» » » » Людмила Правоверова - Павел Филонов: реальность и мифы


Авторские права

Людмила Правоверова - Павел Филонов: реальность и мифы

Здесь можно скачать бесплатно "Людмила Правоверова - Павел Филонов: реальность и мифы" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Искусство и Дизайн, издательство Аграф, год 2008. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Людмила Правоверова - Павел Филонов: реальность и мифы
Рейтинг:
Название:
Павел Филонов: реальность и мифы
Издательство:
Аграф
Год:
2008
ISBN:
978-5-7784-0353-6
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Павел Филонов: реальность и мифы"

Описание и краткое содержание "Павел Филонов: реальность и мифы" читать бесплатно онлайн.



Повествуя о встречах с Филоновым, его друзья и недруги вольно или невольно творят мифы о человеке, художнике, учителе. А каков же был реальный Павел Николаевич Филонов?

В предлагаемый сборник включены как известные тексты, так и никогда не публиковавшиеся воспоминания людей, в разные годы встречавшихся с Филоновым. Они помогут воссоздать атмосферу споров, восхищения и непонимания, которые при жизни неизменно сопровождали его. Автобиография и письма художника позволят ознакомиться с его жизненной и творческой позициями, а отзывы в периодических изданиях включат творчество Филонова в общекультурный контекст.

Книга предназначена как для специалистов, так и для широкого круга читателей, интересующихся историей русского авангарда.






806

Назаренко Вадим Афанасьевич (род. 1914), живописец, художник, оформитель, литературовед, ученик Филонова.

807

Авторская приписка карандашом на обороте с. 101.

808

В опубликованном варианте воспоминаний О. В. Покровского: «Вероника пришла к Филонову на протезах, пришла, опираясь на костыли… Драма Вероники тяжело отразилась и на всех нас. Павел Николаевич стал еще сдержанней и суровей. <…> Она выжила, она преодолела апатию и меланхолию, у нее появилось желание стать художником.

Сейчас, через столько промчавшихся десятилетий, я думаю, что Веронику спасло творческое начало, которое умел пробуждать Филонов в каждом…

Как ни к кому, бережно и внимательно относился он к девушке. Она имела возможность приходить к нему не только по пятницам на общие занятия, но в любое другое время. Вопреки всему Филонов будил в ней художника, будил личность. Вероника поверила в себя. Преодолев свое несчастье, стала много работать в области графики». См.: Покровский О. В. Высшая мера жизни. С. 507–508.

809

Автор данных строк описывает систему работы своего умершего друга так, как он ее помнит. Если сохранились воспоминания друзей Юрия, то в них его работа дана совсем в другом освещении. Так же, как иначе описана его смерть. — Прим. автора.

810

Роман Л. Ф. Селина «Путешествие на край ночи» (1932) написан в форме «потока сознания» и воспроизводит страх современного «сумеречного» существования.

811

Удалось найти упоминание о Бекетове Якове Григорьевиче, принимавшем участие в Выставке ленинградских художников (1937). Возможно, это один из братьев Бекетовых, о которых пишет О. В. Покровский.

812

Речь идет о цикле Б. Д. Григорьева «Расея», в которую входили живописные и графические работы, выполненные в 1917–1918 годах. Впервые экспонировались (частично) на выставках «Мира искусства» (1917,1918) и на Первой государственной свободной выставке (1919).

813

На картине Филонова, известной под названием «Человек в мире» и датированной 1925 годом, изображение менее конкретно, чем в описании О. В. Покровского. Более соответствует ему рисунок «Казнь (После 1905 года»), нынешнее название которого, скорее всего, появилось уже в послереволюционные годы. Рисунок визуализирует представления теургов о том, что бывает апокалипсис общий и апокалипсис частный: крестный путь, который был преодолен Мессией при его Первом пришествии, человечество вынуждено будет повторить, чтобы перейти к состоянию мирового расцвета. В усложненном пространстве рисунка «Казнь» соединяются разнохарактерные и разновременные эпизоды — изображения тяжелых каменных крестов, прямых и перевернутых, соседствуют с всадниками, а в замкнутых, подобных пещерам уголках угрюмые люди продолжают выполнять какие-то свои доведенные до автоматизма дела. Они напоминают тех, «кому нечего терять», но им уже есть, что обрести: всадники, как вестники Апокалипсиса, возвещают о том, что конец испытанию уже близок. Подробнее см.: Правоверова Л. Л. Корабли Мирового расцвета. Мифотворчество русского авангарда// Искусствознание 2/02. М., 2002. С. 481–499.

814

Руо Жорж (1871–1958), французский живописец и график. Начал выставляться вместе с друзьями А. Матисса и заслужил репутацию фовиста, но такое определение носило чисто внешний характер. Творчество Руо было более экспрессивным и более сложным, чем у большинства фовистов. В начале творческого пути Руо, подобно Филонову, изучал искусство старинного витража, которое подсказало ему особенности пластического языка: резкий контур, насыщенный, сияющий цвет. Сближает их мистико-символический смысл, придаваемый многим образам, и круг тем: Руо часто обращался к теме Страстей Христовых. Есть у него и свой цикл «Королей».

