Александр Ефимьев - Бронепоезда в Великой Отечественной войне 1941–1945

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Бронепоезда в Великой Отечественной войне 1941–1945"
Описание и краткое содержание "Бронепоезда в Великой Отечественной войне 1941–1945" читать бесплатно онлайн.
Книга посвящена тесному сотрудничеству воинов Красной, Армии и советских железнодорожников в годы Великой Отечественной войны. Рассказано о строительстве броневых поездов на прифронтовых железнодорожных узлах, в цехах заводов Наркомата путей сообщения. Приводятся многочисленные примеры мужества и героизма добровольцев-железнодорожников, сражавшихся на бронепоездах в дни обороны Ленинграда, Одессы, Киева, Севастополя, в битвах под Москвой, Сталинградом, при освобождении стран Восточной Европы.
В ноябре 1941 года трудящиеся Красноуфимского железнодорожного узла под руководством инженера паровозного депо И. П. Шлычкова приступили в свободное от работы время к оборудованию бронепоезда. Вскоре «Красноуфимский железнодорожник» вместе с бронепоездом «Смерть фашизму!», построенным в депо Абдулино Куйбышевской железной дороги, вошли в состав 34-го отдельного дивизиона, сформированного в декабре 1941 года в Куйбышеве. Его командиром стал майор В. П. Чурсин.
В холодный январский день 1942 года бронепоезд «Василий Чапаев», построенный железнодорожниками Агрызского узла на средства трудящихся Удмуртии, был включен в состав 46-го отдельного дивизиона. Вместе с бронепоездом «Кзыл Татарстан», сооруженным на Юдинском железнодорожном узле, они были направлены для обороны Сталинграда…
В декабре 1941 года коллектив паровозного депо Нижний Тагил получил задание из управления Свердловской дороги начать строительство бронепоезда «Сталинский Урал». Оборудование бронепаровоза было поручено мастерам, почетному железнодорожнику А. П. Францеву и П. Е. Кошкареву. Котельщик В. Ф. Климов, токари Г. Л. Храмцов, Н. Е. Головко, Г. В. Ильин, слесари Н. А. Брагин, В. X. Заякин, А. Г. Городилов, А. С. Мурашов соединяли броневые листы, надежно укрывая котел машины, будку машиниста и тендер. Руководитель строительства бронепоезда, почетный железнодорожник Н.Е. Вершинин ежедневно докладывал управлению дороги о ходе строительства бронированной крепости.
27 января 1942 года машинист В. И. Вахрушев и его помощник Д. А. Варкулевич доставили бронированный паровоз в Свердловск. Здесь в депо Свердловск-Пассажирский с начала января 1942 года шло строительство бронепоезда.
Стахановцы-котельщики А. В. Гребенщиков, М. И. Голышев, слесари В. И. Черненко, П. Малинников, В. В. Южаков трудились на пределе сил. Они взяли обязательство закончить строительство боевой машины с паровозом Ов-5910 к 24-й годовщине Красной Армии. 12 февраля 1942 года газета «Комсомольская правда» писала: «В строительстве бронепоезда принимают участие лучшие рабочие паровозного депо Свердловск-Пассажирский. По 20 часов не выходят из цехов инженеры-комсомольцы Н. П. Волхонский, З. С. Ваксман. По пять — восемь норм за смену дает молодежная бригада знатного стахановца Ивана Ланского. Н. В. Логинов предложил прорезать отверстия автогеном, что в два раза ускорило работу…».
В музее истории локомотивного депо Свердловск-Пассажирский сохранились пожелтевшие экземпляры многотиражной газеты «Путевка». На ее страницах публиковались имена героев трудовой вахты. 23 февраля 1942 года у ворот паровозного депо состоялся митинг, посвященный завершению оборудования бронепоезда. В тот день в газете «Путевка» поэт К. Муридзиди писал:
Вложили мы силу в работу свою,
Всю мощь воедино собрали.
Чтоб наш бронепоезд в жестоком бою
Напомнил врагам об Урале.
27 февраля бронепоезда «Сталинский Урал» и «Свердловский железнодорожник» отбыли в Москву. Старший машинист бронепоезда «Свердловский железнодорожник» И. С. Петренко вспоминал, что из ворот депо первыми повели бронепоезд бригады машинистов Л. Закусина и Д. Копенкина. Вместе с помощниками А. Вычегжаниным, С. Рыловым, П. Нятиным, Л. Ткачевым им предстояло вести Ов-5910 на фронт.
5 марта 1942 года уральские бронепоезда прибыли в столицу. Москва встретила их суровым военным обликом. Чувствовалось, что фронт неподалеку. Из Москвы боевые дороги уральских бронепоездов разошлись: «Сталинский Урал» в составе 37-го дивизиона направился под Елец, а «Свердловский железнодорожник», получивший номер 751 (командир — старший лейтенант Поддубный, комиссар — политрук Ф. Д. Бондарев), отправился на Южный фронт.
Как отмечал один из строителей, а в дальнейшем пулеметчик И. С. Фефелев, бронепоезд «Свердловский железнодорожник» вместе с бронепоездом № 53, защищавшим Москву в 1941–1942 годах, вошел в состав 16-го ОДБП.
Паровозные бригады уральцев были подчинены старшему паровозному технику дивизиона Б. Л. Амаглобели. Старший машинист Д. Н. Копейкин возглавил паровозную службу бронепоезда № 53.
Старший техник-лейтенант Б. Л. Амаглобели, старший паровозный техник 16-го отдельного дивизиона бронепоездов.
