» » » » Алексей Чичкин - Друзья и враги за Кавказским хребтом


Авторские права

Алексей Чичкин - Друзья и враги за Кавказским хребтом

Здесь можно скачать бесплатно "Алексей Чичкин - Друзья и враги за Кавказским хребтом" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство Вече, год 2013. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Алексей Чичкин - Друзья и враги за Кавказским хребтом
Рейтинг:
Название:
Друзья и враги за Кавказским хребтом
Издательство:
Вече
Жанр:
Год:
2013
ISBN:
978-5-4444-0737-0
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Друзья и враги за Кавказским хребтом"

Описание и краткое содержание "Друзья и враги за Кавказским хребтом" читать бесплатно онлайн.



В предлагаемой читателю книге впервые рассматриваются неизвестные широкой общественности аспекты взаимоотношений Российской империи с народами и политическими кругами Закавказья и ее политики в этом регионе в ходе присоединения его к России. Показаны также важные тенденции развития ситуации в Российском Закавказье в XIX — середине XX в., предопределившие центробежные процессы внутри этого региона.

Автором документально опровергаются различные антироссийские и антисоветские клише, которыми время от времени пользуются для пополнения своего политического капитала некоторые зарубежные деятели, эксперты и СМИ современных закавказских стран.






Наместник согласился на их просьбы и предоставил «месяц сроку для того, чтобы они могли приготовиться к переселению и выйти на берег со своими семействами <…> Что по истечении месяца со всеми, кто не исполнит этого требования, будет поступлено, как с военнопленными, для чего и будут к тому времени присланы новые войска».

Но еще 1 апреля 1864-го в сочинский лагерь прибыла делегация старшин общества «Ахчипсу» с верховьев Мзымты, которая принесла свою покорность российскому престолу, хотя русские войска были еще далеки от их аулов. Кавказская война практически была закончена, но колонны русских войск продолжали движение в намеченных направлениях{8}.

Затем в ходе кровопролитных стычек с войсками России покорились аигбинцы и ахчипсувцы (проживавшие, в основном, к югу и востоку от Красной Поляны). Хотя сопротивление отдельных групп горцев продолжалось в горных районах до 1871 года включительно.

А через 128 лет, 21 октября 1989 г. в Анкаре впервые открылась «Неделя северокавказской культуры». Ее организатором стало турецкое «Кавказское культурное общество», основанное в Турции в 1961 г. В форуме приняли участие делегации адыго-черкесских общин из различных регионов самой Турции, Сирии, Иордании, ФРГ, США, Египта и, что особенно важно, впервые — адыго-черкесские делегации из СССР.

Как отмечает черкесский историк Андзор Кабард, «в Турции вопросы, связанные с черкесским языком, с его постепенной утратой, стали основными. Но история, прежде всего вопросы признания геноцида черкесов, и репатриация на Западный Кавказ, т.е. в историческую провинцию Черкесия, являются важнейшими темами в черкесской общине любой страны.

Таким образом, 21 октября 1989 г. можно считать датой рождения великой черкесской надежды и началом процесса структуризации всемирного черкесского национального движения, вектор которого неизменно направлен домой, в “Адыгэ Хэкуж” (“Черкесская Отчизна”). Даже если для большинства черкесов это уже просто идея, так как их жизнь протекает в совсем других местах. Но для воплощения мечты в жизнь нужен был инструмент, и такой инструмент был вскорости создан».

Речь идет о I Международном совещании адыго-черкесских общин, состоявшемся 5 мая 1990 г. в голландском городе Ден-Алердике. В ходе этого форума было принято решение создать всемирную национальную черкесскую организацию. В тот период черкесы проживали в 45 странах, в семи из которых они составляли крупные общины: до двух миллионов человек в Турции, примерно 600 тыс. в СССР, но 30—50 тысяч в Сирии, Иордании, ФРГ, Ираке, Ливии, Египте, Иране, Иордании, Израиле. Оргкомитет конгресса возглавил голландский черкес (эмигрант из Сирии) Фатхи Раджаб.

А 19 мая 1991 г. в столице Кабардино-Балкарии Нальчике открылся I Всемирный черкесский конгресс. В Нальчик прибыли черкесские делегации из Турции, Сирии, Иордании, Германии, США, Югославии, Ливана, Израиля; делегации черкесских организаций Краснодарского и Ставропольского краев; Москвы. И даже правительственные делегации Адыгеи (причем во главе с тогдашним руководителем республики Асланом Джаримовым), Кабардино-Балкарии (во главе с руководителем республики в тот период Валерием Коковым), Карачаево-Черкесии. Прибыла также абхазская делегация, представлявшая родственный черкесам народ.

Нальчикский конгресс учредил «Всемирную черкесскую ассоциацию» (ВЧА), в 1994-м переименованную в «Международную черкесскую ассоциацию» (МЧА). Ее президентом был избран председатель Конгресса кабардинского народа (ККН) Юрий Калмыков.

Конгресс выступил за квалификацию черкесского народа в статусе «народа-изгнанника» и за содействие репатриации черкесов на Западный Кавказ из других стран с предоставлением репатриантам советского или российского гражданства; за введение единого официального этнонима «черкес» вместо трех административных, использовавшихся в СССР («адыгеец», «кабардинец» и «черкес»), разделяющих единый народ. Также было выдвинуто требование восстановить упраздненный 24 мая 1945 г. Черкесский Шапсугский автономный нацокруг (ныне — Лазаревский район г. Сочи) в Краснодарском крае, существовавший с 1924 г. Этот форум продолжал свою работу до 21 мая 1991 г. включительно.

