Мадлен дю Шатне - Жан Батист де Траверсе, министр флота Российского

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Жан Батист де Траверсе, министр флота Российского"
Описание и краткое содержание "Жан Батист де Траверсе, министр флота Российского" читать бесплатно онлайн.
Жан Батист де Траверсе, французский моряк, ставший Иваном Ивановичем после переезда в Россию, в течение восемнадцати с половиной лет возглавлял российское военно-морское министерство. С его именем связана организация великих полярных экспедиций, изменивших карту мира и прославивших имя России. Мадлен дю Шатне, опираясь на огромный массив обнаруженных ею архивных документов, впервые в отечественной и мировой историографии воссоздает жизнь боевого моряка и прозорливого организатора флота.
Для всех интересующихся российской историей.
Александр тем самым завершил начатое Петром Великим завоевание северных территорий. В сентябре 1809 г. во Фридрихе -гаме между Россией и Швецией был заключен мирный трактат, по которому герцогство Финляндское вошло в состав Российской империи.
Тем не менее вскоре Швеция сделалась союзницей России. В Шведском королевстве произошла смена династии. 20 августа 1810 г. французский генерал Жан Батист Бернадот, князь Понте-Корво, был Генеральными штатами избран наследником Карла XIII. Наполеон надеялся, что он вступит с Россией в войну тем более, что большинство шведов не могло примириться с потерей Финляндии, завоеванной некогда св. Эриком.
Но Бернадот вовсе не намеревался начинать свое царствование войной с Россией. Его привлекала Норвегия, отобрав которую у Дании, он рассчитывал подчинить себе весь Скандинавский полуостров.
Паралич морской торговли
У России и Швеции мир. У Франции и Англии продолжается война, и она дает о себе знать всем северным европейским странам. В 1806 г. Англия объявила блокаду всех портов от Бреста до Гамбурга; Наполеон ответил континентальной блокадой, рассчитывая полностью задушить английскую торговлю: с этого времени торговые и любые иные связи с Англией запрещены. Но вести эту экономическую войну без поддержки со стороны России и Швеции невозможно.
Александр формально присоединился к континентальной блокаде в 1807 г., но на деле Россия стала ее придерживаться только в конце 1809 г.; Швеция же согласилась на свое участие в континентальной блокаде в январе 1810 г., порвав свои прежние договоренности с Англией.
Теперь России надо было ждать ответных действий со стороны Англии, для которой паралич внешней торговли обернулся серьезным внутренним кризисом. Именно в это время маркиз де Траверсе был переведен в Санкт-Петербург.
“Запереть Балтийское море”
Вступив в должность министра, адмирал де Траверсе вынужден вновь заниматься защитой Финского залива, чтобы не допустить английские корабли к Санкт-Петербургу. Он принял участие в совещании, где военный министр граф Барклай де Толли, командующий войсками в Финляндии генерал Штейнгель и генералы Милорадович и Витгенштейн обсуждали координацию сухопутных и морских сил. На всем протяжении морской границы от Кронштадта до Улеаборга и по берегам Финского и Ботнического заливов предстояли невиданные по объему работы. Надо было ставить мощные береговые батареи, загораживать фарватеры, особенно вблизи Котки, где начальником Роченсальмского порта служил контр-адмирал Смирнов, защищать проливы у Аландских островов и Ханко, укреплять оборонительные сооружения в Свеаборге, где был комендантом вице-адмирал Саблин и где зимовала большая флотилия под командованием графа Гейдена.
Льды, покрывшие залив в конце осени, служили надежной защитой Санкт-Петербургу до весны 1810 г. Как только море стало освобождаться ото льдов, Траверсе приказал непрерывно крейсировать у входа в залив. Вице-адмирал Спиридов, командир Ревельского порта, должен был выделить корабли для наблюдения за англичанами, которые пытались разместить свои базы в самом сердце Балтики, на островах Готланд и Борнхольм.
Все эти предосторожности были отнюдь не лишними. Уже в апреле русские посланники в Копенгагене и Стокгольме сообщили морскому министру, что английская эскадра из двадцати линейных кораблей и значительного числа фрегатов прошла Зундом. В Балтийском море англичане были в конце мая и в июле направились к Ревелю. Командовал эскадрой вице-адмирал Сомарес, который держал флаг на знаменитой трехдечной “Виктории”.
Санкт-Петербург находился под надежной защитой ста семидесяти кронштадтских батарей, которыми командовал вице-адмирал фон Моллер. Тем не менее, Траверсе, принимая во внимание протяженность оборонительной линии (Финский залив имеет четыреста пятьдесят километров в длину и сто двадцать в ширину), решил внести изменения в систему обороны. В марте 1810 г. он писал Барклаю де Толли:
“Два месяца назад я представил графу Аракчееву следующий проект: ввиду отдаленности побережий, отданных под охрану флота, в целях согласования операций, производимых сухопутными силами, и в связи с невозможностью действовать в тех местах на море я полагаю полезным передать их оборону, а также оборону Архангельска Вашему Высокопревосходительству.