815

Шумерийская клинописная повесть — «Разговор господина со своим слугой» Гераклит, «Экклезиаст», Полибий «История», Вико «Обоснование новой науки об общей природе наций», Гиббон «История падения Римской империи», Данилевский «Россия и Европа», Федор Шмит «Законы истории» (искусствоведческая работа), Освальд Шпенглер «Закат Европы», «Причинность и судьба», Тойнби — «Исследование истории», «Прогресс и регресс в общественном развитии». Эдуард Мейер «Экономическое развитие древнего мира». Поль Валери «Заметки о величии и упадке Европы». — Прим. автора.

816

Адлер Альфред (1870–1937), австрийский психолог и психиатр, создатель так называемой «индивидуальной психологии». Некоторое время примыкал к кружку З. Фрейда. Постепенно выработал свою концепцию психической болезни, в основе которой лежала идея компенсации неполноценности. Адлер подверг критике учение Фрейда за преувеличение роли сексуальности и бессознательного в детерминации поведения людей.

817

Копылов Иван Лаврович (1883–1941), живописец, педагог. Художественное образование получил в Академии Р. Жюльена в Париже (1906–1910). В 1910 году открыл в Иркутске художественную мастерскую, которую в 1918 году передал Обществу Иркутского народного университета. В 1929 окончил Вхутеин в Ленинграде, преподавал в ИЖСА с 1932 года.

818

Слово выпущено из текста О. В. Покровским.

819

Брандт П. Л. Савонарола // Брандт П. Л. Люди пустыни: Стихи, поэмы, проза. СПб., 2000. С. 37.

820

Ахматова А. А. В сороковом году // Ахматова А. А. Соч. в 2 т. М., 1986. Т. 1. С. 195–196.

821

Бородин Сергей Петрович (1902–1974), писатель. За роман «Дмитрий Донской» (вышел в 1941) удостоен Сталинской премии (1942).

822

Капитанова (Арапова) Юлия Григорьевна (1889–1976), живописец, график, художник театра. Жена художника Анатолия Афанасьевича Арапова (1876–1949). Занятия живописью начала под его руководством. Училась в Москве во Вхутемасе (1923–1926) у П. П. Кончаловского и А. А. Осмеркина. В коллектив МАИ поступила предположительно в 1929–1930 гг. После разрыва с Филоновым (1932) работала в театрах Москвы и Ленинграда как помощница А. А. Арапова. В ОР ГТГ находится обширный рукописный фонд художницы, включающий дневники, переписку, воспоминания, стихи.

823

Авторизованный машинописный экземпляр текста. ОР ГТГ Ф. 146. Ед. хр. 30.

824

Приписка от руки.

825

Приписка от руки. Личное дело в ОР ГТГ датируется 1940 годом. Как следует из текста, воспоминания был написаны в начале 1940-х годов.

826

У Е. А. Серебряковой было два сына: Анатолий Эсперович (1890–1938), Петр Эсперович (1898–1938). Наиболее близок Филонову был младший из сыновей. См.: наст. изд., Глебова Е. Н. Воспоминания о брате.

827

Очевидно, речь идет о В. А. Сулимо-Самуйлло.

828

Матюшин Михаил Васильевич (1861–1934), живописец, музыкант, теоретик искусства, педагог. Принимал участие в деятельности Гинхука, где руководил отделением органической культуры. Автор теории «зор-вед».

Наиболее близкие отношения связывали его с Филоновым в первой половине 1910-х годов. Вместе участвовали они в деятельности «Союза молодежи», в спектаклях футуристического театра. Филонову удалось заинтересовать Матюшина идеей Мирового расцвета, что позволило тому глубже большинства критиков понять концепцию искусства создателя «аналитического искусства». Однако в трактовку метода Филонова он привносит собственное понимание мира, вынося на первый план пространственность и новую его меру.

829

Статья была написана в 1916 году. Впервые опубликована: Ежегодник Рукописного отдела Пушкинского дома на 1977 год. Л., 1979. С. 232–235.

830

М. В. Матюшин в своих статьях развивал идею, что творчество его друзей (П. Н. Филонова, К. С. Малевича и др.) осуществляет прорыв в пространство четвертого измерения. См.: Матюшин М. В. Опыт художника новой меры. 1926// РГАЛИ. Ф. 134. Оп. 2. Ед. хр. 21.

831

О. В. Покровский очень наглядно проиллюстрировал, как у Филонова «каждый новый слой» в картине превращался в «живой вывод» из предыдущих, описав процесс работы Ю. Филиппова над своим автопортретом (см.: наст. изд., Покровский О. В. Тревогой и пламенем…). Такой же зависимостью связаны между собой произведения, анализирующие этапы движения человечества к «Мировому расцвету». Для более четкого выявления эволюции мира и человека Филонов анализирует отдельные ее аспекты, используя традиционные иконографические схемы (застолья, корабли, цветы и т. д.).


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Павел Филонов: реальность и мифы"

Книги похожие на "Павел Филонов: реальность и мифы" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Людмила Правоверова

Людмила Правоверова - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Людмила Правоверова - Павел Филонов: реальность и мифы"

Отзывы читателей о книге "Павел Филонов: реальность и мифы", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.