» » » » Моисей Беленький - О мифологии и философии Библии


Авторские права

Моисей Беленький - О мифологии и философии Библии

Здесь можно скачать бесплатно "Моисей Беленький - О мифологии и философии Библии" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Религиоведение, издательство Наука, год 1977. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Моисей Беленький - О мифологии и философии Библии
Рейтинг:
Название:
О мифологии и философии Библии
Издательство:
Наука
Год:
1977
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "О мифологии и философии Библии"

Описание и краткое содержание "О мифологии и философии Библии" читать бесплатно онлайн.



В книге показана классовая функция Библии в современном мире и разоблачены попытки идеологов антикоммунизма видеть в Библии богооткровенное сочинение и духовное средство спасения мировой цивилизации. Автор рассказывает о структуре Библии, времени ее создания, о той идеологической борьбе, которая велась и ведется вокруг Библии между теологами и атеистами. Основное внимание уделяется критическому анализу мифологии и философии библейских произведений.






Немецкий писатель Ф. Г. Клопшток в своей эпопее «Мессиада» (1751–1773) пытался обрисовать библейского Моисея, придав ему черты титанического героя; однако замысел этот носит абстрактно дидактический характер. В философской трагедии И. В. Гёте «Фауст» (во 2-м прологе) выступает традиционный библейский бог, по велению которого душой героя-мыслителя тщетно старается овладеть Мефистофель — олицетворение скепсиса и отрицания.

Великим гуманистам Ренессанса и передовым писателям эпохи Просвещения библейские образы служили материалом для сатиры на религию, духовенство, политику господствующих классов (Ф. Рабле, У. фон Гуттен, Вольтер), и эта традиция была унаследована в последующие века (А. С. Пушкин, А. Франс и другие); у некоторых писателей библейские образы приобретали богоборческий характер, служили разоблачению религиозных догм. Не случайно в «Индекс запрещенных книг» Ватикан занес многие произведения выдающихся художников слова, написанные на библейские сюжеты.

В лирике немецкого поэта Гейне религиозные темы — чаще всего повод для насмешки, сатиры, пародии на иудаистские и христианские идеалы. Антагонизм смиренных, набожных «адамитов» и мятежных, свободолюбивых «каинитов» изобразил Дж. Г. Байрон в своих драмах-мистериях «Каин» (1821), «Небо и земля» (1822). В стихотворениях Байрона «Дочь Иевфая», «У вод вавилонских», «Душа моя мрачна», написанных по мотивам Библии, сочетается пафос веры в величие человеческого духа с любовью к жизни и ее красоте. Миф-новеллу об Иосифе Прекрасном использовал прогрессивный немецкий писатель Т. Манн в романе «Иосиф и его братья» (1933–1943), где воплощена тема борьбы свободного разума против подавляющего его деспотического государства.

Образы Библии нашли отражение и в славянских литературах, в том числе в русской. Это прежде всего сказалось в древнерусской литературе, развивавшейся в значительной мере в рамках церковно-религиозной идеологии. На легендах Ветхого завета основаны апокрифы «Сказание, как сотворил бог Адама», «Повесть о Китоврасе». В русской светской драматургии (XVII в.) появились пьесы, в которых нравственные и гражданские темы разрабатывались на основе библейских сюжетов, например: «Комедия об Юдифи», «Комедия притчи о блудном сыне» Симеона Полоцкого. Крупнейшие поэты XVIII в. М. В. Ломоносов и Г. Р. Державин дали образцы претворения библейских псалмов в высокую гражданскую поэзию («Преложение псалма 145», «Ода, выбранная из Иова» Ломоносова; «Властителям и судиям», «Праведный судия» Державина и др.).

В поэзии А. С. Пушкина библейские темы получили пародийно-сатирическое освещение; в стихотворении «Noël» (1818) и юношеской поэме «Гавриилиада» (1821) они стали выражением атеистических воззрений поэта. В «Пророке» (1826) Пушкин в глубоко переосмысленном образе библейского пророка воплотил идею о высоком назначении поэта: «Глаголом жги сердца людей». Характерным для поэзии декабристов было использование библейских образов и мотивов для выражения гражданского пафоса и вольнолюбивых идей (В. К. Кюхельбекер, Ф. Н. Глинка). Трагический образ Демона в одноименной поэме М. Ю. Лермонтова обрел богоборческое и вольнолюбивое содержание. Библейские мотивы трансформированы в некоторых произведениях Л. Н. Толстого и Ф. М. Достоевского. Заимствованные из библейских текстов эпиграфы к романам «Анна Каренина» и «Воскресение» («Мне отмщение, и аз воздам»; «Кто из вас без греха, первый брось в нее камень») несут глубоко противоречивые функции. Сильные и слабые стороны мировоззрения Толстого сказались и в его народных рассказах («Упустишь огонь — не потушишь», «Сказка об Иване-дураке» и др.), где евангельские притчи и легенды помогают автору выразить идеи совести и добра, но одновременно служат для проповеди непротивления злу насилием. В «Легенде о великом инквизиторе», этой социально-философской кульминации романа Достоевского «Братья Карамазовы» (1879–1880), идея богоборчества оказалась сильнее и художественно гораздо убедительнее, чем мотив христианского всепрощения.

