» » » » Алексей Порошин - Проигравшие победители. Русские генералы


Авторские права

Алексей Порошин - Проигравшие победители. Русские генералы

Здесь можно купить и скачать "Алексей Порошин - Проигравшие победители. Русские генералы" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Биографии и Мемуары, издательство Литагент «АСТ»c9a05514-1ce6-11e2-86b3-b737ee03444a, год 2014. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Алексей Порошин - Проигравшие победители. Русские генералы
Рейтинг:
Название:
Проигравшие победители. Русские генералы
Издательство:
неизвестно
Год:
2014
ISBN:
978-5-17-079111-88
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Проигравшие победители. Русские генералы"

Описание и краткое содержание "Проигравшие победители. Русские генералы" читать бесплатно онлайн.



С июля 1914 г. до октябрьских событий 1917 г. главнокомандующими армиями фронта на европейском театре военных действий был 21 генерал русской армии. По-разному проявили они себя в ранге военачальников при организации и ведении боевых действий. Одни из них умелым руководством обеспечивали победы на определенных этапах войны, другие, являясь, по сути, лишь администраторами мирного времени, показали свою неподготовленность к управлению войсками в боевой обстановке. В числе главкомов были и те, которых на эту должность вознес «революционный вихрь» в лице новой власти, желавшей сменой военачальников решить накопившиеся военные (и не только) проблемы.

Кем они были?

Как оказались во главе армии?

Каковы их судьбы?






Таким образом, не сложно заметить, что в тождественных по сути понятиях «нравственный элемент», «нравственные силы», «нравственная энергия», «воинская добродетель» и пр. речь идет о специфических качествах военного человека – воина, офицера, военачальника, полководца, – относящихся не к «добродетелям ума», а к «добродетелям характера», приобретенных в результате нравственного формирования личности. Мыслитель и философ Аристотель первый отличил добродетели воли (характера) от добродетели ума. По его мнению, добродетели ума (разумные) – развиваются в человеке благодаря обучению – мудрость, сообразительность, рассудительность; добродетели характера (нравственные) – рождаются из привычек-нравов: человек действует, приобретает опыт, и на основе этого формируются черты его характера.

Красной нитью в большинстве работ военных теоретиков ХVIII–XX вв. проходит мысль о том, что вред, наносимый недостатком характера, тем больший, чем выше военачальник, так как недостаток силы воли не позволяет ему вести по должному пути командования и самого себя, и подчиненные ему войска.

Отмечалось, что сила духа, т. е. воля, встречается реже ума, она иррациональна, исходит от сердца, которое, как считал маршал Франции граф Мориц Саксонский (1696–1750), «…есть отправная точка всех его военных дел…». Воля развивается воспитанием, что труднее, чем развить ум, имеющий рационалистическое начало, обучением.

Практически примирить две постоянно противопоставлявшиеся друг другу отрасли педагогики (воспитание и образование) смог А. В. Суворов. Не отделяя образование от воспитания, он обучал, воспитывая, и в то же время воспитывал, обучая. «…Однако основным стержнем его системы являлось воспитание, и уже вокруг этого стержня, тесно сплетаясь с ним, обвивались те или иные части солдатской и офицерской науки вести победоносную войну, науки побеждать». Так подчеркнул в одном из своих выступлениях А. К. Байов величие А. В. Суворова как военного педагога.

Во второй половине XIX в. в процессе глубокого реформирования армии и всей военно-образовательной системы начали разрабатываться научные основы подготовки военных кадров в России, в том числе и вопросы воспитания юнкеров военно-учебных заведений. Воспитание рассматривалось как целенаправленный, организованный процесс влияния на воспитанника, призванный обработать унаследованный от рождения духовный склад, восполнить недостатки воспитания в семье с целью выработки некоторого запаса нравственных сил (качеств), относящихся к области не ума, а «характера» или «воли». Вопросам военного воспитания будущих офицеров в военно-учебных заведениях придавалось ведущее значение, и они выносились на первое место.

При этом военные теоретики XIX–XX вв., признавая преимущественное значение воспитания в военных училищах, указывали, что одна военная школа, как бы совершенна она ни была, не в состоянии выработать необходимые для высших начальников качества. Они единодушно настаивали на том, что с выпуском из училища воспитание «нравственного элемента» офицера и подавление тех качеств, которые в сильной степени мешают его развитию, должно продолжаться долгим и упорным трудом в строевой службе, а не в военных канцеляриях и учреждениях. Служба и жизнь офицера должны стать как бы постоянной практикой развития твердого, непоколебимого нравственного характера, необходимого для будущего вождя, полководца. Полководец должен умело руководить армией, заставить солдат стойко переносить все тяготы и лишения, пробудить в них отвагу и решительность, вселить уверенность в победе и презрение к смерти. Чтобы командование было «воспитывающим, нравственным и сильным… надо, забыв о себе, проникнуться сознанием долга и помнить, что часть готовят не для парада, а для боя… Желательно, конечно, внешнее поощрение в виде наград и служебного повышения, но не этим побуждается человек возвышенных нравственных качеств. Отдаться полностью своему делу, смотреть всем прямо в глаза, ни перед кем не кланяться, создавать и обучать со страстью ту силу, которую когда-нибудь призовут на службу Родине, – вот дело офицера. Оно заключает в самом себе удовлетворение высокое, ни с чем не сравнимое. Такое понимание своего дела зажигает в душе деятеля священный огонь, который навсегда осветит ему служебный путь…»

Устав Полевой службы русской армии 1912 г. гласил: «Решение разбить неприятеля должно быть бесповоротно и доведено до конца. Стремление к победе должно быть в голове и сердце каждого начальника; они должны внушить эту решимость всем своим подчиненным».

