Дитмар Нойтатц - Московское метро: от первых планов до великой стройки сталинизма (1897-1935)
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Московское метро: от первых планов до великой стройки сталинизма (1897-1935)"
Описание и краткое содержание "Московское метро: от первых планов до великой стройки сталинизма (1897-1935)" читать бесплатно онлайн.
В книге немецкого историка Дитмара Нойтатца советское общество 1930-х гг. рассмотрено через призму одного из самых амбициозных проектов советской власти — строительства московского метрополитена. Основываясь на огромном массиве архивного материала, автор всесторонне исследует историю создания метро от самых ранних проектов до сдачи в эксплуатацию его первой линии в 1935 г. и детально описывает механизмы принятия властных решений и развитие техники, устройство пропаганды и повседневную жизнь рабочих. Строительство метрополитена, ставшее символом прорыва в светлое социалистическое будущее и потребовавшее концентрации огромных экономических, технических и человеческих ресурсов, позволяет показать, каким образом сталинский режим стремился увлечь население программой созидания социализма, как люди воспринимали жизнь и труд на стройках метро и как они обходились с «мобилизациями» и лишениями.
68
Под этим термином подразумевались сельские обитатели, отправлявшиеся на сезонную работу из своих деревень.
69
Кулаками с конца XIX в. назывались в негативном смысле состоятельные крестьяне. Большевиками это понятие было распространено на всех крестьян, использовавших наемную рабочую силу. В ходе коллективизации сельского хозяйства кулаки были экспроприированы, лишены прав и депортированы.
70
Имелась в виду не Белоруссия, а запад РСФСР с центром в Смоленске.
71
Крепежники занимались устройством деревянной крепи в проложенных шахтах и штольнях.
72
Марийцы, или черемисы, в противоположность тюрко-монгольским татарам относятся к финно-угорской языковой группе. В документах Метростроя их чаще всего неверно приписывают к татарам.
73
Об ударных бригадах и социалистическом соревновании подр. см. Гл. V. 3.
74
Многие рабочие проживали в бараках и домах, принадлежавших предприятию, на котором работали, и со сменой места работы должны были освободить и ведомственное жилище.
75
В конце декабря 1933 г., когда мобилизация достигла своего предела, а цель все еще не была достигнута, районам было разрешено выдвигать 10% женщин и 10% беспартийных (Бюро МГК ВЛКСМ. Протокол 37, 25 декабря 1933 г. // ЦАОПИМ. Ф.635. Оп. 1.Д.53.Л. 143).
76
Положение на Метрострое было еще относительно благоприятным по сравнению с другими стройками: из сотен комсомольцев, мобилизованных на строительство Магнитки, к работе приступили только 20 (Kotkin. 1995. Р. 74-75), из 12 тыс., командированных на строительство Сталинградского тракторного завода, — всего 2262 (Kuromiya. 1988. Р. 208). См. также: Wolf. 1994. Р. 121.
77
Хоффман, например, (Hoffman. 1994. Р. 52) пишет об этом со ссылкой на один документ Моссовета, но здесь речь идет о недоразумении. Имеющийся в виду документ представляет собой отчет руководителя метро Петриковского от 14 мая 1936 г. о первом эксплуатационном годе. При этом он отмечает, что квалифицированный служебный персонал метро набирался из промышленности, транспорта и органов НКВД, т. е. отчет не касается периода строительства метро, и упомянутые в нем личности были не заключенными, а сотрудниками НКВД (ЦАГМ. Ф. 150. Оп. 5. Д. 246. Л. 2). Конкест (Conquest. 1991. Р. 190) ссылается на мемуары испанского генерала, который вместе с тысячами других заключенных работал на строительстве метро, однако имеется в виду не первая очередь метрополитена, а 1941 г. (см.: Gonzales. 1951. S. 56).
78
Квартальные данные 1932 г. приведены по состоянию на центральный месяц квартала. Недостающие данные оценены с помощью графика (см. рис. 22) и взяты в скобки.
79
5674 минус 176, разделенное на два.
80
Ежемесячная текучесть кадров на московских строительных предприятиях в январе 1933 г. составляла 31,3%, в феврале — 24,9%, в марте — 25%. По Метрострою Дацюк и Фарберов приводят несколько меньшие сведения. Однако данные МГКК РКИ представляются более надежными.
81
Подсчитано по данным табл. 11с учетом увольнения около 27% рабочих (см. табл. 12), которые были заняты не на шахтах и дистанциях, а в административном аппарате, на вспомогательных работах и т. д.
82
Подсчитано по отчетам отделов кадров шахт и дистанций Метростроя за 1934 г. (ЦАГМ. Ф. 665. Оп. 1. Д. 225. Л. 1-80; Д. 226. Л. 1-90). При учете приемов и уволь нений в расчет не приняты 11519 чел., переходивших внутри предприятия, с одного объекта Метростроя на другой.
83
Ударник Метростроя. 17 октября 1933. № 204. С. 1 (в газете главной причиной ухода рабочих с Метростроя названы плохие жилищные условия).
84
Судя по отчетам отделов кадров шахт и дистанций за 1934 г., обязательство приняли на себя около 13 тыс. рабочих, из которых около 9 тыс. сдержали слово (ЦАГМ. Ф. 665. Оп. 1. Д. 226. Л. 1-90). Кампания по приему обязательств (не особенно эффективная) прошла, например, и в Магнитогорске (Kotkin. 1995. Р. 98).
85
«Лишенцы» — лишенные гражданских прав из-за принадлежности к «эксплуататорским классам».
