» » » » Алексей Порошин - Проигравшие победители. Русские генералы


Авторские права

Алексей Порошин - Проигравшие победители. Русские генералы

Здесь можно купить и скачать "Алексей Порошин - Проигравшие победители. Русские генералы" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Биографии и Мемуары, издательство Литагент «АСТ»c9a05514-1ce6-11e2-86b3-b737ee03444a, год 2014. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Алексей Порошин - Проигравшие победители. Русские генералы
Рейтинг:
Название:
Проигравшие победители. Русские генералы
Издательство:
неизвестно
Год:
2014
ISBN:
978-5-17-079111-88
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Проигравшие победители. Русские генералы"

Описание и краткое содержание "Проигравшие победители. Русские генералы" читать бесплатно онлайн.



С июля 1914 г. до октябрьских событий 1917 г. главнокомандующими армиями фронта на европейском театре военных действий был 21 генерал русской армии. По-разному проявили они себя в ранге военачальников при организации и ведении боевых действий. Одни из них умелым руководством обеспечивали победы на определенных этапах войны, другие, являясь, по сути, лишь администраторами мирного времени, показали свою неподготовленность к управлению войсками в боевой обстановке. В числе главкомов были и те, которых на эту должность вознес «революционный вихрь» в лице новой власти, желавшей сменой военачальников решить накопившиеся военные (и не только) проблемы.

Кем они были?

Как оказались во главе армии?

Каковы их судьбы?






Н. И. Иванов высоким покровительством великого князя Михаила Николаевича был определен в Павловский кадетский корпус, отличие которого от других корпусов заключалось в том, что он по преимуществу был предназначен для детей-сирот дворянского происхождения, увечных солдат и вдовцов-чиновников, служивших в отдаленных частях империи.

Выбор профессии предполагал и выбор учебного заведения, в котором предусматривалось получение специального образования. Здесь в полной мере сказывалось различие в социальном статусе семей будущих главнокомандующих, которое предопределяло выбор того или иного военного училища. Семейное решение не оставляло подросткам практически никакого выбора.

Военное образование

Получение военного образования исследуемыми генералами пришлось на переходный период в российской военной школе, вызванный «Милютинской военной реформой» (1860–1870 гг.). Она кардинально изменила существующую до нее систему военного образования, в которой основу составляли кадетские корпуса. Рассмотрим кратко военно-учебные заведения, в которых учились исследуемые военачальники до и после реформы (см. таблицу 3), сосредоточив внимание на характерных для каждого образовательного учреждения воспитательном и образовательном аспектах.

Таблица 3

Военно-учебные заведения, которые заканчивали будущие главнокомандующие

Кадетские корпуса

С момента своего образования (1731 г.) кадетские корпуса являлись учебными заведениями, в которых дети дворян получали начальное, среднее и высшее образование. Эти учебные заведения были наиболее престижными и востребованными, так как готовили и офицеров для армии, и чиновников для гражданских ведомств.

В предреформенный период цель военного образования, отмечали В. М. Крылов и В. В Семичев, понималась следующим образом: «Главное назначение всех их (будущих офицеров. – А. П.) есть поприще военное; но они должны иметь сведения общие, сведения необходимые и для образованного человека, и для члена семейства, и для члена гражданского общества». Слушатели кадетских крпусов получали на тот период неплохое общее образование. Хорошо было поставлено обучение в 1-м кадетском корпусе, который накопил большой педагогический опыт и хорошие воспитательные традиции, имел квалифицированный преподавательский состав, богатые коллекции учебных пособий и книг. В области образования очень много прогрессивного на тот период внедрил и развил в этом учебном заведении заведующий учебной частью Кушакевич. Диктовки и зазубривание уходили в прошлое. Преподавание строилось на принципах сознательности, системности и последовательности. Появилась связь между изучаемыми предметами. Педагоги развивали в кадетах способность мыслить, правильно и ясно излагать свои понятия, отмечал другой исследователь дореволюционной школы интернатного типа Алпатов Н. И.

Таблица 4

Учебный план кадетских корпусов в период, предшествующий Милютинской реформе[6]

В учебный план к середине XIX в. были внесены изменения. Добавлены предметы физика, химия, механика, математическая и физическая география за счет сокращения часов на изучение русского и иностранных языков. Несколько увеличено время на изучение законоведения и военных наук. В последующие предреформенные годы в учебный план вносились небольшие изменения, и окончательный вид программы обучения представлен в таблице 4. Данные таблицы свидетельствуют о достаточно широком спектре наук, изучаемых в кадетских корпусах. Должное внимание в корпусах уделялось гуманитарным предметам: литературе, истории, языкам.