За флотом останется оборона Кронштадта и Ораниенбаума, которым принадлежит ключевая роль в обеспечении коммуникаций и сигнализации. В схожих обстоятельствах на Черном море, в мою бытность там командиром, в моем распоряжении были и все сухопутные силы и я мог ими располагать в зависимости от местных условий и обстоятельств. Я отдаю свое предложение на рассмотрение Вашего Высокопревосходительства”.
Мощная оборона, выстроенная Россией, вынудила английскую эскадру уйти из залива. 10 октября Траверсе получил донесение о том, что Сомарес ведет свои корабли в Англию. Лишь отряд вице-адмирала Диксона был оставлен на зимовку в проливе Каттегата.
После ухода английской эскадры в Лондон направился специальный посланник. Ему было поручено уверить английское правительство в неизменном расположении российского императора, которое он некоторое время вынужден скрывать под маской враждебности. Александр постепенно менял свою политику в отношении Наполеона, так что теперь скорее можно было ждать появления французской эскадры в северных морях.
В декабре 1810 г. в Стокгольм поехал граф Чернышев. На аудиенции у шведского короля он объявил о готовности России крепить континентальную блокаду, а принца-регента неофициально осведомил о том, что Россия не будет против, если Швеция возобновит торговые отношения с Англией. Обеим странам не нужна эта разрушительная для их экономики блокада, и Бернадот готов следовать за Александром, если тот обратится против Наполеона.
Англичане также, что естественно, не оттолкнули протянутую Александром руку, и лондонские переговоры вступили на конкретную почву. Англии нужна селитра, России — свинец и пушечный порох. Швеция может предложить железо, смолу и древесину в обмен на колониальные товары. Все эти торговые обмены совершались под покровом непроницаемой тайны. Наступило время массовой государственной контрабанды. Соблюдая приличия, русская и шведская эскадры с наступлением весны крейсируют в Балтийском море. Впечатляющий масштаб оборонительных приготовлений, проведенных на обоих заливах адмиралом Траверсе, вводит Наполеона на некоторое время в заблуждение.
Летом 1810 г. Россия получила возможность доказать свою “верность” союзническим обязательствам. В письме Коленкура Траверсе от 15/27 августа говорится:
“Господин маркиз, имея честь ответить на ваше послание от 11/23 настоящего месяца, я благодарю вас за своевременное извещение об увольнении от службы господина Спиридова…”[194]
Вице-адмирал Спиридов стал своеобразным козлом отпущения в этой двойной игре: он был уволен за нарушение континентальной блокады. Траверсе воспользовался этим случаем, чтобы назначить пребывавшего в немилости адмирала Сенявина командиром Ревельского порта.
В конце концов Наполеону стало известно о возобновлении торговли между Англией, Швецией и Россией. В шифрованном донесении от 19 вантоза VI года французский консул в Стокгольме господин Делиль сообщал, что английские транспорты прибыли в Архангельск, где грузятся корабельными припасами, и что с той же целью сюда идут голландцы — консулу попали в руки таможенные списки, с которых он сумел сделать копию. Оказалось также, что английские товары попадают в Россию на судах с американским флагом и таким же образом русские товары путешествуют в Англию. Поскольку в Кронштадте вот уже несколько лет американские флаги встречаются чаще других, трудно определить, под каким из них доставлена контрабанда. Попав в Россию, английские товары расстекаются затем в Пруссию и Австрию. Наполеон, обнаружив, что его провели как мальчишку, испытал приступ своей знаменитой ярости.
Алькье, французский посол в Стокгольме, в июле 1811 г. в весьма сухой ноте шведскому министру иностранных дел барону Энгестрему дал понять, что недопустимо сохранять дружественные отношения одновременно с Францией и Англией и безнаказанно нарушать договоренности с Наполеоном. Последовал разрыв дипломатических отношений: в ноябре барон Алькье покинул Стокгольм и обосновался в Копенгагене.
Россия повысила на пятьдесят процентов пошлины на ввозимые товары, чем нанесла серьезный удар по интересам французской торговли. В качестве ответной меры Наполеон отказал банкиру Лафиту в гарантиях на российский заем.
В феврале 1811 г. Наполеон писал Александру:
“Все это наводит на мысль о полной смене политики. Вашему Величеству, без сомнения, ясно, что отказ от союза и разрыв с Тилъзитом означают войну…”
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Жан Батист де Траверсе, министр флота Российского"
Книги похожие на "Жан Батист де Траверсе, министр флота Российского" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Мадлен дю Шатне - Жан Батист де Траверсе, министр флота Российского"
Отзывы читателей о книге "Жан Батист де Траверсе, министр флота Российского", комментарии и мнения людей о произведении.