» » » » Коллектив авторов - Александр II – царь-Освободитель. 1855–1881 гг.


Авторские права

Коллектив авторов - Александр II – царь-Освободитель. 1855–1881 гг.

Здесь можно купить и скачать " Коллектив авторов - Александр II – царь-Освободитель. 1855–1881 гг." в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Биографии и Мемуары, издательство Литагент «Олма Медиа»aee13cb7-fc46-11e3-871d-0025905a0812, год 2010. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
 Коллектив авторов - Александр II – царь-Освободитель. 1855–1881 гг.
Рейтинг:
Название:
Александр II – царь-Освободитель. 1855–1881 гг.
Издательство:
неизвестно
Год:
2010
ISBN:
978-5-373-03438-8
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Александр II – царь-Освободитель. 1855–1881 гг."

Описание и краткое содержание "Александр II – царь-Освободитель. 1855–1881 гг." читать бесплатно онлайн.



Книга «Александр II – царь-Освободитель. 1855–1881 гг.» продолжает серию «Россия – путь сквозь века». В ней рассказывается о событиях, происходивших в Российской империи во времена царствования царя-Освободителя Александра II.

Важнейшим моментом этого периода является отмена векового крепостного права. Были проведены и другие заметные реформы, изменившие жизнь страны. Однако судьба самого царя-реформатора оказалась трагической: он погиб от рук террориста.

Авторами тематических статей выступают ученые Института всеобщей истории РАН. В книге приведены также отрывки из лекций по русской истории известного русского ученого 19 века В. О. Ключевского.






ВОЕННО-МОРСКОЙ ФЛОТ. Без современного флота Россия не могла превратиться в великую державу. «Всякий потентат (властитель), который едино войско сухопутное имеет, одну руку имеет, а который и флот имеет, обе руки имеет», – писал Петр I. Военно-морской флот был олицетворением не только военной мощи государства, но и высокого уровня развития экономики, техники и науки того времени.

Еще в кон. 17 в. стараниями Петра в России была создана Азовская флотилия. Превращение России в морскую державу произошло во время Северной войны 1700–1721 гг., когда появился Балтийский флот.

После Прутского похода 1711 г. Россия лишилась и Азовской флотилии, и всех крепостей на Азовском море. Но Персидский поход 1722–1723 гг. потребовал создания Каспийской флотилии. После русско-турецкой войны 1768–1774 гг., когда был завоеван выход к Черному морю, создан Черноморский флот.

В 18 в. военно-морские силы состояли из парусного флота, действовавшего в открытом море, и гребного флота для десантных операций в прибрежной зоне. Основу парусного флота составляли линейные корабли с вооружением от 50 до 100 пушек. Пушки устанавливали вдоль бортов и их стволы выставляли наружу через специальные отверстия. В сражении корабли выстраивались в линию против такой же боевой линии противника и обрушивали на него огонь бортовых орудий, иногда сходились на абордаж Тогда крючьями притягивали борт вражеского корабля, высаживались на него и брали в плен или уничтожали его команду. Фрегаты с 25–50 пушками были меньше, чем линейные корабли, но более маневренные, они действовали самостоятельно. Бомбардирские корабли боролись с береговыми батареями. Для разведки и связи служили пакетботы, позднее замененные бригами.

Парусно-гребной флот состоял из галер, шняв, прем, бригантин, дубель-шлюпок. Но больше были распространены скампавеи (полугалеры) с 18 парами весел и 3–5 пушками для стрельбы по береговым укреплениям. В кон. 18 в. им на смену пришли гребные канонерские лодки с более мощным вооружением, заимствованные у шведов.

На парусном российском флоте во 2-й пол. 18 – 1-й пол. 19 вв. прославились адмиралы Г. А. Спиридов, Ф. Ф. Ушаков, Д. Н. Сенявин, Н. М. Лазарев. В. А. Корнилов, П. С. Нахимов. Они разработали новую стратегию и тактику морской войны.