Воспитанники 1-го кадетского корпуса

Несмотря на прогрессивные нововведения в учебно-воспитательный процесс, успеваемость кадет в предреформенные годы была на низком уровне. Так, по итогам 1861 г. из 578 воспитанников 1-го кадетского корпуса 163 (или свыше 30 %) оказались второгодниками, в 1862 и в 1863 гг. второгодников было соответственно 18 и 20 %.

И это в одном из лучших на тот период военно-учебных заведений. Имели место случаи, когда в течение длительного срока в отдельных корпусах не выполнялись учебные планы ввиду отсутствия преподавателей. Так, в Павловском кадетском корпусе длительное время не преподавались математика, естественная история и языки.

Перечисленные факты отражали общую тенденцию снижения образовательного и воспитательного уровня во всех кадетских корпусах.

Корпуса в переходный период к военным гимназиям (1860–1863 гг.) представляли «…грустную картину нравственного упадка». Всеподданнейший доклад № 320 от 11 октября 1858 г. указывал на затруднения в подборе офицеров-воспитателей для кадетских корпусов: «…при весьма способных и достойных преподавателях новое поколение воспитанников стало гораздо образованнее своих воспитателей». Каждая незначительная случайность со стороны офицера-воспитателя давала повод к массовому неудовольствию кадет. Так, отмечал Н. И. Алпатов, 14 апреля 1861 г. в 1-м кадетском корпусе в бытность обучения в нем А. Н. Куропаткина воспитанники 4-й роты, возмущенные несправедливым, по их мнению, поведением дежурного офицера, выразили ему свое возмущение шарканьем ног в его присутствии, плохим пением молитвы и общим шумом.

Отсутствие системы подбора офицеров-воспитателей, преобладание строевых занятий, в среднем наполовину сокращавшее учебное время, вырабатывали в подрастающем поколении тип «старого кадета», в котором процветал культ физической силы, удальства и военной выправки. Кадет, отлично владеющий строевыми приемами, предпочитался кадету, в совершенстве владеющему французским языком. Признаки несоответствия старых корпусных порядков со вновь народившимися условиями жизни общества явились одной из главных причин преобразований военно-учебных заведений.

К окончанию военной реформы организация военно-учебных заведений России в своем окончательном виде находилась в следующем состоянии:

1) подготовка офицеров со специальным военным образованием осуществлялась в академиях: Генерального штаба, артиллерийской, инженерной и военно-юридической с подчинением каждой непосредственно соответствующему главному управлению Военного министерства;

2) подготовка офицеров для артиллерии, саперов, топографов и кавалерии была организована в училищах: артиллерийском, инженерном, военно-топографическом и кавалерийском, подчиненных (за исключением артиллерийского) непосредственно соответствующим главным управлениям;

3) для подготовки офицеров с более обширным образованием в пехоту имелись Пажеский и Финляндский кадетские корпуса и три военных училища (1-е Павловское и 2-е Константиновское в С.-Петербурге, 3-е Александровское в Москве). Подготовительными учебными заведениями к ним служили 12 военных гимназий;

4) для подготовки офицеров с менее обширным образованием были учреждены 16 пехотных и кавалерийских юнкерских училищ, подготовительными заведениями к которым служили военные прогимназии;

5) подготовка учителей для военных гимназий осуществлялась на подготовительных курсах, а для военных прогимназий – в учительской семинарии.

Военные гимназии

Главное направление деятельности данных учебных заведений было закреплено в «Положении о военных гимназиях», законодательно оформленном в Своде военных постановлений 1869 г. издания. В нем говорилось, что «военные гимназии имеют целью доставить детям потомственных дворян, предназначенным к военной службе, приготовительное общее образование и воспитание». При этом оставался ряд военных гимназий, в которые принимались дети всех сословий. По мнению реформаторов, констатировал А. Каменев, образование в гимназиях должно было обеспечить всестороннее развитие личности, что особенно необходимо на ранней стадии подготовки молодого человека.

Для реализации основополагающей идеи в области обучения в гимназиях была введена специальная программа, рассчитанная на шесть классов (с 1872 г. семь классов) с годичным курсом в каждом из них. Учебная программа военных гимназий в сравнении с подобными учебными заведениями приведена в таблице 5.

Таблица 5

Сравнительная таблица учебных планов[7]

Сравнение учебных программ военных гимназий с родственными учебными заведениями (реальными училищами и общими классами дореформенных кадетских корпусов) показывает преимущество первых в объеме часов по основным предметам обучения, что, несомненно, сказывалось на глубине знаний обучаемых и выгодно отличало их от средних учебных заведений Министерства народного просвещения и тем более от общих классов кадетских корпусов.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Проигравшие победители. Русские генералы"

Книги похожие на "Проигравшие победители. Русские генералы" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Алексей Порошин

Алексей Порошин - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Алексей Порошин - Проигравшие победители. Русские генералы"

Отзывы читателей о книге "Проигравшие победители. Русские генералы", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.