86
Эта категория в источниках не разъяснена. Предположительно, речь идет о лицах, перебиравшихся из одного района в другой, чтобы избежать регистрации.
87
„If we make a comparison with those conditions, I think the Russians can claim that its worst is not the worst in the world.” (Citrine. 1936. P. 213).
88
Поселок и сейчас существует, но бараки сменили крупноблочные дома. Сегодня он находится уже в черте города. Названия улиц напоминают о временах стройки первой очереди метро: ул. Ротерта, ул. Егора Абакумова, ул. Проходчиков.
89
Этот лес в 1983 г. был объявлен первым национальным парком РСФСР (Парк «Лосиный остров»), хотя проекты такого рода относятся еще к 1912 г. (Москва. Энциклопедия. М., 1997. С. 445).
90
Мазутная улица сегодня носит название Маленковской. В 1932 г. там начали строить бараки и двухэтажные дома для инженерно-технического персонала. В 1950-х гг. там возник солидный многоэтажный поселок «Метрогород» (Метрострой. Вып. 6-7. М., 1967. С. 59). Ср. рис. 24.
91
Скорее всего речь идет о «Бутиковских» бараках [Бутиковский переулок].
92
«Тройка» являлась неформальной группой лидеров советского предприятия и состояла из директора предприятия, секретаря парткома и председателя профкома. О работе «троек» на Метрострое см. Гл. VI. 4.
93
Торгсин — магазин для торговли с иностранцами.
94
Районный центр в 50 км к юго-востоку от Москвы, на берегу Москвы-реки.
95
Совхоз — советское хозяйство (государственное сельскохозяйственное предприятие).
96
К «рабкорам» относились рабочие, регулярно присылавшие свои материалы в производственную газету.
97
В ходе подписки на облигации займов на рабочих оказывалось сильное давление. Как правило, на займы подписывались в пределах 10% заработка. Фактически речь шла не о займе, а об особом налоге на дело индустриализации. Внесенные рабочими средства им никогда не были возвращены (Smyth. 1937. Р. 112).
98
От рабочих ожидали, что они должны состоять минимум в двух общественных организациях, например Организации помощи селу, Международной организации по мощи рабочим (МОПР), Обществе содействия авиации и обороне (Осоавиахим) или в Обществе содействия строительству автодорог (Автодор) (Smyth. 1937. Р. 113).
99
Смит, несколько лет проведший в Москве в качестве рабочего, зафиксировал средние цены, с которыми он сталкивал ся в московских магазинах. Кооперативные цены на хлеб и зерновые продукты были теми же, что вступили в силу 1 января 1935 г., с отменой продовольственных карточек. Подлежавшие прежде карточному распределению продукты в кооперативах были дешевле, чем в государственных магазинах. Приводимые Смитом цены почти полностью совпадают с прейскурантом, переправленным в июне 1935 г. немецким посольством в Москве во внешнеполитическое ведомство Германии („Die Bedurfnisse der Stadter in der Sovet-Union und ihre Befriedigung.” Denkschrift des Russisch-deutschen Klubs, 12.6.1935. PA AA, R 83990).
100
Понятия «коллективный договор» и «профсоюз» в советском контексте имели иное значение, чем в условиях рыночной экономики. Об автономном представительстве интересов рабочих профсоюзами в Советском Союзе 1930-х гг. не могло быть и речи. Коллективный договор был нацелен не столько на рост зарплаты и улучшение условий труда рабочих, сколько на повышение производительности, укрепление дисциплины и обеспечение выполнения плановых заданий (см. коллективный договор Метростроя на 1933 г. в издании: Ударник Метростроя. 29 июня 1933. № 113. С. 3-6). О функциях и задачах профсоюзов см. также Гл. VI. 3.
101
К рабочим-металлистам были отнесены те, кто занимался металлообработкой, монтажом конструкций, электромонтажом, кузнечными, сварочными, канализационными и компрессорными работами. «Ведущими профессиями» считались квалифицированные рабочие следующих специальностей: проходчики, плотники, бетонщики, арматурщики, изолировщики, машинисты, бурильщики, кессонщики.
102
При хронометрическом анализе комплексный трудовой процесс разбивается на отдельные фазы (покоя, движения, отдыха), которые измеряются ручным секундомером. Этот метод основывается на опыте подсчета рабочего времени Фредерика Тейлора (1856-1915) и его доктрине «научного менеджмента» (Scientific Management,) или тейлоризма (“Taylorismus”), с воодушевлением воспринятой в Советском Союзе в 1920-е гг. Алексей Гастев, советский рабочий поэт и профсоюзный лидер, при поддержке Ленина создал Центральный Институт труда и положил начало советскому тейлоризму, пав в 1930-е гг. жертвой сталинского террора (Hughes. 1991. Р. 195-197, 254-262. Ср. также: Beissinger. 1988. Р. 59-90, 140-141; Traub. 1978; Bailes. Alexei Gastev. 1977; Smith. Taylorism. 1983; Tatur. 1983).
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Московское метро: от первых планов до великой стройки сталинизма (1897-1935)"
Книги похожие на "Московское метро: от первых планов до великой стройки сталинизма (1897-1935)" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Дитмар Нойтатц - Московское метро: от первых планов до великой стройки сталинизма (1897-1935)"
Отзывы читателей о книге "Московское метро: от первых планов до великой стройки сталинизма (1897-1935)", комментарии и мнения людей о произведении.


























