Мадлен дю Шатне - Жан Батист де Траверсе, министр флота Российского

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Жан Батист де Траверсе, министр флота Российского"
Описание и краткое содержание "Жан Батист де Траверсе, министр флота Российского" читать бесплатно онлайн.
Жан Батист де Траверсе, французский моряк, ставший Иваном Ивановичем после переезда в Россию, в течение восемнадцати с половиной лет возглавлял российское военно-морское министерство. С его именем связана организация великих полярных экспедиций, изменивших карту мира и прославивших имя России. Мадлен дю Шатне, опираясь на огромный массив обнаруженных ею архивных документов, впервые в отечественной и мировой историографии воссоздает жизнь боевого моряка и прозорливого организатора флота.
Для всех интересующихся российской историей.
Траверсе обнаруживает неприятеля. Бой с английской эскадрой
Утром в среду 5 сентября 1781 г. лейтенант де Траверсе на мостике своего высланного в дозор фрегата напряженно вглядывался в горизонт, не в силах побороть какую-то неясную тревогу. Погода превосходная, утренняя дымка рассеялась, на горизонте ясность. Когда склянки отзвонили половину двенадцатого, с “Марсельца” поступил сигнал тревоги. “Я заметил сигнал, подаваемый с корабля господина де Ла Поип-Вертрие, обнаружившего несколько парусов в направлении норд-ост. Взяв курс в море, я увидел паруса. Мои марсовые насчитали двадцать три корабля…”
Обогнув на всех парусах мыс Генри, “Цапля” устремилась к флагманскому “Парижу”. Адмирал надеялся, что это подходит эскадра господина де Барраса, но Траверсе не обнаружил ни одного транспорта, которые должен был конвоировать де Баррас, только военные корабли. Вскоре стал виден и британский флаг; сомнений не оставалось — это эскадра адмирала де Грейвса, пришедшая из Нью-Йорка, это его двадцать кораблей и шесть фрегатов.
Адмирал, своевременно оповещенный о приближении неприятеля, получил возможность быстро принять все необходимые меры. Он приказал отдать швартовы, не дожидаясь тех моряков, которые занимались перевозкой сухопутных частей на берег, а это восемьдесят офицеров и тысяча восемьсот матросов. Нужно опередить англичан и успеть вывести корабли из залива, не дав неприятелю возможность атаковать их на месте стоянки. Ветер дует с моря, поднимается прилив, но три французские эскадры с развернутыми боевыми вымпелами успели пройти узкость. Первой вышла в море “Цапля”. Это единственный фрегат, который адмирал решил бросить в бой, остальные оставлены в заливе.
На мостике “Парижа” возвышается внушительная фигура Франсуа Жозефа де Грасса — он в парадном мундире, грудь опоясана огненно-красной лентой командора ордена св. Людовика. Эскадре отдан приказ “к бою готовьсь”, она перестраивается в боевой порядок. Сражение началось в четыре часа пятнадцать минут. Французы заняли хорошую позицию у выхода из залива, но у англичан было преимущество ветра, которым они, однако, не воспользовались.
Траверсе довелось в этот день вновь увидеть знаменитый трехпалубный “Лондон”, который буквально потряс его во время сражения у Уэссана и битв адмирала де Гишена. Сто десять пушек “Лондона”, которым командует адмирал Грейвс, и сто восемь “Барфлера”, на котором находится адмирал Худ, устроили французам настоящий ад. Первыми вступили в перестрелку эскадры авангарда, подошедшие друг к другу на мушкетный выстрел. С французской стороны авангардом командовал флагман де Бугенвиль на “Августе”, с британской — контр-адмирал Дрейк на “Принцессе”. После сложных маневров с целью отобрать у неприятеля преимущество ветра в бой вступили и главные силы.
Неверно поняв сигналы с флагмана, англичане теряют преимущество, рангоут на их кораблях серьезно поврежден, один корабль затонул.
К вечеру 9 сентября французам удается захватить ветер, но англичане не хотят продолжать сражение. Ночью английская эскадра ушла в открытое море. Адмиралы Грейвс и Худ, обвиняя друг друга в неудаче, оставили берега Виргинии.
Главный итог этого сражения, продолжавшегося пять дней, — то, что англичанам так и не удалось доставить подкрепления генералу Корнуоллису. Победа при Чесапикском заливе серьезно повлияла на исход всей кампании.
Жану Батисту де Траверсе выпала честь участвовать в одном из самых значительных морских сражений между Францией и Британией. По словам английского историка Дженкинса, Чесапикское сражение изменило лицо мира. Адмирал де Грасс проявил в нем огромный флотоводческий талант.
“Цапля” берет двойной приз
Адмирал Грейвс, как ни отговаривал его Худ, все же решил перед тем, как увести эскадру в Нью-Йорк, доставить генералу Корнуоллису адресованные ему депеши. Двум фрегатам нужно было проникнуть в залив и во что бы то ни стало добраться до Йорка, где сидела в осаде английская армия.
Хотя “Ричмонд” и “Ирида” пытались держаться как можно ближе к берегу, им не удалось остаться незамеченными. Сначала им задали сильную трепку “Славный” Жана де Кара и “Плутон” Альбера де Риона, а затем за ними пустились в погоню корабли Жана Батиста де Траверсе и Эльзеара де Мортемара. Первым сдался “Ричмонд”, и Мортемар покинул капитанский мостик “Проворного”, перебравшись на этот восемнадцатипушечный корабль.
