… зеленой. А шубу эту ему на фронте подарили…
— Он был на фронте?!
— А как же! Выступал с грузовика. Ну вот, идет он к своей знакомой, а навстречу ему трое. Может, они и прошли бы, да тут ни души кругом, и шуба эта сама им в руки идет. Ну, они к нему. «Здрасьте!» — говорят. А он: «Извините, я вас не знаю, мне некогда!» Они и говорят: «Какой вы грубый, а мы к вам с просьбой!» — «С какой?» — «А вот, — говорит этот военный, — наш товарищ, видите, как одет? Жалость смотреть! А вы как? Прелесть! Картинка!» А профессор: «Извините, мне некогда. И холодно стоять стало». А ему говорят: «А нашему товарищу не холодно, что ли? Ему еще холоднее!»
— И откуда ты все это знаешь?
— Ха! Моя мама протокол читала.
— Ну, валяй дальше!
— А тот, что плохо одет был, говорит: «Сымай шубу, сука! А не то…» Ну профессор, конечно, без звука и снял ее. А там костюм под ней, серый, шевиотовый! Куда, говорят, пошел? Снимай и костюм! Снял и костюм… А там рубашка шелковая… Словом, раздели его до белья. Этот, плохо одетый, и белье хотел снять, да военный не разрешил. Нехорошо, сказал, все-таки профессор, уважать надо. Профессор взмолился: «Куда я в таком виде? Меня заберут!» — «А вы убегите!» — «У меня ноги больные!» — он им. Тут военный снова вступился. Дай ему свое пальто, говорит. И будет у вас честный обмен, а не кража и тем более не грабеж! Тот говорит: «На, подавись, интеллигент!» И пальто свое снял и дал профессору. И они пошли тихонечко.
— А профессор? А пистолет откуда?
— Да ты слушай! Профессор надел пальто и, несмотря на больные ноги, бегом в другую сторону. Бежит, а его по боку в кармане что-то стукает: хлоп-хлоп-хлоп… Тяжелое. Он сунул руку — батюшки! — в кармане пистолет! Он смотрит, те идут тихонечко, будто гуляют, и скоро уж будут на трамвайной остановке. «Остановитесь! — кричит им профессор. И бегом к ним. — Вы забыли это!» А пистолет-то, как вынул, так и держит в руке. Ну те, не долго думая, руки подняли, но, видно, думали деру дать — улица-то пустая была. А тут как назло этот, с усами, что обеды арестованным носит и вечно в окне милиции торчит. «Мы их так возьмем! — орет. — Не стрелять!» И свой пистолет вынимает… Ну те меж двух пистолетов… сам понимаешь. А профессору потом в милиции «скорую» вызывали.
— А что было?
— А сердце… Ну и наложил, конечно.
— В шелковое-то белье?
— В такую переделку попадешь — и в шелковое наложишь!
VI
— А много ваших мужчин ушло на фронт? — спрашивает дядя Вася.
— Почти все.
— А какие остались?
Я вспоминаю мужчин, которых, я думаю, мы никогда за всю войну не называли «нашими».
— Домоуправ — раз! Орлеанский — два!
— Кто-кто?
— Орлеанский.
— Герцог? — подняв брови, спрашивает брат.
— Сам ты герцог! Директор магазина «Фрукты-овощи». Джевад Гасанович Орлеанский.
— Может, он раньше был герцог? Я читал…
Электрическая лампочка, мигнув, гаснет и снова вспыхивает.
— Что это? — спрашивает дядя Вася.
— Это предупреждение. Сейчас выключат свет.
Лампа еще раз мигает и гаснет окончательно в тот самый момент, когда раздается стук в дверь. Нащупывая стены, я дохожу до двери.
— Кто там?
— Я, Митрофанов! Отопри!
Я отворяю и в темном парадном вижу фигуру сержанта.
— Ну как?!
— Никак!
— Совсем… никак?
— Совсем!
— Зря, значит, я закрашивал тебе синяк?
Он только вздыхает в ответ. Я пропускаю его вперед, и мы входим в комнату.
— Это ты, Митрофанов? — спрашивает дядя Вася, шаря по столу в поисках спичек. Что-то падает с глухим стуком, катится по столу — и раздается бульканье.
— О, черт! Портвейн! — горестно вопит дядя Вася.
— Вино — яд! — слышу я назидательный голос брата.
— Вот она! — радостно сообщает в темноте дядя Вася. Бульканье прекращается.
— Вино — яд! — повторяет брат. — Я знаю, герцог Орлеанский не пил много вина… и вообще был воздержан!
— Что-что? — смеется дядя Вася.
