» » » » Нина Царева - Оперативно-розыскная деятельность: совершенствование форм вхождения ее результатов в уголовный процесс


Авторские права

Нина Царева - Оперативно-розыскная деятельность: совершенствование форм вхождения ее результатов в уголовный процесс

Здесь можно скачать бесплатно "Нина Царева - Оперативно-розыскная деятельность: совершенствование форм вхождения ее результатов в уголовный процесс" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Юриспруденция, издательство Шумилова И. И., год 2003. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
Оперативно-розыскная деятельность: совершенствование форм вхождения ее результатов в уголовный процесс
Автор:
Издательство:
Шумилова И. И.
Год:
2003
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Оперативно-розыскная деятельность: совершенствование форм вхождения ее результатов в уголовный процесс"

Описание и краткое содержание "Оперативно-розыскная деятельность: совершенствование форм вхождения ее результатов в уголовный процесс" читать бесплатно онлайн.








Таким образом, все оперативно-розыскные материалы при разрешении вопроса об их использовании по характеру носителя и содержанию информации можно разделить на две группы: 1) указывающие на место нахождения носителей доказательственной информации и тактику следственных действий; 2) могущие быть доказательствами при соответствующих условиях интерпретации.

Определив понятие и сущность ОРД, ее отличие от уголовно-процессуальной деятельности, следует остановиться на понятии и видах оперативно-розыскных мероприятий.

§ 2. Понятие и виды оперативно-розыскных мероприятий, основания и условия их проведения

Законодатель не дает определения понятия оперативно-розыскного мероприятия и тем самым не обеспечивает необходимых методологических предпосылок для единообразного понимания закона. Одни юристы под оперативно-розыскным мероприятием понимают проводимое уполномоченными на то лицами на основании и в порядке, предусмотренном законом, добывание фактических данных, входящих в предмет исследования по конкретному делу оперативного учета или первичным материалам, а также необходимых для решения других задач ОРД[26]. Другие правоведы считают, что оперативно-розыскные мероприятия — составной элемент структурной ОРД, состоящей из системы взаимосвязанных действий, направленных на решение конкретных тактических задач. Оперативно-розыскные мероприятия носят разведывательно-поисковый характер и направлены на получение информации о лицах, замышляющих, подготавливающих и совершающих преступление, о наличии материальных следов противоправной деятельности, месте нахождения лиц, скрывающихся от следствия и суда, а также без вести пропавших[27].

По нашему мнению, оба определения понятия оперативно-розыскного мероприятия не лишены недостатков. Так, в первом определении ошибочно указывается на добывание фактических данных, т. е. доказательств. Но их установление возможно лишь в уголовном судопроизводстве, при осуществлении ОРД может быть установлена лишь оперативная информация.

Что касается второго определения, то она высказана без учета того, что оперативно-розыскные мероприятия — это конкретизация ОРД, осуществляемая в формах, предусмотренных федеральным законом, и характеризуемая целенаправленностью, внутренней структурированностью, гласным и негласным осуществлением, а также легитимностью и законностью.

Таким образом, оперативно-розыскное мероприятие — это конкретная форма осуществления ОРД уполномоченными лицами на основании и в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, в целях установления оперативно-розыскных данных, входящих в предмет исследования по конкретному делу оперативного учета или первичным материалам, проводимое в интересах борьбы с преступностью, защиты прав граждан, коллективов и общества ФЗ об ОРД разделяет правовые основы ОРД, порядок и условия применения оперативно-розыскных мер, а также их виды. В соответствии с ним проведение оперативно-розыскных мероприятий возможно только в том случае, когда невозможно иным путем обеспечить выполнение задач, указанных в ст. 2, а именно: выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших; осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания и осуществления розыска без вести пропавших лиц; добывание информации о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности России.

Для разрешения этих задач органы, осуществляющие данную деятельность, вправе применять следующие виды оперативно-розыскных мероприятий: производить опрос, наводить справки, собирать образцы для сравнительного исследования, совершать проверочную закупку, исследовать предметы и документы, проводить наблюдение, отождествлять личность, обследовать помещения, здания, сооружения, участки местности и транспортные средства, контролировать почтовые отправления, телеграфные и иные сообщения, прослушивать телефонные и иные переговоры, снимать информацию с технических каналов связи, осуществлять оперативное внедрение, контролируемую поставку, оперативный эксперимент.

При проведении оперативно-розыскных мероприятий допускается использовать информационные системы, видео- и аудиоматериалы, кино- и фотосъемку, а также другие технические и иные средства, не наносящие ущерба жизни и здоровью людей и не причиняющие вреда окружающей среде (п. 3 ст. 6 ФЗ об ОРД).

