» » » » Мадлен дю Шатне - Жан Батист де Траверсе, министр флота Российского


Авторские права

Мадлен дю Шатне - Жан Батист де Траверсе, министр флота Российского

Здесь можно скачать бесплатно "Мадлен дю Шатне - Жан Батист де Траверсе, министр флота Российского" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство Наука, год 2003. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Мадлен дю Шатне - Жан Батист де Траверсе, министр флота Российского
Рейтинг:
Название:
Жан Батист де Траверсе, министр флота Российского
Издательство:
Наука
Жанр:
Год:
2003
ISBN:
5-02-008874-9
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Жан Батист де Траверсе, министр флота Российского"

Описание и краткое содержание "Жан Батист де Траверсе, министр флота Российского" читать бесплатно онлайн.



Жан Батист де Траверсе, французский моряк, ставший Иваном Ивановичем после переезда в Россию, в течение восемнадцати с половиной лет возглавлял российское военно-морское министерство. С его именем связана организация великих полярных экспедиций, изменивших карту мира и прославивших имя России. Мадлен дю Шатне, опираясь на огромный массив обнаруженных ею архивных документов, впервые в отечественной и мировой историографии воссоздает жизнь боевого моряка и прозорливого организатора флота.

Для всех интересующихся российской историей.






На обратном пути в Кейптауне Коцебу встретил капитана Луи де Фрейсине, совершавшего на фрегате “Урания” научную экспедицию для изучения земного магнетизма и других явлений, интересных для физики и астрономии. В связи с этой экспедицией император Александр подписал 30 января 1817 г. особый указ, а морской министр во исполнение его издал следующее распоряжение:

Пребывающий при Санкт-Петербургском дворе Посол Его Величества Короля Французского известил Нотою, что Правительство Французское приняло намерение отправить около света корвет “Уранию”, под начальство капитана Фрейсинета для астрономических и физических наблюдений. По сему поводу во исполнение последовавшей от Его Императорского Величества Высочайшей воли все начальники российских портов и военных судов, до которых только может случиться означенному корвету какая-либо нужда или дело, имеют не только не чинить в плавании ни малейшего препятствия, но оказывать сверх того всякое возможное пособие, дружбу и благоприятство”.

Подпись под этим открытым листом такая: “Адмирал, Член Государственного Совета, Сенатор, Морской Министр и Орденов Российских: Св. Александра Невского, Св. Владимира и Св. Анны первых степеней; Иностранных: Шведского меча большого Креста Командор и Французского Св. Людовика Кавалер М.И.Т” (маркиз Иван де Траверсе).

До Коцебу, конечно, не мог дойти этот открытый лист, но и без того он рад видеть на своем корабле французских моряков. О визите французского мореплавателя в судовом журнале “Рюрика” была сделана запись. Коцебу с особенным удовольствием приветствовал одну из первых женщин, совершающих кругосветное плавание. Розе де Фрейсине двадцать шесть лет, характер у нее решительный; чтобы не расставаться с супругом, она остригла волосы, оделась в мужской костюм и стала пассажиром “Урании”[240].

Кроме капитана де Фрейсине “Рюрик” посетили физик и астроном Франсуа Араго и гидрограф Луи Дюпере. Французские офицеры с удовольствием слушали похвалы, расточаемые Коцебу по адресу русского морского министра: они были горды за соотечественника, достигшего в России таких высоких степеней.

Продолжая свой путь через Атлантику, Коцебу попытался навестить Святую Елену — место заключения Наполеона, но ему это не удалось. Хотя все формальности, затребованные английскими властями, были выполнены, русский корабль был встречен пушечными выстрелами[241].

Летом 1818 г. “Рюрик” вернулся в Петербург. В рапорте, адресованном морскому министру, Коцебу особо подчеркнул насущную важность для России овладеть землями, находящимися севернее Берингова пролива.

Мне кажется, что не должно русским упускать время занятием сего места; английская Гудзонская компания, которая весьма далеко к западу внутрь Америки от сих заселений распространяет торговлю, уже имеет в весьма недалеком расстоянии фактории и, конечно, вскоре привлечет сих диких и будет господствовать в Беринговом проливе”.

Коцебу не удалось достичь той цели, которую адмирал де Траверсе ставил перед его экспедицией — отыскать Северо-западный проход, проход между двумя океанами. Но из наблюдений над течениями Коцебу сделал вывод, что океаны должны между собой сообщаться. А тем временем за попытками русских ревниво наблюдали англичане. Посол России граф Ливен писал 30 декабря 1817 г. министру иностранных дел Нессельроде:

«Смелая попытка лейтенанта Коцебу, командира русского судна “Рюрик”, проникнуть через Берингов пролив в северные моря, которые еще не удалось успешно изучить ни одному мореплавателю, попытка, которую, видимо, делают возможной нынешние обстоятельства, возбуждает рвение и самолюбие английского правительства».