— Да! Был воздержан… И был хороший семьянин. Неужели непонятно? Я читал…
— Все-то ты читал! — с досадой говорю я, нашаривая спички. — Помолчи! — Найдя их наконец, я зажигаю коптилку, и ее слабый свет освещает нас всех. Брат с дрожащей нижней губой сидит на подушке.
— Ну пусть он скажет нам, что хочет, — вступается за брата дядя Вася.
Лицо моего брата при этих словах сияет, и, шумно вздохнув, он сообщает:
— Я все про него знаю!
— Про кого?
— Про герцога Орлеанского! Про кого же еще? Сначала он был просто сын герцога Орлеанского, а его отца звали, ну, прозвали Эгалите! Он много раз менял свою фамилию, но не оттого, что был подпольщик или революционер, а из династических традиций…
Тут на пороге комнаты появляется мама. Услышав последние слова брата, она с удивлением смотрит на него, а он продолжает:
— Он родился в тысяча семьсот семьдесят третьем году герцогом Валуа, затем он стал герцогом Шартрским, а уж потом, — брат хитро улыбается, — он стал герцогом Орлеанским!
— Что с тобой? — спрашивает мама. — Ты не болен?
— Тише! — брат поднимает руку. — Так вот! Он любил идеи Жан-Жака Руссо, а семейная жизнь герцога Орлеанского могла служить образцом для всех его подданных, и дети воспитывались в идеальной простоте и строгой нравственности! А еще он был в республиканской армии и служил под командой генерала Дю… Ду… Дю-му-ри-е! И… — Утомившись, брат шумно вздыхает.
— Боже! — восклицает мама, воспользовавшись этой паузой. — Да что с тобой?
— Ничего, — спокойно отвечает ей брат. — Просто я веду интересную беседу.
— Ничего-ничего! — Дядя Вася улыбается, но по его лицу видно, что и он огорошен. А брат сидит гордый на своей подушке.
— Откуда ты набрал всю эту чепуху? — строго спрашивает мама.
— Это не чепуха! Это история. Я взял ее из нового журнала.
— Из какого нового журнала?!
— Из нового журнала иностранной литературы, науки и искусства.
— За какой год?
— За тысяча девятьсот четвертый.
— Боже! Они сведут меня с ума! Один бегает черт знает где! — Она строго смотрит на меня. — Другой читает какую-то чепуху! — Она так же строго смотрит на брата.
Брат надувает губы, и на глазах его выступают слезы, но тут положение спасает дядя Вася.
— Нет! — громко говорит он. — Он все замечательно рассказал! И дело совсем не в герцоге, а в том, что он так много знает.
Лицо брата проясняется, но мама, нахмурившись, роется в портфеле и молчит. И дядя Вася обращается ко мне:
— Ну а кто еще остался?
— Кроме тех, кого назвал… еще Памятник.
— Кто?
— Это прозвище. Милиционер, что детей гонял. Помнишь, я тебе рассказывал? Еще Усатыйвокне… Тоже прозвище, тоже милиционер. Так… Семенова убили… Да, вроде все. Остальные — старики.
— А много из тех, кого взяли, — убили?
Я мысленно считаю.
— Больше половины.
В это время я замечаю, что в нашей маскировочной шторе — щель. Я быстро подхожу к окну, чтобы задернуть ее, но яркая вспышка света с улицы ослепляет меня — чья-то рука наводит мне прямо в лицо луч электрического фонаря.
— Это не в первый раз! — слышу я знакомый голос.
Свет гаснет, и прежде чем я успеваю задернуть штору плотно, вижу: с револьвером в кобуре, висящем на жирном пузе, стоит Памятник, а рядом с ним человек с белым, как бы обсыпанным мукой лицом.
Я отшатываюсь от окна.
— Что там?
— К нам идут… Памятник и…
Все моментально поняв, дядя Вася кричит:
— Митрофанов! Быстро — гимнастерку!
В дверь раздается стук, который мог бы разбудить и мертвого.
— Я боюсь… — Брат вздрагивает и съеживается.
— Не бойся! А ты открой! Нет, не сержант, а ты! — дядя Вася обращается ко мне.
Я иду в коридор, а он подпоясывается ремнем с портупеей и блестящей кобурой немецкого пистолета.
— Кто там?
— Милиция!
Снова свет фонаря, вспыхнув, ослепляет меня. Они входят не поздоровавшись и, оттолкнув меня от дверей и освещая себе путь фонарем, идут к нашим дверям, которые отворяют без стука. Войдя в комнату и увидев двух военных, переглядываются.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Портрет героя"
Книги похожие на "Портрет героя" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Мюд Мечев - Портрет героя"
Отзывы читателей о книге "Портрет героя", комментарии и мнения людей о произведении.