» » » » Ирина Шарова - Интенсивный курс русского языка


Авторские права

Ирина Шарова - Интенсивный курс русского языка

Здесь можно купить и скачать "Ирина Шарова - Интенсивный курс русского языка" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Языкознание, издательство Научная книга, год 2009. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Ирина Шарова - Интенсивный курс русского языка
Рейтинг:
Название:
Интенсивный курс русского языка
Издательство:
неизвестно
Год:
2009
ISBN:
нет данных
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Интенсивный курс русского языка"

Описание и краткое содержание "Интенсивный курс русского языка" читать бесплатно онлайн.



В пособии представлены наиболее трудные правила русской орфографии и пунктуации с комментариями и инструкциями, облегчающими их запоминание и применение. Анализируются типичные речевые ошибки. Цель авторов - помочь выпускникам школ и поступающим в вузы закрепить и усовершенствовать навыки правописания и подготовиться к Единому государственному экзамену и Всероссийскому тестированию по русскому языку.

 Пособие может быть использовано на уроках русского языка в средних школах и гимназиях, а также для самостоятельной подготовки к сочинению и тестированию.






3. Разделительный ь употребляется:

а) в корнях, суффиксах и окончаниях перед буквами е, ё, ю, я , и в русских и иноязычных словах: по-лисьи, интервью ;

б) в некоторых иноязычных словах перед о : бульон, шампиньон .

4. Буква ь пишется для обозначения мягкости согласных, кроме ч, ш :

а) в конце слова: конь, голубь ;

б) в середине слова перед твердыми согласными: косьба, дядька ;

в) в середине слова между мягкими согласными, если при изменении слова второй мягкий согласный становится твердым: зорьке – зорька;

г) для обозначения мягкости л : больной, сельдь .

Примечание . Буква ь не пишется между двумя буквами л : аллея, интеллект ; между согласными нн, нч, нщ, рч, рщ, чк, чн, шн : речка, здешний, ночной, банщик, мощный.

5. Буква ь употребляется в следующих грамматических формах:

а) им. п. и вин. п. существительных ж. р., заканчивающихся на шипящие звуки: ночь, рожь, тишь ;

б) тв. п.: детьми, людьми ;

в) в формах инфинитива: печь (пироги), петь; пов. накл.: сядь – сядьте ; в окончаниях 2-го лица: покупаешь, делаешь .

Исключение : форма пов. накл. от глагола лечь: ляг – лягте ;

г) числ. до сорока – в конце слов: шесть, одиннадцать и т. д., после сорока – в середине слов: семьдесят, семьсот ;

д) наречия, оканчивающиеся на шипящий звук: наотмашь, вскачь .

Исключения : уж, замуж, невтерпёж .

6. Буква ь не пишется:

а) в существительных род. п. мн. ч., заканчивающихся на – ня , и в производных от них с суффиксом – к -, если в им. п. ед. ч. сочетанию – ня предшествует согласный звук, Например: песня – песен, но няня – нянь .

Исключения : барышень, боярышень, деревень – деревенька, кухонь – кухонька;

б) в прил. с суффиксом – ск -, если они образованы от существительных, оканчивающихся на – ь , Например: тюменский (ср. Тюмень ), зверский (зверь ).

Примечание . Ь пишется в прилагательных: октябрьский, сентябрьский, ноябрьский, декабрьский, июньский, июльский, (день) – деньской .

Упражнение 1.

Перепишите предложения, вставьте пропущенные буквы

1. Мы купили на обед жаре…ые шампин…оны. 2. В нашем городе появились новые дет…ясли. 3. Новое ател…е так и не открылось. 4. Тогда к генералу решил под…ехать его ад…ютант. 5. Предо мной, раз…ят на части, мир во всей огромности. 6. В магазинах появился трех…язычный словарь. 7. Докладчик явно с…узил свою тему. 8. Раз…ярённый медведь бросался на реш…тку клетки.

9. На диком берегу Иртыша сидел мужик, об…ятый думой. 10. В чёрных суч…ях дерев обнаже…ых жёлтый зимний закат за окном.


Упражнение 2.

Объясните написание данных слов.

Съёмки, обед, подъехать, двуязычный, семья, волчий, двухъярусный, трёхэтажный, обязательство, субъект, буря, безъядерный, взъярённый, взявший, съедобный, бурьян, буря.


Упражнение 3.

Обратите внимание на предложенные приставки. Установите по «Школьному словообразовательному словарю» А. Н. Тихонова значение этих приставок. Образуйте слова с ними.

Поли-, ре-, экс-, анти-, би-, интер-, дис-, об-, транс-, пан-, дез-, гипер-, ин-.


Упражнение 4.

Запишите под диктовку слова. Проверьте, сколько ошибок вы допустили .

От…ехать, транс…европейский, под…езд, об…ятия, октябр…ский, об…ект, трет…й, трет…я, почтал…он, интер…ер, бар…ер, фел…етон, ин…екция, раздол…е, нян…ка, дет…ясли, руж…ё, нян…чить, свад…ба, сверх…естестве…ый, бе…етристика, прем…ера, фел…д…егерь.