В XX в. генерал от инфантерии В. Е. Флуг, обобщив качества, относящиеся к области «характера» или «воли», дал им общее название «сила духа» или «военная энергия». По его мнению, именно эти особые качества характера, представляющие собой душевные силы, обеспечивают военачальнику возможность применения природных дарований, специальной подготовки и творчества. И в этом, как он считал, заключается искусство ведения войны.

Все качества – нравственные силы и силы ума, – необходимые военному вождю, в порядке их важности для него он расположил следующим образом:

«а) мужество (храбрость, неустрашимость), непреклонная воля к победе, самоуверенность (удачливость), решимость (отвага, дерзновение), предприимчивость, находчивость, дух почина, настойчивость (энергия), упорство (постоянство), самообладание (присутствие духа);

б) обширный творческий ум, чуткий, трезвый, несуетливый, способный быстро оценивать настоящую обстановку (глазомер) и предвидеть будущую (воображение), а также просвещенный разносторонним образованием, знанием жизни и людей; полное владение техникой военного дела (практическая подготовка), опирающееся на сознательное усвоение его теоретических основ;

в) спокойный, глубокий и чуждый экспансивности темперамент;

г) способность влиять на других и подчинять их своей воле (личное обаяние), способность поддерживать свой авторитет и не подчиняться чужим влияниям (самостоятельность характера);

д) педантичная преданность долгу, строгость к себе и к другим, доброжелательность к подчиненным, отсутствие сентиментальности, мелочности, преувеличенной недоверчивости и мелкого самолюбия;

е) физическая выносливость, неутомимость».

Важно отметить, что, отдавая пальму первенства силе духа, как универсальному качеству для начальников всех рангов, теоретики и практики тем не менее признавали трудность установления относительной важности свойств ума и воли, тем более что между ними существует тесная зависимость.

Крупнейший исследователь, советский психолог Б. М. Теплов, приходил к выводу, что высказывание Наполеона, которым любят подкреплять учение о примате воли в деятельности полководца, относится вовсе не к самостоятельно действующим полководцам, а лишь к простым исполнителям, поскольку деятельность полководца предъявляет исключительно высокие требования к уму. Им обоснованно проводилась мысль о неразрывной связи, единстве ума и воли в деятельности военачальника, претендующего на роль полководца.

И это действительно так, ибо в ходе управленческой деятельности военачальник решал большое количество специфических задач, которые требовали от него на разных этапах проявления свойств личности, относящихся одновременно и к интеллектуальным, и к волевым.

Рассмотрим, например, связь свойств ума и воли в процессе управления на этапе «принятие решения».

Военачальник, от которого зависят жизни подчиненных ему людей и результат операции, при принятии решения должен обладать таким важным свойством ума, как решительность (решимость), которое психологи относят к волевым качествам. Решительность (решимость) обязана своим существованием особому складу ума. По мнению К. Клаузевица, «…решимость, побеждающая состояние сомнения, может быть вызвана только разумом, притом своеобразным его устремлением». Выдающийся военный теоретик называл это способностью устранять муки сомнения и опасности колебаний. Отметим, что в жизни, в том числе и в военной среде, встречается много людей, которые принимают решения не колеблясь, в условиях минимальной информации. Нельзя сказать, что они действуют решительно. Подобные действия, скорее всего, следует называть необдуманными, а таких руководителей отнести к категории людей, имеющих ограниченный ум, не способный оценить достоверность и полноту данных.

Необходимым условием решительности являются большой ум (проницательность) и мужество. При этом не следует путать личное мужество, которым обладает большое количество военных людей, с мужеством полководца, под которым понимается мужество ума, т. е. его склад, в котором сочетается величайшая осторожность, критичность, с предельной смелостью. Не случайно биографы А. В. Суворова отмечают, что он никогда не упоминал о своем личном мужестве, но часто о своем мужестве как полководца. Следует еще раз повторить мысль русского военного гения, который говорил: «Офицеру храбрость, генералу мужество…» Показательным в этом является взятие Измаила, когда А. В. Суворов на приказ Г. А. Потемкина о взятии крепости впервые в боевой практике дал ответ: «…обещать нельзя; Божий гнев и милость зависят от Его провидения…» Тем не менее он, будучи не уверен в победе, решился на штурм без колебаний, извещая об этом Г. А. Потемкина в письме: «…мы бы вчера начали, если бы Фанагорийский полк сюда прибыл».


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Проигравшие победители. Русские генералы"

Книги похожие на "Проигравшие победители. Русские генералы" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Алексей Порошин

Алексей Порошин - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Алексей Порошин - Проигравшие победители. Русские генералы"

Отзывы читателей о книге "Проигравшие победители. Русские генералы", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.