» » » » Мортимер Уилер - Пламя над Персеполем


Авторские права

Мортимер Уилер - Пламя над Персеполем

Здесь можно скачать бесплатно "Мортимер Уилер - Пламя над Персеполем" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Научпоп, издательство Наука, Главная редакция восточной литературы, год 1972. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Мортимер Уилер - Пламя над Персеполем
Рейтинг:
Название:
Пламя над Персеполем
Издательство:
Наука, Главная редакция восточной литературы
Жанр:
Год:
1972
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Пламя над Персеполем"

Описание и краткое содержание "Пламя над Персеполем" читать бесплатно онлайн.



Автор книги, известный английский археолог, в живой и непринужденной форме рассказывает о последствиях похода Александра Македонского на Восток — переменах в ходе развития культуры и искусства.






10

Нельзя говорить только об оттеснении персидской культуры на Восток. Традиции местной, восточной культуры (в том числе и персидской) в эллинистическую эпоху продолжали существовать на всем пространстве Переднего Востока. Позднее, в эпоху существования Парфянского государства, они вновь выступают на первый план, но уже обогащенные контактом с эллинской культурой.

11

Вряд ли можно согласиться с данным утверждением М. Уилера. Причина различий между искусством ахеменидского Ирана и греческой классики заключается не в этносе, а в первую очередь в социальных условиях существования народов. Единодержавная, с сильным теократическим оттенком монархия Ахеменидов требовала от официального искусства иного, чем, например, демократические Афины. (См.: Б. В. Фармаковский, Художественный идеал демократических Афин, Пг., 1918.)

12

Бактрия занимала не только северные территории современного Афганистана, но и правобережье реки Амударьи.

13

М. Уилер в данном случае весьма упрощает историческую картину. Сравнение Александра Македонского с римлянами (в плане их градостроительной деятельности) — очень большая натяжка. При внешнем сходстве оба явления имели глубокие внутренние отличия. Утверждение, что районы, в которых Александр основывал города, были пустынны — дань застарелым предрассудкам. Достаточно прочитать описания военных действий Александра в Средней Азии у древних авторов, чтобы понять, что это были богатые области, с большим числом населенных пунктов. Работами советских археологов и историков выяснено, в частности, что по крайней мере со второй четверти I тысячелетия до н. э. южная часть Средней Азии вступила в период классообразования, возникновения первых государственных образований и соответственно создания городской цивилизации (см. «Предисловие»). Строительство Александром новых городов имело своей целью не привнесение городской цивилизации в варварский мир, не знающий городов, а создание на обширных завоеванных территориях опорных пунктов новой власти.

14

Утверждение М. Уилера о том, что в государстве Ашоки греки сохранили свой общественный строй, ничем в настоящее время не подтверждается. Обнаружение греческих надписей (к тому же являющихся эдиктами индийского царя) может свидетельствовать только о наличии греческого населения, но не о том, что греческое население этого района было организовано в полисы. Точно так же очень смелым является его утверждение о том, что греческий общественный строй был самым совершенным. Полис как форма социальной организации античного общества — явление историческое, порожденное конкретными социальными, историческими, природными условиями. Считать его некоей абстрактной идеальной формой организации людей неисторично (подробнее о полисе как типе общественной организации см.: Р. Л. Утченко, Кризис и падение римской республики, М., 1965).

15

Относительно раскопок в Термезе см. «Предисловие».

16

Гипостиль, гипостильный зал — многоколонный зал. Встречается как в архитектуре древнего Ирана, так и в древнеегипетских храмах.

17

Агора в архаическое и классическое время обычно бывала не только торговой площадью, но и главным общественным центром города. Там проводились народные собрания, располагались важнейшие городские храмы, здания совета города, архива и т. п. В эллинистическое время в связи с ростом городов число таких площадей часто увеличивалось и они функционально обособлялись.

18

Теменос — священная земля, посвященная богу, храмовый участок (прим. верстальщика).

19

Пифия — жрица в храме Аполлона в Дельфах, через посредство которой божество давало свои прорицания. Оракул Аполлона в Дельфах — одно из наиболее популярных прорицалищ в древней Грецин.

20

Уже после выхода в свет книги М. Уилера виднейший из современных эпиграфистов Л. Робер опубликовал эти надписи (см.: L. Robert, De Delpes ȧ l’Oxus. Inscriptions grecques nouvells de la Bactriane, — «Academie des Inscriptions et Belles-Lettres», Comptesrendus, 1968) с подробным комментарием.