5. Правописание приставок

5.1. Приставки на З- и С-

1. Приставки без-, воз-(вз-), из-, низ-, раз-, чрез-(через -) пишутся с буквой з перед гласными и звонкими согласными ( б, в, г, д, ж, з, л, м, н, р) и буквой с перед глухими согласными ( к, п, с, т, ф, х, ц, ч, ш, щ ): безлимитный – беспроигрышный, возразить – воспеть, извести – истратить, низложить – ниспослать, разделить – раскупить .

2. В приставках раз-(рас-)  – роз– (рос-) под ударением пишется о , без ударения – а ( раздать – розданный ).

3. Приставка с – пишется как перед глухими, так и перед звонкими согласными ( стереть – сделать ).

Упражнение 1.

Вставьте пропущенные буквы. Объясните свой выбор.

Во…жи, ра…жать, ра…купить…дуть, со…дать, ни…ший…дание, ро…пуск, ра…казывать, во…звание, бе…смертный…доровье…двоить, бе…онница.


Упражнение 2.

Перепишите предложения, вставляя пропущенные буквы.

1. Было слышно, как в…плеснула в реке рыба. (Пауст.) 2. В Ярославле в р…списи на фресках изображены…дания высотой в шесть этажей. 3. Ты нера…цветший колос подняла (Рыл.). 4. Бросив взгляд и…подлбья на Лаврецкого, она удалилась. (Т.) 5…десь миг озвучен тишиной, бе…молвной, гулкой ра…ыпной. (Цыб.) 6. Девицы, красавицы, душеньки, подруженьки, р…зыграйтесь, девицы, р…згуляйтесь, милые! (П.). 7. Меня поразила бе…вкусица обстановки. (Ч.) 8. С ра…ветом глас ра…дается мой, на славу иль на смерть зовущий! (Рыл.).


Упражнение 3.

От предложенных слов образуйте новые с указанными приставками:

1) из– ис– (коверкать, жить, щипать, сохнуть);

2) раз– рас– (бить, спросить, звонить, сказать, вести).

5.2. Приставки ПРЕ – и ПРИ -

Правописание приставок пре - или при – зависит от того значения, которое они вносят в слово.

Приставка пре – имеет значения:

1) высшей степени проявления качества или действия: премилый (очень милый), преувеличить (сильно увеличить);

2) значение, близкое к значению приставки пере -: преломить (переломить).

Приставка при – имеет значения:

1) приближения, присоединения: приблизиться, прийти ;

2) нахождения вблизи чего-то: приусадебный, приозёрье ;

3) неполноты действия: приоткрыть, привстать ;

4) близкое к значению приставки до -: прикупить, прикармливать;

5) доведения действия до конца, до какого-то результата: притащить, приделать .

Следует запомнить написание близких по звучанию, но разных по значению слов: предать – придать, пребывать – прибывать, предел – придел, преемник – приёмник, презирать – призирать, претворить – притворить, преходящий – приходящий, приклонять – преклонять, приступить – преступить .

Написание заимствованных слов с начальными пре – и при – необходимо устанавливать по орфографическому словарю: претендент, преамбула, престиж, претензия, прецедент, препозиция, приоритет, привилегия, президиум, примадонна, примитив и т. д.


Упражнение 1.

Перепишите, вставьте пропущенные буквы.

Пр…горье, пр…подавть, (знаки) пр…пинания, пр…забавный, пр…ход, пр…неприятный, Пр…морье, пр…мьера, пр…одолеть, пр…емник, пр…красный, пр…брежный, пр…ёмник, пр…смыкаться, пр…словутый, пр…внесение, пр…тязания, пр…тендент, пр…митив, пр…вилегия, пр…урочить, пр…рваться.


Упражнение 2.

Объясните написание следующих приставок. Составьте со словами словосочетания

Претворить – притворить, предать – придать, превратный – привратник, преумножать – приумножить, презирать – призирать, преходящий – приходящий, приделать – предел, приёмник – преемник, приуменьшать – преуменьшать.


Упражнение 3.

Перепишите предложения. Вставьте пропущенные буквы и запятые

1. Она зап…рает дверь на ключ пр…саживается к большому письме…ому столу и пр…двигает денежный ящик (С.-Щ.). 2. Я начал его ра…прашивать об образе жизни на водах и о пр…мечательных лицах (Л.) 3. Пр…бывание казака в станице есть исключение из правила (Л. Т). 4. Пр…гвождена к позорному столбу славянской совести стари…ой (Цвет.) 5. Я пр…творился спящим но в самом деле заснул когда заснула моя мать (Акс.) 6. Рота солдат пр…граждала дорогу на площадь (М. Г.) 7. Путешественники ехали без всяких пр…ключений (Г.). 8. Вся окрес…ность мало-помалу изменяется и пр…нимает мрачный характер. (Л. Т.).


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Интенсивный курс русского языка"

Книги похожие на "Интенсивный курс русского языка" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Ирина Шарова

Ирина Шарова - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Ирина Шарова - Интенсивный курс русского языка"

Отзывы читателей о книге "Интенсивный курс русского языка", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.