Пока Коцебу и Шишмарев обследовали берега русской Америки, с параллельной миссией — изучить восточное побережье Тихого океана — вышел в море капитан Головнин на шлюпе “Камчатка”. Это вторая экспедиция Головнина, но впервые она осуществляется полностью на средства правительства, которые Траверсе сумел изыскать специально для этой цели. Предыдущая экспедиция Головнина оплачивалась Российско-американской компанией. В инструкции, полученной Головниным, говорилось:

Проходя Восточным океаном, курсы ваши располагать по тем местам, где никакие мореплаватели еще не проходили, или касаться тех мест, где прежние мореплаватели приметили признаки земли, с тем что может быть случай доставит вам счастие открыть новые земли”.

Капитан Василий Головнин был не только моряк, но и настоящий ученый: с обследованных им земель он вывез интереснейшие этнографические материалы — шестьдесят четыре предмета согласно “росписи редкостям, собранным для Его Высокопревосходительства Господина Морского Министра флота капитаном Головниным”. Редкости эти были помещены в музей при Адмиралтействе.

Он привез также туземца с Маршалловых островов, который прожил год в Санкт-Петербурге, привлекая к себе всеобщее внимание, и немало способствовал росту популярности дальних морских экспедиций.

“Камчатка” была учебным судном, на котором практиковались молодые офицеры — Врангель, Литке, Матюшкин. Всем им суждено блестящее будущее, и все они, как и их капитан, не мыслили своей жизни без плаваний по далеким морям в поисках неизведанных земель. Траверсе высоко ценил организаторский талант Головнина и взял его к себе на службу в качестве личного советника.

Две великие полярные экспедиции

В феврале 1819 г. Траверсе представил царю два проекта полярных экспедиций, составленных по его указанию капитаном Крузенштерном и вице-адмиралом Сарычевым, директором гидрографической службы Адмиралтейства. Государь согласился их утвердить, прислушавшись к убеждениям Траверсе: такого рода экспедиции не только поднимут престиж России в мире, но и существенно расширят ее дипломатические и торговые отношения со многими странами. На эти проекты отпущено полтора миллиона рублей — сумма, если учесть поставленные цели, сравнительно скромная. Отплытие назначено на следующее лето.

Первую экспедицию или “первую дивизию” должны возглавить капитан 2-го ранга Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен и лейтенант Михаил Петрович Лазарев. Их задачей являлось “исследовать те части Антарктического моря, где еще не бывали мореплаватели, изыскивать в уже обследованных районах неизвестные острова, обнаруживать удобные места для стоянок и ремонта судов. Следуя избранному меридиану, приблизиться, сколь возможно, к полюсу”. Перед “второй дивизией” под командованием капитана Васильева и лейтенанта Шишмарева ставилась задача “обследовать берега и море к северу от Берингова пролива в целях обнаружения неизвестных земель”.

Траверсе настаивал на том, чтобы в новых экспедициях был учтен опыт плавания на “Рюрике”:

Глубины у берегов здесь небольшие, так что суда с глубокой осадкой использовать нельзя; капитаны Кук и Кларк именно поэтому не смогли подойти к берегу. Весьма удобны были бы для этих целей байдары. Зимовку устраивать, пройдя Берингов пролив. Если капитан Васильев сочтет зимовку в тех местах невозможной, ему надлежит обследовать американский берег, спускаясь к югу”[242].

Подготовка к плаванию

Подготовка началась с выбора судов. Для первой дивизии выбор Траверсе пал на шлюп “Восток”, построенный на охтенской верфи, вооруженный и обшитый медью в Кронштадте, и на шлюп “Мирный”. Для постройки обоих судов использовалось отборное еловое дерево из северных лесов: Траверсе считал, что только такие суда выдержат океанские штормы. Вторую дивизию составили небольшой корвет “Открытие” и транспорт “Благонамеренный”.

Пока продолжалась подготовка судов, Траверсе поручил Крузенштерну составить планы экспедиций. Крузенштерн — не только опытный моряк, но и превосходный картограф. Он был нездоров и поручение министра выполнял в своем имении в Эстляндии, откуда писал Траверсе: “Господин маркиз, проект увлекает меня чрезвычайно; если бы я так не страдал глазами, то просил бы Его Императорское Величество поручить мне возглавить эту экспедицию”. Проект антарктической экспедиции не мог оставить равнодушным ни одного моряка.

Из нескольких составленных по указанию Траверсе планов он в конце концов остановился на том, что подготовили Коцебу и Сарычев.

Крузенштерн советовал министру “приобрести карты в Копенгагене, обратившись к управляющему гидрографической службой адмиралу Левенерну; английские карты северных проходов не отличаются точностью”.

Датские картографы считались лучшими в мире, и Траверсе распорядился приобрести датские карты, когда корабли зайдут в Копенгаген. Они должны дополнить английские карты. Карта Антарктики была составлена еще Куком, но почти целиком состояла из белых пятен. А на его карте северного побережья Америки значился только мыс Ледяной, открытый им у устья Макензи.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Жан Батист де Траверсе, министр флота Российского"

Книги похожие на "Жан Батист де Траверсе, министр флота Российского" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Мадлен дю Шатне

Мадлен дю Шатне - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Мадлен дю Шатне - Жан Батист де Траверсе, министр флота Российского"

Отзывы читателей о книге "Жан Батист де Траверсе, министр флота Российского", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.