Дитмар Нойтатц - Московское метро: от первых планов до великой стройки сталинизма (1897-1935)
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Московское метро: от первых планов до великой стройки сталинизма (1897-1935)"
Описание и краткое содержание "Московское метро: от первых планов до великой стройки сталинизма (1897-1935)" читать бесплатно онлайн.
В книге немецкого историка Дитмара Нойтатца советское общество 1930-х гг. рассмотрено через призму одного из самых амбициозных проектов советской власти — строительства московского метрополитена. Основываясь на огромном массиве архивного материала, автор всесторонне исследует историю создания метро от самых ранних проектов до сдачи в эксплуатацию его первой линии в 1935 г. и детально описывает механизмы принятия властных решений и развитие техники, устройство пропаганды и повседневную жизнь рабочих. Строительство метрополитена, ставшее символом прорыва в светлое социалистическое будущее и потребовавшее концентрации огромных экономических, технических и человеческих ресурсов, позволяет показать, каким образом сталинский режим стремился увлечь население программой созидания социализма, как люди воспринимали жизнь и труд на стройках метро и как они обходились с «мобилизациями» и лишениями.
Idem. Partei, Biirokratie und Arbeiterklasse auf dem Weg in den “Stalinismus” // Stalinismus. Probleme der Sowjetgesellschaft zwischen Kollektivierung und Weltkrieg / hg. v. Gemot Erler und Walter SiiB. Frankfurt am Main; New York, 1982. S. 601-654.
Tatur Melanie. Taylorismus in der Sowjetunion. Die Rationalisierungspolitik der UdSSR in den siebziger Jahren. Frankfurt am Main, 1983.
Traub Rainer. Lenin and Taylor: The Fate of “Scientific Management” in the (Early) Soviet Union // Telos. 37 (1978). P. 88.
Troickaja Z. The L. M. Kaganovich metropolitan railway of Moscow. Moscow, 1955.
Tucker Robert С. Stalin in Power: The Revolution from Above, 1928-1941. London, 1990.
Idem. Stalinism as Revolution From Above // Stalinism. Essays in Historical Interpretation / ed. by Robert Tucker. New York, 1977.
Velikanova Olga. Berichte zur Stimmungslage. Zu den Quellen politischer Beobachtung der Bevolkerung in der Sowjetunion // Jahrbilcher für Geschichte Osteuropas. 47 (1999). S. 227-243.
Viola Lynne. The Best Sons of the Fatherland. Workers in the Vanguard of Soviet Collectivization. Oxford, 1986.
Ward Chris. Stalin's Russia. London u. a., 1993.
Watson Derek. Molotov and the Soviet Government: Sovnarkom, 1930-41. New York, 1996.
WeiB Hermann. Ideologic der Freizeit im Dritten Reich. Die NS-Gemeinschaft “Kraft durch Freude” // Archiv für Sozialgeschichte. 33 (1993). S. 289-303.
Werth Nicolas. Moscou: le plus beau metro du monde a 50 ans! // L'Histoire. 81 (1985). Sept. P. 88-91.
Idem. Une source inedite: les “svodki” de la tcheka-OGPU // Revue des etudes slaves. 66 (1994). P. 17-27.
Winkler Klaus-Jürgen. Der Architekt hannes meyer. Anschauungen und Werk. Berlin, 1989.
Wolf William Kenneth. Russia's Revolutionary Underground: The Construction of the Moscow Subway, 1931-1935. Ph. D. Diss. Ohio State University. Ann Arbor, 1994.