16 ноября 1941 года газета «Красная Чувашия» опубликовала обращение коллектива промартели «Большевик» к комсомольцам и молодежи республики развернуть сбор средств на строительство бронепоезда. За короткий срок от населения поступил 1 миллион 294 тысячи рублей.
В Канаше, в цехах вагоноремонтного завода, комсомольско-молодежная бригада А. Е. Монакова приступила к оборудованию броневых площадок.
— В Канаш прибыли офицеры 53-го отдельного дивизиона во главе с майором Е. М. Михелевым, — вспоминает ветеран 53-го дивизиона, капитан в отставке И. С. Ходос. — Мы активно участвовали в строительных работах в цехах завода. 29 марта 1942 года на станции Чебоксары на многолюдном митинге военному командованию был передан первый бронепоезд «Комсомол Чувашии». А в один из майских дней 1942 года ремонтниками Канашского вагоноремонтного завода в состав 39-го отдельного дивизиона передавался уже другой бронепоезд «За Родину!»…
В начале декабря 1941 года по заданию Государственного Комитета Обороны на Томской железной дороге началось формирование трех дивизионов бронепоездов. Для руководства строительством броневых машин управление дороги выделило заместителя начальника паровозной службы М. Г. Козловского. С 9 по 11 декабря 1941 года начальник базового паровозного депо Новокузнецк А. И. Будыгин встречал прибывающие бригады строителей из депо Тайга, Новосибирск, Инская, Белов, Топки.
Оборудование бронепоездов «Советская Сибирь» и «Железнодорожник Кузбасса» вели строители паровозных депо Новосибирск и Тайга, возглавляемые Л. Н. Зиновьевым и А. В. Кончухидзе.
В начале февраля 1942 года был создан 41-й ОДБП под командованием капитана Я. И. Измесьева. Командиром бронепоезда № 688 «Советская Сибирь» стал старший лейтенант П. Ф. Феоктистов, а бронепоездом № 716 «Железнодорожник Кузбасса» стал командовать старший лейтенант В. И. Москальчук. Дивизион направили для охраны Черноморского побережья Кавказа.
Для зачисления в состав экипажа бронепоезда «Советская Сибирь» были поданы десятки заявлений от добровольцев. Из новосибирских железнодорожников были сформированы бригады, которые возглавили машинисты Н. Л. Зиновьев, И. И. Котов, А. П. Козлов.
В марте 1942 года из Новокузнецка на фронт ушли бронепоезда № 679 «Сибиряк» и № 721 «Металлург Кузбасса». В составе 42-го ОДБП под командованием майора М. М. Аракуши они направились в распоряжение командующего Закавказского фронта генерала И. В. Тюленева.
В декабре 1942 года начальник политотдела Омской железной дороги докладывал обкому ВКП(б), что на Омской дороге в 1942 году силами железнодорожников для Красной Армии построены пять бронепоездов: в депо Омск — «Омский железнодорожник» и «Киров», в депо Петропавловск — «Североказахстанец», в депо Барабинск — «Сибиряк-барабинец», в депо Ишим — «Патриот».
Коллектив паровозного депо Омск под руководством инженера А. П. Белякова приступил к оборудованию первого бронепоезда «Киров» в декабре 1941 года. Вместе с ремонтниками в строительстве бронированной крепости участвовали и локомотивные бригады. Прибыв из трудных рейсов, они часами не уходили из депо, оказывали посильную помощь строителям. Омские локомотивщики сформировали бригады из машинистов Соколова, Козловского, Федорова, помощников Борисенко, Носова, Котлярова для вождения бронепоезда в боевых условиях.
В марте 1942 года в пункт формирования воинских резервов прибыл бронепоезд «Североказахстанец», построенный в Петропавловске. Вместе с «Кировым» они вошли в состав 40-го ОДБП под командованием майора А. Лобанова. Поначалу они защищали важнейшие мосты через Волгу в районе Саратова от налетов вражеских самолетов. Потом участвовали в тяжелых боях на Южном фронте, а в августе 1945 года, — в разгроме японских милитаристов.
«Омский железнодорожник» и «Сибиряк-барабинец» дооборудовались в Коломне, боевые действия вели в Карелии, где встречались во время отдельных операций с бронепоездами-земляками «Победа» и «За Родину!». А строились бронепоезда № 638 «Победа» и № 651 «За Родину!» на Омском паровозоремонтном заводе. Бронепоезд «Победа» капитана Амельчука обслуживали бригады машинистов-омичей М. Осипова, В. Федулова, Г. Высоцкого.
В составе 27-го дивизиона, которым командовал заместитель заведующего кафедрой Фрунзенского бронетанкового училища подполковник Ф. Г. Кочемасов, в июне 1942 года бронепоезда «Победа» и «За Родину!» вошли в подчинение командующего Карельским фронтом генерал-лейтенанта В. А. Фролова.
В ноябре 1941 года в Омской области началось формирование 47-го ОДБП. Руководству паровозного депо Барабинск Омской железной дороги было дано конкретное указание отдела бронепоездов НКПС: одеть в броню паровоз, оборудовать четыре платформы для орудий и пулеметов и одну для зенитной установки.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Бронепоезда в Великой Отечественной войне 1941–1945"
Книги похожие на "Бронепоезда в Великой Отечественной войне 1941–1945" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Александр Ефимьев - Бронепоезда в Великой Отечественной войне 1941–1945"
Отзывы читателей о книге "Бронепоезда в Великой Отечественной войне 1941–1945", комментарии и мнения людей о произведении.