» » » » Коллектив авторов - Александр II – царь-Освободитель. 1855–1881 гг.


Авторские права

Коллектив авторов - Александр II – царь-Освободитель. 1855–1881 гг.

Здесь можно купить и скачать " Коллектив авторов - Александр II – царь-Освободитель. 1855–1881 гг." в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Биографии и Мемуары, издательство Литагент «Олма Медиа»aee13cb7-fc46-11e3-871d-0025905a0812, год 2010. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
 Коллектив авторов - Александр II – царь-Освободитель. 1855–1881 гг.
Рейтинг:
Название:
Александр II – царь-Освободитель. 1855–1881 гг.
Издательство:
неизвестно
Год:
2010
ISBN:
978-5-373-03438-8
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Александр II – царь-Освободитель. 1855–1881 гг."

Описание и краткое содержание "Александр II – царь-Освободитель. 1855–1881 гг." читать бесплатно онлайн.



Книга «Александр II – царь-Освободитель. 1855–1881 гг.» продолжает серию «Россия – путь сквозь века». В ней рассказывается о событиях, происходивших в Российской империи во времена царствования царя-Освободителя Александра II.

Важнейшим моментом этого периода является отмена векового крепостного права. Были проведены и другие заметные реформы, изменившие жизнь страны. Однако судьба самого царя-реформатора оказалась трагической: он погиб от рук террориста.

Авторами тематических статей выступают ученые Института всеобщей истории РАН. В книге приведены также отрывки из лекций по русской истории известного русского ученого 19 века В. О. Ключевского.






Число гласных от землевладельцев, в основном помещиков-дворян, почти везде превышало квоту сельских обществ, хотя в губерниях Европейской России, где вводились земства, крестьяне составляли более 80 % населения, а дворяне – менее 1 %. Председателями уездного, а также губернского (если монарх не назначал «особое лицо») земских собраний становились соответственно уездный и губернский предводители дворянства.

Земские учреждения действовали в 34 великорусских губерниях. Они отсутствовали в регионах, в которых не было или почти не было дворянского землевладения – в Сибири, на Севере, в южном Поволжье, на Урале, а также на национальных окраинах – в Остзейском крае, Польше, Литве, западнорусских губерниях, на Кавказе, в Средней Азии и Казахстане.

Введение земских учреждений началось через год после утверждения закона. Было избрано 11,5 тыс. гласных, из которых половину составили землевладельцы, в основном дворяне.

Материальные возможности земств были весьма скромными. Доходная часть земского бюджета состояла главным образом из поземельных сборов. Этих средств недоставало для удовлетворения даже минимальных потребностей. Увеличение земских сборов было обременительным для народа, а правительственных субсидий на содержание земств почти не поступало. Поэтому большую роль в земских делах играли частная инициатива, благотворительность, меценатство и т. и.

Но и при постоянной нехватке денежных средств земства успешно решали сложнейшие задачи. Они обзавелись значительным штатом служащих – врачей, учителей, агрономов, статистиков, техников, страховых агентов и других специалистов. Земские работники и их семьи образовали слой разночинной русской интеллигенции. К нач. 20 в. их число возросло до 85 тыс. человек. Земские врачи и фельдшеры улучшили медицинское и ветеринарное обслуживание, санитарные условия в провинции. Вошли в практику прививки от оспы, были предотвращены опасные эпидемии, смертность среди крестьян снизилась на четверть. Земские учителя, престиж которых был очень высок, обучали крестьянских детей грамоте. В кон. 1870-х гг. насчитывалось 12 тыс. земских школ, а к 1914 г, – 28 тыс. За это же время земства подготовили на свои средства 45 тыс. учителей. Земские школы на селе стали лучшими в стране начальными учебными заведениями. В них получили образование 2 млн детей.

Агрономы заботились о повышении плодородия почв, вводили технические новшества. Создавалась система мелкого сельскохозяйственного кредита, развивалось страховое дело. При поддержке земств ширилось строительство местных железных и шоссейных дорог. Лучшей в мире была земская статистика, положившая начало современной социологии. В работе земств участвовали многие видные литераторы, мыслители и ученые – писатели Л. Н. Толстой и А. П. Чехов, И. С. Аксаков, Ю. Ф. Самарин, В. А. Черкасский, А. И. Кошелев, А. А. Киреев, Б. Н. Чичерин, С. А. Муромцев и др.

В 1890 г. был издан новый закон о земстве. По нему усиливался контроль над земской деятельностью со стороны губернских властей. Курия землевладельцев стала полностью дворянской. Резко сокращалось число представителей от городов. Крестьяне лишились права самостоятельно избирать гласных. Крестьянских гласных утверждал губернатор из числа лиц, избранных волостными сходами. Власти получили право утверждать в должности не только председателей, но и членов земских управ. В случае необходимости после выборов министр внутренних дел мог продлить истекшие полномочия прежнего состава земского собрания или самостоятельно назначить председателя и членов земской управы. Они причислялись к категории государственных служащих. Общее число гласных уменьшилось незначительно, а избирателей – более чем в 2 раза. Но закон 1890 г. не принес заметных перемен в деятельности земств.

В 1900–1903 гг., столкнувшись с нараставшей оппозицией земств, власти ограничили их компетенцию, сместили наиболее популярных деятелей. Но начиная с 1905 г. права земства вновь расширяются. 5 октября 1905 г. крестьянам было возвращено право самим избирать гласных. В 1911 г. земские учреждения вводятся в 6-ти западных губерниях России.