ПРИНЯТЫЕ СОКРАЩЕНИЯ, ЕДИНИЦЫ ИЗМЕРЕНИЯ, ХРОНОЛОГИЯ
Сокращения
АМО-ЗиС — Московский автозавод им. Сталина АПУ — Архитектурно-планировочное управление АР ПЛАН — Архитектурная и планировочная комиссия при МГК ВКП(б) и Моссовете
ВКП(б) — Всесоюзная коммунистическая партия (большевиков) ВЛКСМ — Всесоюзный ленинский коммунистический союз молодежи (комсомол)
ВОПРА — Всесоюзное общество пролетарских архитекторов ВСНХ — Высший совет народного хозяйства ГА РФ — Государственный архив Российской Федерации Д. — дело
Желдоршоспортстрой — Профсоюз работников железных дорог, шоссейных путей, портов и метрополитена
Желдоршосстрой — Профсоюз работников железных дорог и шоссейных путей
ЗРК — закрытый рабочий кооператив ИТР — инженерно-технические работники МГЖД — Московская городская железная дорога МГК ВКП(б) — Московский городской комитет Всесоюзной коммунистической партии (большевиков)
МГК ВЛКСМ — Московский городской комитет Всесоюзного ленинского коммунистического союза молодежи
МГК РКИ — Московский городской комитет комиссии партийного контроля / Рабоче-крестьянской инспекции
МГСПС — Московский городской совет профессиональных союзов МК ВКП(б) — Московский комитет Всесоюзной коммунистической партии (большевиков)
МК ВЛКСМ — Московский городской комитет Всесоюзного ленинского коммунистического союза молодежи МКХ — Московское коммунальное хозяйство
МОК — Московский областной комитет
МОКК РКИ — Московская областная контрольная комиссия / Рабоче-крестьянская инспекция
Моссовет — Московский совет
НА — Народный архив
НКВД — Народный комиссариат внутренних дел
НКПС (Наркомпут) — Народный комиссариат путей сообщения
НКТ (Наркомтруд) — Народный комиссариат труда
НКТ (Наркомтяжпром) — Народный комиссариат тяжелой промышленности
ОГПУ — Объединенное государственное политическое управление
ОНУ — Отдел назначений и увольнений
Оп. — опись
ОРС — Отдел рабочего снабжения
Осоавиахим — Общество содействия обороне, авиации и химии
пер. — переулок
пл. — площадь
прот. — протокол
рабфак — Рабочий факультет
рабкор — рабочий корреспондент
РГАЭ — Российский государственный архив экономики
РГАСПИ — Российский Государственный архив социально-политической истории
РК — районный комитет
РКИ (Рабкрин) — Рабоче-крестьянская инспекция
СНК СССР (Совнарком) — Совет народных комиссаров СССР
стен. — стенограмма
СТО — Совет Труда и Обороны
стройуч — строительное училище
Торгсин — организация по торговле с иностранцами
ул. — улица
УРМУ — Управление реконструкции Московского железнодорожного узла
Ф. — фонд
ФЗУ — Фабрично-заводское училище
ЦАОДМ — Центральный архив общественных движений Москвы
ЦГАМО — Центральный государственный архив Московской области
ЦГА РСФСР — Центральный государственный архив РСФСР
ЦИАМ — Центральный исторический архив г. Москвы
ЦИК СССР — Центральный исполнительный комитет СССР
ЦК — Центральный комитет
ЦКК — Центральная контрольная комиссия
ЦМАДСН — Центральный Московский архив документов на специальных носителях
ЦМАМ — Центральный муниципальный архив Москвы
OStA, AdR — Osterreichisches Staatsarchiv Wien, Archiv der Re-publik
PA AA — Politisches Archiv des Auswartigen Amtes Bonn
Единицы измерения1 верста — 1,067 км
1 сажень — 2,133 м
1 пуд — 16,38 кг
ХронологияДаты до 1 февраля 1918 г. приведены по действовавшему тогда в России юлианскому календарю. Для перевода хронологических дат на грегорианский календарь следует прибавить для XIX в. — 12 дней, для XX в. — 13 дней.