Власти Адыгеи и Кабардино-Балкарии, начиная с 1992 г., приняли различные госпрограммы по поддержке репатриации, и она продолжается. Благодаря наделению российских посольств в 1992—1994 гг. правом предоставлять российское гражданство потомкам эмигрантов с территории России уже многие тысячи черкесов вернулись на свою прежнюю Родину.

Любопытный в этой связи факт. В 1993 г. жители черкесского анклава в Косово, отказавшиеся поддержать албанцев в кровавом конфликте с сербами, оказались в зоне боевых действий. Это вынудило их обратиться к Адыгее с просьбой о репатриации, президент которой (Аслан Джаримов) поддержал этот проект перед федеральными властями. Косовская инициатива отнюдь не сразу встретила понимание и одобрение Москвы. Наконец, в ноябре 1995 г. были начаты конкретные консультации по репатриации косовских черкесов в Адыгею. И только 3 июля 1998 г. правительственным постановлением за подписью Председателя Правительства РФ Сергея Кириенко 180 косовских черкесов получили приглашение домой. Переселение было осуществлено при беспрецедентной поддержке российских властей, широко освещаясь центральной прессой в РФ.

Как полагает Андзор Кабард, «репатриация черкесов на Западный Кавказ в масштабах нескольких сотен тысяч человек вряд mi возможна в обозримой перспективе. А вот в масштабах нескольких десятков тысяч человек за 10—15 лет — вполне реальна». Если же в более широком контексте, «будущее черкесского национального движения во многом зависит от ситуации в Турции, где с середины 1860-х годов проживает основная масса черкесского народа и откуда может пойти основной ноток репатриантов. Но в случае продолжения демократизации и евроинтеграции Турции в ней неизбежен рост черкесского национализма, который также неизбежно отразится на российских черкесских анклавах и Абхазии».

Но в 2000-х годах правила предоставления или восстановления российского гражданства были существенно усложнены. К примеру, в 2007 г. иорданские черкесы, готовясь к визиту Президента РФ Владимира Путина, подготовили меморандум, в котором в очередной раз обратились к российскому руководству с предложением упростить предоставление российского гражданства для черкесов, разрешить им приобретать недвижимость на родине и беспрепятственно инвестировать в ее экономику. Но сопровождавшие В. Путина президенты Адыгеи и Кабарды, Аслан Тхакушинов и Арсен Каноков, дали понять делегации иорданских черкесов, что обращаться к российскому руководству с таким предложением еще преждевременно.

Однако в 2010 г. ситуация снова резко изменилась в связи со вступлением в силу Федерального закона «О соотечественниках». В связи с этим правовым актом ожидается получение Республикой Адыгея (только ею, а не Карачаево-Черкесией и не Кабардино-Балкарией) статуса «территории вселения».

Между тем прогнозы упомянутого черкесского эксперта небезосновательны: 24 октября 1990 г в Нальчике впервые состоялась Всесоюзная научно-практическая конференция «Национально-освободительная борьба народов Северного Кавказа и проблемы мухаджирства», организованная Институтом истории СССР ЛН СССР, Северо-Кавказским научным центром высшей школы, Кабардино-Балкарским научно-исследовательским институтом истории, филологии и экономики и Кабардино-Балкарским госуниверситетом. В ее «Выводах и рекомендациях» впервые в СССР трагедии черкесского и других горских народов была дана такая оценка: геноцид и изгнание, осуществленные в рамках целенаправленной экспансионистской политики. А 7 февраля 1992 г. Верховный Совет Кабардино-Балкарии постановил «…считать массовое истребление и изгнание адыгов (черкесов) в ходе Русско-Кавказской войны актом геноцида» и обратился в Верховный Совет Российской Федерации с предложением «признать геноцид черкесов» и «предоставить черкесам статус народа-изгнанника». Позднее аналогичные решения были приняты Адыгеей в 1994 г. и Абхазией в 1997 г.

Все эти факторы и тенденции повлияли на официальную позицию руководства России: 21 мая 1994 г. Президент РФ Борис Ельцин подписал историческое обращение «К народам Кавказа» в связи со 130-летием официального завершения Кавказской войны. В этом документе Б. Ельцин дал такие, например, оценки тем событиям и вопросу репатриации: «…В настоящее время, когда Россия строит правовое государство и признает приоритет общечеловеческих ценностей, появляется возможность объективной трактовки событий Кавказской войны как мужественной борьбы народов Кавказа не только за выживание на своей родной земле, но и за сохранение самобытной культуры, лучших черт национального характера.

Проблемы, доставшиеся нам в наследство от Кавказской войны, в частности, возвращение потомков кавказских переселенцев на историческую родину, должны решаться на международном уровне путем переговоров с участием всех заинтересованных сторон».


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Друзья и враги за Кавказским хребтом"

Книги похожие на "Друзья и враги за Кавказским хребтом" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Алексей Чичкин

Алексей Чичкин - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Алексей Чичкин - Друзья и враги за Кавказским хребтом"

Отзывы читателей о книге "Друзья и враги за Кавказским хребтом", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.