21

Дальнейшие раскопки на городище Ай-Ханум в целом подтвердили выводы М. Уилера о явном преобладании греческих черт в характере культуры города. Но вместе с тем некоторые открытия были очень неожиданными, ломающими все привычные схемы. Такой характер, в частности, носило открытие храма, построенного в соответствии не с греческими и не с местными, бактринскими, принципами, а согласно вавилонским обыкновениям. Все это заставляет думать, что процесс синкретизации культур на эллинистическом Востоке имел более сложный характер, чем это можно было предполагать раньше.

22

Предположение о родстве Евкратида с селевкидским царем Антиохом IV — не более чем домысел, не подкрепленный реальными фактами.

23

Л. Робер (см. выше, прим. к стр. 58) показал, что надпись на основании шрифта может быть датирована только III в. до н. э.

24

Истории города Таксилы посвящена небольшая, но чрезвычайно полезная книга Г. Ф. Ильина (см.: Г. Ф. Ильин, Древний индийский город Таксила, М., 1958).

25

Совершенно неосновательное заключение. Регулярная планировка греческих городов, хотя и возникла довольно рано (по некоторым предположениям, в VI в. до н. э.), широкое распространение получила только в эллинистическую эпоху. Важнейшие и крупнейшие древние греческие города IV в. до н. э., в частности Афины, не имели регулярной планировки.

26

Сикль — в государстве Ахеменидов серебряная монета весом 5,6 г. Один золотой дарик равнялся 20 сиклям.

27

Скифы — здесь имеются в виду среднеазиатские кочевники, которые примерно в 140–130 гг. до н. э. разгромили Греко-бактрийское царство и постепенно проникли на юг — вплоть до Индии. Позднее разрозненные владения их объединились в единое могущественное Кушанское царство.

Парфяне — народ, населявший в древности южную часть Туркменской ССР и северную часть Ирана. Около середины III в. до н. э. освободились от власти Селевкидов и создали самостоятельное государство. В течение II–I вв. до н. э. распространили свою власть на обширнейшие территории от Евфрата до Индии. На территории современного Пакистана находилось так называемое Индо-парфянское царство, история которого почти совершенно неизвестна. Представление о культуре парфян как культуре подражательной, а о парфянах как народе, не способном к самостоятельному художественному творчеству, выдвинутое в прошлом веке М. Дьелафуа и затем активно поддерживаемое Э. Герцфельдом, отброшено и в западной науке со времен раскопок в Дура-Европосе и обобщивших их работ М. Ростоваева (см.: M. Rostovtzeff, Dura-Europos and its art, Oxford, 1938). О парфянской культуре см.: Г. А. Кошеленко, Культура Парфии, М., 1960.

28

Юечжи — китайское название тех «скифских» народов, о которых говорилось выше (см. прим. к стр. 82).

29

Наос — центральная часть храма греческого типа, именно в ней находилась культовая статуя.

Пронаос — передняя часть храма греческого типа, обычно имевшая вид неглубокого открытого наружу помещения перед наосом.

30

Опистодомос — помещение, аналогичное пронаосу, пристроенное с задней стороны к наосу.

31

Ант (анта) — выступ продольной стены храма греческого или римского типа, обработанный обычно в виде пилястра.

32

Архитрав — нижняя (конструктивная) часть балочного перекрытия пролетов между колоннами.

33

Силен, сатир — персонажи греческих мифов дионисийского круга.

34

Гарпократ — греко-египетское божество. Изображался в виде мальчика или юноши, поднесшего палец к губам.

35

Путти (от итальянского Рutti, единственное число рuttо — букв. «младенец») — изображение мальчиков (часто крылатых), излюбленный мотив в искусстве Возрождения и последующих веков. Восходит к античным изображениям Эротов.

Здесь мы видим пример терминологической инверсии — использование терминологии эпохи Возрождения для обозначения именно тех сюжетов античного искусства, которые служили прообразами для сюжетов Возрождения.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Пламя над Персеполем"

Книги похожие на "Пламя над Персеполем" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Мортимер Уилер

Мортимер Уилер - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Мортимер Уилер - Пламя над Персеполем"

Отзывы читателей о книге "Пламя над Персеполем", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.