В повести А. И. Куприна «Суламифь» (1908), явившейся талантливой поэтической стилизацией на тему Песни песней, создан гимн в честь торжества земной любви. Библейские мотивы и образы занимали значительное место в поэзии русских символистов. После Октябрьской революции А. Блок в поэме «Двенадцать» (1918) стремился возвеличить революцию, «благословив» ее образом Христа, как бы идущего во главе двенадцати красноармейцев. Своеобразную атеистическую трансформацию библейских мотивов мы находим в некоторых произведениях В. В. Маяковского. Поэма «Облако в штанах» (1915) содержит гневный богоборческий монолог поэта, видящего во «всемогущем» средоточие всех бед мира. Ироническое использование библейского сюжета можно найти и в поэме Маяковского «Человек» (1918). Чрезвычайное распространение в поэзии первых послереволюционных лет получили жанры антирелигиозной поэмы, частушки и др., в которых сатирически разоблачались библейские мифы, реакционная деятельность служителей церкви, темнота и невежество верующих (Д. Бедный, А. Безыменский и другие).

Реалистическое переосмысление библейских мифов и сказаний, притч и легенд развивалось вместе с развитием общества, с важнейшими идеологическими процессами, с необходимостью борьбы за исторический прогресс. Отметая догматическое утверждение о богооткровенности священного писания, научное библиоведение подчеркивает, что Библия является важным и цепным историческим и литературным памятником.

Церковные апологеты Библии цепко держатся за ее сюжеты для обоснования религиозно-мистической системы мышления, для сохранения идеологии покорности и смирения. Научная же критика Библии, раскрывая исторические корни Библии и суть ее художественного материала, преследует гуманную цель: освободить людей от пут ложной, превратной идеологии, помочь им понять самих себя, возбуждать в них мужество в борьбе против окостеневшей системы мышления, против защитников старины и отживших социальных устоев.

ПРИМЕЧАНИЯ

Библия в современной идеологической борьбе

1 Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 8, с. 123.

2 Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 12, с. 142.

3 Там же, т. 41, с. 309.

4 Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 2, с. 402.

5 Там же, т. 7, с. 360.

6 Там же, с. 370.

7 Там же, с. 368.

8 «Атеистические чтения», вып. 8. М., 1976, с. 72.

9 Там же, с. 73.

10 Там же.

11 Jaspers К. Der philosophische Glaube angesichts Offenbarung. München, 1962, S. 8.

12 Грудзень Ю. Иудаизм на службе политики сионизма. — В кн.: Расизм — идеология империализма, враг общественного прогресса. М., 1973, с. 179.

13 «International Bulletin Communist Party of Israel», 1970, N 4, p. 20.

14 «Вопросы философии», 1972, № 7, с. 114.

15 Tillich P. Dio Religion und ihre intellectuele Kritiker. Fr. am М., 1959, S. 111.

16 См. кн.: Угринович Д. М. Введение в теоретическое религиоведение. М., 1973, с. 50–52.

17 Казанова А. Второй Ватиканский собор. М., 1973, с. 73.

18 Tucker R. Philosophie and Myth in К. Marx. Cambridge. 1961, p. 23.

19 «Международное Совещание коммунистических и рабочих партий. Документы и материалы. Москва, 5–17 июня 1969». М., 1969, с. 78.

20 Цит. по кн.: Религия в планах антикоммунизма. М., 1970, с. 11.

Глава 1 Состав Библии

1 Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 28, с. 210.

2 Грец Г. История евреев, т. 4. Одесса, б. г., с. 439.

3 См.: Swette Е. Auintorduction to the Old Testament in Greek. Cambridge, 1895.

4 Ренан Э. История израильского народа, т. II. СПб., 1912, с. 346–347.

5 «Изв. Русск. археол. ин-та в Константинополе», т. 12. 1907, с. 40.

6 «Тексты Кумрана», вып. 1. Пер. с древнеевр. и арам., введ. и комм. И. Д. Амусина. М., 1971, с. 23.

7 Ленцман Я. А. Сравнивая евангелия. М., 1967, с. 11.

8 Там же, с. 12.

9 Там же, с. 18.

10 Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 22, с. 491.

11 Там же, т. 21, с. 10.

12 Там же, с. 12.

13 Там же, с. 11.

14 Светоний Гай. Жизнь двенадцати цезарей. М., 1966, с. 171.

15 Там же, с. 164.

16 Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 21, с. 13.

17 Амусин И. Д. Рукописи Мертвого моря. М., 1961. Прим. 26 на с. 26.

Глава 2 На истории библейской критики

1 На русс. яз. «Правдивое слово» опубликовано в кн.: Ранович А. В. Античные критики христианства. М., 1935.

2 Там же, с. 57.

3 Там же, с. 45.

4 Там же, с. 147.

5 Там же, с. 151.

6 Там же, с. 147.

7 См.: Беленький М. С. Хиви Габалки и его возражения против божественного происхождения Ветхого завета. — «Вопросы религии и атеизма». М., 1958, № 6; 1960, № 8.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "О мифологии и философии Библии"

Книги похожие на "О мифологии и философии Библии" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Моисей Беленький

Моисей Беленький - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Моисей Беленький - О мифологии и философии Библии"

Отзывы читателей о книге "О мифологии и философии Библии", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.