Большинство либеральных земских деятелей влилось в ряды кадетской и октябристской партий. В годы Первой мировой войны земские деятели объединялись в Земский союз, Земгор и другие оппозиционные правительству общественные организации. Они фактически формировали на местах собственный аппарат управления. Председатель Земского союза князь Г. Е. Львов в марте – июне 1917 г. был главой Временного правительства.

С декабря 1917 г. по июнь 1918 г. земства были распущены по решению местных органов Советской власти. Вс. В.

АРМИЯ. После поражения в Крымской войне стало очевидно, что в армии России необходимы перемены, нужна новая военная техника. Реформы были проведены в 1860-1870-х гг. Их подготовкой руководил военный министр России Д. А. Милютин. Александр II одобрил его предложения в январе 1862 г., но только через 12 лет, 1 января 1874 г., был принят устав о воинской повинности, заменивший рекрутскую систему. Так произошел переход от профессиональной к массовой армии, ведь длинная, фактически пожизненная служба снижала боеспособность солдат. Воинскую повинность теперь отбывали лица мужского пола, старше 21 года независимо от сословной принадлежности. Срок действительной службы в сухопутных войсках определялся в 6 лет, на флоте – в 7 лет, после чего солдат зачислялся в запас на 9 лет, а матрос – на 3 года. Воинская повинность давала возможность во время войны быстро увеличить число солдат, а в мирное время свести к минимуму затраты на армию. Но воинская повинность не была всеобщей. От нее освобождалось духовенство и коренное население некоторых местностей Кавказа, Средней Азии, Финляндии. Для людей с высшим и специальным образованием были льготы.

Несколько раньше, в 1864 г., территория империи была разделена на 15 военных округов. Благодаря этому улучшилось управление войсками.

Изменилась и система подготовки офицерских кадров. В 1863–1866 гг. 12 кадетских корпусов были преобразованы в военные гимназии. Воспитателей из отставных офицеров заменили гражданскими преподавателями. Воспитанников перестали муштровать, заметно расширился круг изучаемых дисциплин. Но в военные гимназии проникли революционные идеи, и в 1882 г. правительство преобразовало военные гимназии опять в кадетские корпуса.

Для подготовки младших офицеров армии были созданы юнкерские училища. В них учились 2 года. К 1874 г. в стране было 16 юнкерских училищ. В 1890-х гг. началось преобразование этих специальных учебных заведений в военные училища, завершившееся в 1910 г. Появились и военные академии, но число их выпускников было незначительным.

В армии появились современные образцы нарезного стрелкового и артиллерийского оружия. Русско-турецкая война 1877–1878 гг. показала действенность новой военной системы и образцов оружия.

На вооружении русской армии были винтовки Карле, Крика и более совершенная винтовка системы Бердана. Ее новый образец был доработан американским конструктором, полковником X. Берданом вместе с русскими военными инженерами – А. П. Горловым и К. И. Гуниусом.

В 1891 г. русский конструктор С. И. Мосин изобрел винтовку, которая оказалась настолько удачной, что состояла на вооружении больше 60 лет. Винтовка снабжалась пятизарядным магазином и трехгранным штыком, калибр ствола – 7,62 мм.

В 1860 г. по чертежам полковника П. М. Обухова в Златоусте отлили первую в мире стальную нарезную пушку. В 1862 г. ее представили на Всемирной выставке в Лондоне. Пушка Обухова выдержала без повреждений более 4000 выстрелов и была отмечена золотой медалью.

В 1874 г. русский инженер-конструктор В. С. Барановский изготовил скорострельную пушку с поршневым затвором, противооткатным приспособлением и оптическим прицелом. Скорострельность 2,5-дюймовой пушки Барановского достигала 10 выстрелов в минуту – т. е. стреляла в 5 раз быстрее обычных орудий. К сожалению, новая техника внедрялась плохо.

К 1900 г. вооруженные силы Российской империи насчитывали более миллиона (1 080 000) человек на действительной службе и более 3 млн человек в запасе. На вооружении русских солдат находились лучшие по тому времени магазинная 5-зарядная трехлинейная винтовка С. И. Мосина образца 1891 г. и 76-мм полевая пушка образца 1900/ 1902 гг. Однако в системе воспитания войск преобладала ошибочная установка М. И. Драгомирова на решающую роль в боях силы смелости, решительности солдат. Драгомиров, военный теоретик и педагог, недооценивал роль военной техники, что было чревато большими потерями в будущих мировых войнах 20 в. В.В.

ВОЕННО-МОРСКОЙ ФЛОТ. Без современного флота Россия не могла превратиться в великую державу. «Всякий потентат (властитель), который едино войско сухопутное имеет, одну руку имеет, а который и флот имеет, обе руки имеет», – писал Петр I. Военно-морской флот был олицетворением не только военной мощи государства, но и высокого уровня развития экономики, техники и науки того времени.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Александр II – царь-Освободитель. 1855–1881 гг."

Книги похожие на "Александр II – царь-Освободитель. 1855–1881 гг." читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Коллектив авторов

Коллектив авторов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о " Коллектив авторов - Александр II – царь-Освободитель. 1855–1881 гг."

Отзывы читателей о книге "Александр II – царь-Освободитель. 1855–1881 гг.", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.