Необходимо отметить, что вышеуказанный перечень оперативно-розыскных мероприятий является исчерпывающим и может быть изменен или дополнен только федеральным законом. Это служит гарантией соблюдения законности прав и свобод человека и гражданина при проведении ОРД. К гарантиям также относятся установление законом оснований для проведения оперативно-розыскных мероприятий и условий их проведения.

В соответствии со ст. 8 ФЗ об ОРД проведение оперативно-розыскных мероприятий, ограничивающих конституционные права граждан на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по электрической и почтовой связи, а также право на неприкосновенность жилища, допускается лишь для сбора информации. Эти действия проводятся только на основании судебного решения по мотивированному постановлению одного из руководителей соответствующего органа, осуществляющего ОРД. Такие ограничения применения оперативно-розыскных мер связаны с тем, что они могут привести к нарушению основных конституционных прав граждан.

При сопоставлении содержания ст. 2 ФЗ об ОРД и ст. 6 УПК РФ нетрудно заметить общность задач ОРД и назначение уголовного судопроизводства. Сходство уголовно-процессуальной деятельности и ОРД раскрывается также при анализе приемов и способов осуществления каждой из них. Первый вид деятельности осуществляется посредством процессуальных действий, среди которых сверхважная, почти уникальная роль принадлежит следственным действиям. ОРД осуществляется посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий, установленных ФЗ об ОРД.

Для обозначения оперативно-розыскных мероприятий используются иные термины, нежели для обозначения следственных действий, однако по целям и содержанию они сходны. Это можно заметить при сравнении таких действий, как опрос граждан и допрос. Принципиально различие лишь по форме, так как и в том, и другом случае идет речь о получении устной информации.

При анализе положений ст. 6 ФЗ об ОРД нетрудно заметить, что в ней содержится лишь перечень оперативно-розыскных мероприятий, которые проводятся при ее осуществлении, но не раскрывается их содержание. Вероятно, это обусловлено опасением о том, что осведомленность граждан о содержании таких мероприятий может помешать их эффективному проведению. Думается, что такие опасения напрасны.

Подход, избранный законодателем, не обеспечивает негласный характер содержания оперативно-розыскных мероприятий, поскольку о содержании большинства из них нетрудно составить хотя бы беглое представление по одному лишь их названию. Поскольку в ФЗ об ОРД названы оперативно-розыскные мероприятия, законодателю было бы целесообразно проявить последовательность и раскрыть основное их содержание и дать соответствующие дефиниции. Это позволило бы, в частности, внести ясность, почему только проверочная закупка или контролируемая поставка предметов, веществ и продукции, свободная реализация которых запрещена либо оборот которых ограничен, а также оперативный эксперимент или оперативное внедрение должностных лиц органов, осуществляющих ОРД, проводятся на основании постановления, утвержденного руководителем органа, осуществляющего ОРД, а проведение всех других оперативно-розыскных мероприятий возможно вне такого порядка (ч. 5 ст. 8 ФЗ об ОРД). Или же почему проведение оперативного эксперимента допускается только в целях выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия тяжкого преступления, а также в целях выявления и установления лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших (ч. 6 ст. 8)[28]. В процессе эксперимента создаются такие условия и объекты для преступных посягательств, при соприкосновении с которыми лицо, подозреваемое в совершении преступления, находится перед добровольным выбором совершения тех или иных деяний.

Рассмотрим содержание отдельных оперативно-розыскных мероприятий.

Опрос — самостоятельное оперативно-розыскное мероприятие, проводимое в любом месте и в любой обстановке в форме беседы оперативного работника с гражданином. Допустимо проведение опроса по поручению оперативного работника другим лицом, оказывающим содействие в проведении ОРД. При этом в соответствии со ст. 2 ФЗ об ОРД могут применяться открыто или с соблюдением конспирации технические средства, не наносящие ущерба жизни и здоровью людей и не причиняющие вреда окружающей среде. В ходе опроса интересующие оперативного сотрудника вопросы могут задаваться «в открытую» или зашифровано. Возможно также использование специальных приемов выведывания, но в любом случае участие в беседе опрашиваемого гражданина может быть только добровольным. Результаты беседы могут фиксироваться в рапорте и (или) справке, составляемых оперативным работником после беседы, к ним могут прилагаться аудиопленка с записью разговора, даваемые опрашиваемым объяснения, которые, однако, уголовно-процессуальных последствий не несут[29].


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Оперативно-розыскная деятельность: совершенствование форм вхождения ее результатов в уголовный процесс"

Книги похожие на "Оперативно-розыскная деятельность: совершенствование форм вхождения ее результатов в уголовный процесс" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Нина Царева

Нина Царева - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Нина Царева - Оперативно-розыскная деятельность: совершенствование форм вхождения ее результатов в уголовный процесс"

Отзывы читателей о книге "Оперативно-розыскная деятельность: совершенствование форм вхождения ее результатов в уголовный процесс", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.