В правление Николая I явственно обнаружилась техническая отсталость флота России по сравнению с флотами западных стран. В то время в странах Западной Европы появился паровой флот. Первый русский пароход «Елизавета» был построен в Петербурге еще в 1815 г., но к сер. 19 в. в военном флоте из 462 кораблей было всего 16 паровых – колесных пароходо-фрегатов со слабым вооружением (до 14 пушек на корабле). Построенный в 1848 г. винтовой фрегат «Архимед» с 48 пушками потерпел кораблекрушение через два года.

В Крымскую войну 1853–1856 гг. русские парусники и пароходо-фрегаты не могли противостоять 100-пушечным винтовым пароходам противника. Чтобы не пропустить их в бухту Севастополя, пришлось затопить корабли Черноморского флота. Правда, русские впервые применили такое новое оружие, как морские мины. После поражения в Крымской войне Черноморский флот, по условиям Парижского мира, был ликвидирован, а Балтийский пришлось строить заново.

Во 2-й пол. 19 в. флот в России условно делился на крейсерский и силы береговой обороны (мониторный флот). Мониторы – малые бронированные суда, на палубе которых не было ничего, кроме вращающейся орудийной башни. Они могли плавать только в прибрежной зоне. Крейсерский флот действовал на океанских просторах с целью парализовать морскую торговлю стран-соперников. Крейсеры в 1863–1881 гг. имели полную парусную оснастку в дополнение к паровой машине и лишь узкий пояс брони. В плавании их сопровождали быстроходные парусники-клипперы.

В 1857–1863 гг. в России стали строить деревянные пароходы, но в иностранных флотах уже появились броненосцы. В 1861 г. было построено первое русское броненосное судно – канонерская лодка «Опыт». В Великобритании для российского флота заказали броненосную батарею «Первенец». В 1877 г. на воду спустили первый русский броненосец «Петр Великий», сочетавший мощную броню и вооружение (по две 12-дюймовые пушки в двух башнях) с хорошей мореходностью, но создать большой броненосный флот Россия тогда не смогла. К тому же оказалось, что одними эскадрами броненосцев, даже вооруженных мощной артиллерией, войны на море не выиграть. Многочасовые бои броненосцев заканчивались почти безрезультатно – корабли наносили друг другу лишь незначительные повреждения.

Выход был найден: появились более быстроходные и маневренные корабли, вооруженные минами. Минные катера успешно сражались в русско-турецкую войну 1877–1878 гг. Мины крепили на конце длинного шеста, и они взрывались при соприкосновении с вражеским судном. В конце этой войны появились быстроходные мины-торпеды – изобретение англичан. Первый миноносец «Взрыв» появился в России в 1878 г.

В развитии минного флота Россия опередила другие державы. В 1874 г. был построен первый в мире минный заградитель «Гальванер». Минные заградители минировали большие участки моря. Делались попытки создания подводного флота. В 1879–1881 гг. построено 50 малых подводных лодок для обороны Кронштадта и Севастополя, но субмарины не могли выходить в открытое море и оказались неэффективными.

В 1881 г. Россия приступила к строительству мореходного броненосного флота. Его основу составили эскадренные броненосцы (по образцу «Петра Великого»), способные совершать дальние походы и предназначенные для боя с вражескими эскадрами. Броненосные и легкие крейсеры могли действовать как в общем боевом строю, так и самостоятельно. Был создан мореходный минный флот из минных крейсеров, позднее замененных эскадренными миноносцами (эсминцами). Сохранился и оборонительный флот. Его составляли небольшие броненосцы береговой обороны, канонерские лодки, минные заградители и миноносцы.

Стратегию и тактику боевых действий броненосного и минного флота разработал

С. О. Макаров. Он рассматривал минные крейсеры как наступательное оружие. Был возрожден мощный Черноморский флот, сильная русская эскадра находилась на Дальнем Востоке. К кон. 19 в. военно-морской флот России (107 кораблей) стоял на третьем месте в мире, уступая только английскому (355 кораблей) и французскому (204 корабля). Д. Н.

