» » » » Сергей Шокарев - Смутное время в Москве


Авторские права

Сергей Шокарев - Смутное время в Москве

Здесь можно скачать бесплатно "Сергей Шокарев - Смутное время в Москве" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Научпоп, издательство Вече, год 2013. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Сергей Шокарев - Смутное время в Москве
Рейтинг:
Название:
Смутное время в Москве
Издательство:
Вече
Жанр:
Год:
2013
ISBN:
978-5-4444-0428-7
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Смутное время в Москве"

Описание и краткое содержание "Смутное время в Москве" читать бесплатно онлайн.



Знак информационной продукции 16+

Книга посвящена событиям драматического периода русской истории начала XVII в., известного как Смутное время, или Смута (1604–1612 гг.). Во время Смуты гражданская война и иностранная интервенция коснулись большинства областей Российского государства, но главным центром противостояния была столица России — Москва. Не случайно современники этих событий именовали их «Московским разорением».

О многообразных трагических и героических событиях Смуты в Москве, подвигах и страданиях москвичей, борьбе за освобождение города от польско-литовских захватчиков и последующем возрождении страны и се столицы рассказывает эта книга. Издание рассчитано на широкий круг читателей, всех, кто интересуется историей Отечества, и в первую очередь на студентов и школьников.






В 1632 г. деревянный храм во имя Казанской иконы Божией Матери сгорел, и на его месте в 1635–1636 гг. подмастерьем каменных дел Обросимом Максимовым был выстроен каменный собор. На протяжении XVIII–XIX вв. он подвергся переделкам, исказившим первоначальный облик этого архитектурного сооружения. В 1923–1933 гг. под руководством выдающегося архитектора и реставратора Петра Дмитриевича Барановского (1892–1984) собор был отреставрирован. Но в 1936 г. храм снесли. Но так же, как и памятнику «Тысячелетию России», Казанскому собору суждено было возродиться. В 1990 г. началось его восстановление по чертежам и обмерам, сделанным П. Д. Барановским, и к 1993 г. собор был заново отстроен.

Каменный Казанский собор возводился уже на средства казны, но до нас дошла другая церковь, выстроенная князем Дмитрием Михайловичем. В 1634–1635 гг. в подмосковной вотчине Пожарского Медведкове (Медведеве) развернулось строительство каменной церкви в честь праздника Покрова Пресвятой Богородицы. Ранее, в 1623 г., там же была возведена деревянная церковь с тем же посвящением.

Праздник Покрова Пресвятой Богородицы — 1 октября — был одним из наиболее почитаемых праздников на Руси. Чудесное явление Божией Матери, защитившей своим Покровом Константинополь во время нападения врагов, считали символом Ее заступничества и русские люди.

Особое значение приобрел праздник Покрова в эпоху царя Михаила. В этот день 1 октября 1618 г. от стен Москвы был отбит приступ гетмана П. К. Сагайдачного. В ознаменование чудесного заступничества Божией Матери за Москву по велению царя Михаила Федоровича в дворцовом селе Рубцове была возведена в 1619–1626 гг. церковь Покрова. Точно не известно, но, возможно, в честь этого же события возвел церковь Покрова в подмосковном Медведкове и князь Д. М. Пожарский, бывший защитником Москвы от поляков в 1618 г.

Храм Покрова в Медведкове выстроен в традициях редкой для XVII в. шатровой архитектуры на возвышенности при впадении в Яузу речки Чермянки. Оно эффектно смотрится и ныне со стороны широкой, еще не застроенной поймы Яузы, а в XVII в. производило издалека еще более внушительное впечатление. Документы той эпохи сообщают, что при князе Д. М. Пожарском и его сыновьях в Медведкове, кроме каменной церкви, стоял двор вотчинника, 11 дворов служителей, 5 дворов причта и только 4 крестьянских двора. На берегах Яузы стояли 2 мельницы «на боярский обиход». В полях были устроены четыре копанных пруда, «а рыба в них всякая». Крестьянской пашни при селе не было. В общем, Медведково являлось типичной загородной боярской усадьбой, в которой князь Дмитрий Михайлович отдыхал, когда не мог надолго покинуть царскую службу и уехать в свое любимое суздальское имение.

Пожарский строил церкви и в своих суздальских и нижегородских вотчинах. Каменный Спасо-Преображенский храм в селе Пурех, построенный князем Дмитрием Михайловичем, к XIX в. обветшал, и в 1876 г. был сильно перестроен. В этом храме хранилось боевое знамя Пожарского, на котором с одной стороны было изображено явление архангела Михаила Иисусу Навину перед штурмом Иерихона, а с другой — образ Спасителя. В 1812 г. владелец Пуреха граф М. А. Дмитриев-Мамонов[62]создал на свои средства полк, с которым успешно воевал вплоть до окончания Отечественной войны. Главной святыней этого полка была копия с боевого знамени князя Пожарского. В другой вотчине Пожарского, Вершилове, были срублены деревянный Воскресенский собор и деревянная же Никольская церковь. В XIX в. на их месте была построена каменная Спасо-Преображенская церковь.

До наших дней не дошла московская приходская церковь Пожарского — Введения на Лубянке. Она была снесена в 1925 г. Согласно преданию, на церковном кладбище была погребена первая жена Пожарского княгиня Прасковья Варфоломеевна. В память о ней князь Дмитрий Михайлович пристроил к Введенской церкви придел во имя Пятницы Параскевы. До революции в храме сохранялась Казанская икона Божией Матери — список с чудотворной, переданной в Казанский собор. В храме хранилась также икона Знамения, перенесенная туда с ворот ограды 3-й мужской гимназии, занявшей часть бывшего владения Пожарского. Икона Знамения пользовалась особым почитанием в честь того, что во время опустошительного Троицкого пожара 1737 г. огонь остановился перед этим образом.