ПРЕЖНИЕ И НЫНЕШНИЕ НАЗВАНИЯ УЛИЦ, ПЛОЩАДЕЙ, ВОКЗАЛОВ И СТАНЦИЙ МЕТРО
Брянский — ныне Киевский вокзал
Виндавский (Ржевский, Балтийский) — ныне Рижский вокзал
Николаевский (Октябрьский) — ныне Ленинградский вокзал
Рязанский — ныне Казанский вокзал
Саратовский — ныне Павелецкий вокзал
Смоленский (Брестский, Белорусско-Балтийский) — ныне Белорусский вокзал
УлицыВоздвиженка — в 1935-1946 гг. ул. Коминтерна, в 1946-1963 гг. ул. Калинина, в 1963-1990 гг. — пр. Калинина
Дмитровка Большая — в 1937-1992 гг. Пушкинская ул.
Дмитровка Малая — в 1944-1993 гг. ул. Чехова
Ильинка — в 1935-1991 гг. ул. Куйбышева
Лубянка Большая — в 1926-1911 гг. ул. Дзержинского
Моховая — в 1961-1990 гг. южная часть пр. Маркса
Мясницкая — в 1935-1990 гг. ул. Кирова
Никитская Большая — в 1920-1992 гг. ул. Герцена
Никольская — в 1935-1991 гг. ул. 25 Октября
Новая Мясницкая (Новокировский пр.) — ныне пр. Сахарова
Остоженка — в 1935-1986 гг. ул. Метростроевская
Охотный ряд — в 1961-1990 гг. средняя часть пр. Маркса
Пречистенка — в 1921-1993 гг. ул. Кропоткинская
Тверская — в 1935-1990 гг. ул. Горького
Театральный проезд — в 1961-1990 гг. северная часть пр. Маркса
ПлощадиВарварские ворота — в 1924-1992 гг. пл. Ногина Каланчевская — с 1933 г. Комсомольская Лубянская — в 1926-1991 гг. пл. Дзержинского Смоленского рынка — ныне Смоленская Театральная — в 1919-1991 пл. Свердлова
Станции метро«Дворец Советов» — с 1957 г. «Кропоткинская»
«Дзержинская» — с 1990 г. «Лубянка»
«Кировская» («Кировские ворота», на стадии строительства — «Мясницкие ворота») — с 1990 г. «Чистые пруды»
«Красные ворота» — в 1962-1986 гг. «Лермонтовская»
«Охотный ряд» — в 1955-1965 гг. — «Станция имени Кагановича», в 1965-1990 гг. — «Проспект Маркса»
«Парк культуры» — на стадии строительства — «Крымская площадь»
«Улица Коминтерна» (в 1946-1990 гг. — «Калининская»), с 1990 г. — «Александровский сад»
ПЕРЕЧЕНЬ ФОТОГРАФИЙ И ИЛЛЮСТРАЦИЙ
ЦАЭ и АДМ (фото 55, 56, 60, 61).
ГА РФ (фото на обложке, фото 35, 37, 38, 39,41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 50, 52, 54, 57, 58, 59).
Молодой большевик (1935), № 3 (илл. 48, 49).
Ударник Метростроя (24.7.1934), № 171, с. 1 (илл. 11); (24.8.1934), № 197, с. 4 (илл. 5).
Ударник станции «Библиотека им. Ленина» (22.10.1934), № 58, с. 2 (фото 53).
Бухарина Б.Х. Ушел в бессмертие. М., 1991 (фото 36, 40).
Как мы строили метро. М., 1935 (История метро имени Л.М. Кагановича) (илл. 1,2,3,4).
Рассказы строителей метро. М., 1935 (История метро имени Л.М. Кагановича) (илл. 12, 13,14, 15).
Соколов Ф., Худый В. Московский комсомол на метро. Художественный альбом. М.; Л., 1934 (илл. 9,10, 51).
ИЛЛЮСТРАЦИИ
Примечания
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Московское метро: от первых планов до великой стройки сталинизма (1897-1935)"
Книги похожие на "Московское метро: от первых планов до великой стройки сталинизма (1897-1935)" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Дитмар Нойтатц - Московское метро: от первых планов до великой стройки сталинизма (1897-1935)"
Отзывы читателей о книге "Московское метро: от первых планов до великой стройки сталинизма (1897-1935)", комментарии и мнения людей о произведении.


