За “Иридой” пришлось погоняться, но и ее удалось захватить после трехчасового преследования, рядом с мысом Динген, который находится юго-восточное мыса Генри. Стеньга грот-мачты на ней сломана — это работа цепных ядер[59]. Траверсе передал командование “Цаплей” шевалье де Камбису и перешел на “Ириду”, мощный сорокапушечный фрегат. А капитан Доусон и его команда, сдавшиеся в плен, отправлены на “Бургундию”, которой командует капитан де Шарит, племянник морского министра.
Братья Траверсе в битве под Йорком
10 сентября около полудня на горизонте показались многочисленные паруса — это подходила эскадра графа де Барраса. К сражению она опоздала, но все равно ее приход приветствовался с радостью: на ней Лафайету и Рошамбо была доставлена осадная артиллерия. Эти новенькие пушки были посланы генерал-инспектором артиллерии господином де Грибовалем: под Йорком в руках полковника Дабовиля они будут творить чудеса. Кораблем, который доставил пушки, командовал двоюродный брат полковника — капитан 2-го ранга Жан Шарль Дабовиль, а среди членов экипажа есть еще двое его братьев. Для Траверсе и дю Кена с прибытием эскадры де Барраса родственный круг в Америке тоже сильно пополнился.
Высадив Аафайета в Бостоне, “Гермиона” 17 апреля 1780 г. присоединилась к эскадре де Барраса. Пьер Клод дю Кен и Огюст де Траверсе 7 июля 1781 г. в составе экипажа “Гермионы” принимали участие в поединке их корабля с “Иридой”, который состоялся близ Ньюпорта: ядра английских канониров нанесли “Гермионе” серьезный ущерб. Можно себе представить, с какими чувствами команда “Гермионы” взирала теперь на французский флаг, всего несколько часов назад поднятый на мачте “Ириды”. Пьер Клод еще не полностью оправился от ран, полученных в сражении с этим кораблем, а пулю, засевшую в его плече, так никогда и не извлекут. И вот теперь “Ирида” взята на шпагу его двоюродным братом, и он с торжеством вступает на палубу английского фрегата.
Но радость встречи омрачена скорбью. Огюст де Траверсе сообщил брату, что еще один их кузен Жан Пьер дю Руссо де Файоль пал смертью храбрых в мае 1779 г. Он был боевым товарищем Лафайета, полковником американской армии, ему едва исполнилось двадцать девять лет. Его прах покоится на кладбище при церкви св. Троицы в Ньюпорте, рядом с могилой адмирала де Терне.
Вскоре приходится расставаться: эскадре из шести кораблей — пяти фрегатов, “Цапли”, “Ричмонда”, “Проворного”, “Любезного”, “Ириды”, и флагманского корабля “Ромул” (английский сорокачетырехпушечный корабль, захваченный в январе 1781 г.) под командованием шевалье де Виллесбрема — поручено эскортировать транспортные суда с войсками, которыми командует заместитель Рошамбо барон де Виомесниль[60].
Жан Батист доставил солдат из Аннаполиса на полуостров реки Джеймс. 24 сентября произошло долгожданное объединение американской и французской армий. На борту “Парижа” Вашингтон и Рошамбо согласовывают с графом де Грассом план решительной операции.
* * *Де Грасс согласился отложить поход на Ямайку и оказать помощь Вашингтону и- Рошамбо в их действиях против армии Корнуоллиса. Эскадры де Грасса и де Барраса расположились в акватории залива между банками Миддл Граунда и Норе Шоу, полностью блокирован выход из залива. Сотни матросов пополнили пехоту, осадившую Йорк. В открытом море фрегаты несли дозорную службу на случай второй попытки адмирала Грейвса прорваться к Корнуоллису.
Но их подстерегала другая опасность. Траверсе и Жирарден патрулировали в море, наблюдая за действиями небольшой английской флотилии под командованием адмирала Симондса. Дождавшись безлунной ночи, англичане попытались сжечь французскую эскадру на месте ее якорной стоянки с помощью четырех брандеров. Это была последняя попытка прорвать кольцо блокады и помочь генералу Корнуоллису. Несмотря на кромешный мрак, на “Ириде” и “Медее” заметили угрожающую эскадре опасность и дали о ней знать. Все мысли Жана Батиста и Огюстена были в этот момент об их братьях, которые спокойно спали на “Гермионе”, стоявшей на якоре дальше в заливе. Огюст де Траверсе, в то время юный гардемарин, напишет об этой вылазке англичан:
«Около двух часов утра с борта “Гермионы” мы увидели яркие всполохи на горизонте, которые быстро приближались; вскоре осветился весь залив. “Гермиона” стояла в стороне от направления движения брандеров; мы были вне опасности, но пережили несколько тревожных минут».
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Жан Батист де Траверсе, министр флота Российского"
Книги похожие на "Жан Батист де Траверсе, министр флота Российского" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Мадлен дю Шатне - Жан Батист де Траверсе, министр флота Российского"
Отзывы читателей о книге "Жан Батист де Траверсе, министр флота Российского", комментарии и мнения людей о произведении.