ЧИНЫ И ЗВАНИЯ. Чины в России были установлены Табелью о рангах, которая в 17–19 вв. неоднократно менялась: одни чины исключались, другие добавлялись, третьи перемещались из одного класса в другой.

Поступивший на государственную службу должен был пройти чины, начиная с низшего. Для производства из одного чина в другой необходимо было прослужить в нем определенное количество лет. Этот срок мог сокращаться за особые заслуги, для людей с высшим образованием и по другими причинам. Высшие чины можно было получить только по воле императора. Потомственные дворяне обычно легче и быстрее продвигались в чинах, чем выходцы из других сословий. Чиновники определенного класса вначале должны были занимать соответствующие должности. Со временем их число так возросло, что должностей на всех не хватало, и чины перестали соответствовать должностям.

Другой проблемой стало то, что очень многие чиновники за свои заслуги получали дворянство, и в сер. 19 в. был повышен класс, достижение которого давало потомственное дворянство (с 1856 г. по гражданской службе 4-й, по военной 6-й класс по Табели о рангах). Однако эти меры мало помогли. Во 2-й пол. 19 – нач. 20 вв. несколько раз ставился вопрос об отмене чинов, поскольку они стали главной целью для многих чиновников, но они были отменены только в 1917 г.

Каждому чину соответствовало определенное обращение. В кон. 17 в. существовало обращение «Ваше высокопревосходительство» для чинов 1-го и 2-го классов, «Ваше превосходительство» для 3-го и 4-го, «Ваше высокородие» для 5-го, «Ваше высокоблагородие» для 6-8-го, «Ваше благородие» для 9-14-го классов.

Особенность военных чинов состояла в том, что число офицеров было ограничено и для производства в следующий чин требовались не только выслуга лет, но и наличие вакансии. Продвижение в военных чинах шло медленнее, чем в гражданских. Военная служба считалась самой почетной. В кон. 18 в. к офицерским были приравнены казачьи войсковые чины. Генералы, адмиралы, офицеры, отличившиеся по службе и пользовавшиеся личным доверием императора, с нач. 19 в. составляли его Свиту и имели свитские звания (Свиты Его Императорского Величества генерал-майор, Свиты Его Императорского Величества контр-адмирал, флигель-адъютант, генерал-адъютант и др.). В обязанности чинов Свиты входило исполнение личных поручений императора, дежурство по дворцу и др.

Назначение на гражданские должности определялось старшинством чинов, а при их равенстве преимущество имел тот, кто раньше в него произведен. В нач. 19 в. были повышены требования к получению гражданского чина. Начиная с 8-го класса нужно было иметь высшее образование или сдать особый экзамен. В гражданской службе существовало несколько званий: статс-секретарь, член Государственного совета, сенатор, почетный опекун. Они не соответствовали определенному чину и происходили от также называвшихся должностей. Во 2-й пол. 18 в. статс-секретарь – доверенное лицо, выполнявшее личные поручения императрицы, с сер. 19 в. – почетное звание, которое лично император жаловал крупным сановникам гражданского ведомства и не связанное с какими-либо обязанностями. Их привилегией считалось право личного доклада императору и объявления его повелений. Член Государственного совета – и должность, и звание. В последнем случае человек находился на другой, основной должности. С кон. 18 в. существовала и должность сенатора, т. е. члена Сената, приравненная к 3-му классу (до того момента сенатор – только звание). Звание сенатора считалось ниже, чем члена Государственного совета. К нему приравнивалось звание опекуна (почетного опекуна), возникшее в 1798 г. для награждения членов опекунских советов – органов управления благотворительными учреждениями. Его давали также за крупные пожертвования.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Александр II – царь-Освободитель. 1855–1881 гг."

Книги похожие на "Александр II – царь-Освободитель. 1855–1881 гг." читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Коллектив авторов

Коллектив авторов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о " Коллектив авторов - Александр II – царь-Освободитель. 1855–1881 гг."

Отзывы читателей о книге "Александр II – царь-Освободитель. 1855–1881 гг.", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.