Усадьба Пожарского после кончины полководца была разделена на две части между его наследниками. Ближняя к центру часть перешла во владение братьев второй жены князя Д. М. Пожарского — князей Голицыных. Во второй половине XVIII в. в усадьбе Голицыных был возведен дворец в классическом стиле. Предполагают, что автором проекта мог быть знаменитый зодчий М. Ф. Казаков или кто-либо из его учеников. В 1807 г. дом Голицыных перешел в казну, а с 1843 г. в нем разместилась 3-я московская мужская гимназия, при которой был создан под наблюдением профессора К. Ф. Рулье уникальный минералогический кабинет. В 1613 г. во время торжеств, посвященных 300-летию дома Романовых возле церкви Введения на Лубянке, на углу владений 3-й гимназии была установлена мраморная доска в память о князе Д. М. Пожарском.

В 1920-х обветшавшее здание гимназии было снесено, а на его месте выстроен по проекту классика советской архитектура академика И. А. Фомина в 1928–1929 гг. жилой дом общества «Динамо». И. А. Фомин был основателем нового архитектурного стиля, который называл «пролетарской классикой». Этот стиль сочетал традиции классицизма с новым размахом и монументальностью. Ярким образцом «пролетарской классики» и является дом «Динамо» (улица Большая Лубянка, 12).

Другая часть дворовладения Пожарского перешла к князьям Хованским, а в начале XIX в. усадьбой владел московский генерал-губернатор Федор Васильевич Ростопчин (1763–1826). Дом Ростопчина был свидетелем многих драматических событий войны 1812 г. Перед усадьбой московского губернатора толпой был убит купеческий сын Михаил Верещагин, которого Ростопчин обвинил в измене. Вскоре после Бородинской битвы в доме Ростопчина находился смертельно раненный герой Отечественной войны 1812 г. князь П. И. Багратион. Главный дом усадьбы Ростопчина сохранился до нашего времени (Большая Лубянка, 14). Это — редкий для Москвы дворец эпохи петровского барокко. Во время реставрационных работ 1970-х гг. было установлено, что в здание дворца включены стены и фундамент палат князя Д. М. Пожарского. Его фасад пышно украшен ордерной декорацией, подражающей западноевропейским формам, однако в них чувствуется и влияние стилистики московского (нарышкинского) барокко. На уровне второго этажа, над и под окнами, расположены великолепные резные панно с растительным орнаментом. Первоначально, в центре здания располагалась проездная арка, впоследствии, заложенная. Позднее также к дому были пристроены сильно выступающие ризалиты; во второй половине XIX в. дом получил новый подъезд с балконом, парапет и аттик, флигели и ограду.

В 1817–1821 гг. в одном из флигелей ростопчинского дома жил будущий историк М. П. Погодин. С 1858 г. усадьбой владело Страховое от огня общества, а после 1917 г. оно перешло в ведение ВЧК-ОГПУ. В конце 1990-х гг. в связи с банкротством арендатора здания, «Инкомбанка», дом Ростопчина пришел в упадок. Какое-то время велась реставрация этого памятника, но ныне он находится в запустении. Москвоведы, историки и почитатели памяти князя Д. М. Пожарского неоднократно предлагали создать в этом доме музей, посвященный великому полководцу и эпохе Смутного времени. Но, пока, к сожалению, эти призывы не находят отклика у властей города.

Князь Дмитрий Михайлович был погребен в своей родовой усыпальнице в Спасо-Евфимьевом монастыре. За два столетия могила великого полководца была утеряна, и в начале XIX в. историки спорили о месте его погребения, предполагая, что Пожарский мог быть похоронен в Троице-Сергиевом монастыре. В 1852 г. археолог и историк граф Алексей Сергеевич Уваров (1825–1884) предпринял раскопки в Спасо-Евфимьевом монастыре. На месте монастырского сада им было обнаружено родовое кладбище князей Пожарских и Хованских. Было найдено и погребение князя Дмитрия Михайловича[63]. При вскрытии гробницы обнаружили, что Пожарский был похоронен в пышном боярском одеянии, его тело скутано шелковым узорчатым саваном, а голова увенчана венчиком из той же ткани, что и саван.

24 февраля 1852 г. состоялось торжественное перезахоронение праха князя Д. М. Пожарского. Совершал заупокойную литургию и панихиду епископ Владимирский и Суздальский Иустин. Во время службы были употреблены богослужебные предметы, пожертвованные Пожарским в Спасо-Евфимьев монастырь: митра, епитрахиль и фелонь, сшитая из погребального покрова князя. По обычаю XVII в. покровом послужила боярская шуба — также вклад Пожарского в монастырь. Церковь была полна людьми, которые пришли поклониться освободителю Москвы.

В том же 1852 г. была объявлена всенародная подписка на сбор средств на возведение часовни над могилой Пожарского в Спасо-Евфимьевом монастыре у алтаря Покровского собора.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Смутное время в Москве"

Книги похожие на "Смутное время в Москве" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Сергей Шокарев

Сергей Шокарев - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Сергей Шокарев - Смутное время в Москве"

Отзывы читателей о книге "Смутное время в Москве", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.