Неонила Криничная - Легенды. Предания. Бывальщины

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Легенды. Предания. Бывальщины"
Описание и краткое содержание "Легенды. Предания. Бывальщины" читать бесплатно онлайн.
Сборник знакомит читателя с народной несказочной прозой, основное место в нем занимают предания, записанные в разное время в разных областях России, Тематика их разнообразна: предания о заселении края, о предках-родоначальниках, об аборигенах, о богатырях и силачах, о разбойниках, о борьбе с внешними врагами, о конкретных исторических лицах. Былички и легенды (о лешем, водяном, домовом, овиннике, ригачнике и т. д.) передают языческие и христианские верования народа, трансформировавшиеся в поэтический вымысел.
Вступительная статья и историко-этнографический комментарий помогут самому широкому читателю составить целостное представление об этих малоизвестных жанрах русского фольклора.
Подкатила эта тройка к барскому крыльцу, выходит начальник с виду молодой, но такой строгий. Провели его к столу, поднялись все и стали вино пить. А барин выпил стакан и стал бахвалиться:
— Все боятся Кудеяра, а вот я нет, только попадись он мне на глаза, так я его на первой осине повешу.
Встал тогда начальник, что приехал, и смеется:
— А может, этот самый Кудеяр с вами за одним столом сидит?
Перепугались господишки, стали друг друга оглядывать, а начальник, что приехал, снял с головы парик и крикнул:
— А ну, кому хотелось увидеть Кудеяра?!
Наставил он на них пистолет, а бары от испугу в кучу сбились, стоят трясутся.
Засвистел Кудеяр, и тут же его люди сбежались. С барами тогда круто расправились, а добро барское крестьянам роздали.
КЛАДЫ, КУДЕЯР И РАЗБОЙНИКИ(…) Около Хренниковой мельницы, по Ксизовской дороге, зарыто сорок бочек золота под плошавым корнем, в дурном верху. Кудеяр тогда давным-давно, при царе Иване Грозном, почту ограбил да и спрятал туда.
То же и на Лысой горе, Ендовиной называется, у Козьмином лесу — три кадки золота… Тут жили силачи-богатыри. У них была застава, городище. Еще на моей памяти был тут огромный строевой лес, глухой-глухой, что и войти в него страшно; при шоссе было городище. Это, как бы сказать, курганок такой, небольшой; там и теперь еще видны вороты и проезд.
Такое же городище было и в селе Козачьем (в семи верстах от первой заставы).
Никому они ни проходу, ни проезду не давали. Если одному из них не под силу справиться с кем, то один разбойник бросает другому топор, а тот уж понимает, что идти надо. Вот какая силища-то! Да что до сказу, мой дядя родной выкопал кости богатырские — одна кость до колена, нижняя, больше трех аршин.
ПРО КАТЕРИНОВЫ СУДАКатерины Второй суда по реке ходили, и на суда эти Кузьма Рощин нападал. Тут недалеко Лысая гора есть. Так вот все больше около этой горы нападал он. Пойдет царское судно, Рощину кричат:
— Едут, мол, Катериновы слуги!
Протянут веревку через реку, остановят судно, команду перебьют, денежки заберут, а судно в пруд уведут.
СТАРУШКА ПО ЛЕСУ БЕЖАЛАВот одна старушка по лесу бежала. На коровку пошла в деревню занять три рубля. Не хватало у ней на покупку, а скотина была тогда дешева. Сколь-то она набрала, а трех рублей нету. Бежит она в деревню, а уже темнеет, она боится, скоро бежит. Видит — навстречу ей идет мужик здоровый, высокий, красивый.
Говорит он ей:
— Бабушка, куда бежишь, куда торопишься?
— Рощина боюсь, — чай, сумерки.
— А чего боишься — у тебя денег много?
— Где много — заняла в деревне у родных три рублика.
— А зачем три рублика?
— Да на коровку не хватает.
— А сколько корова стоит?
— Да рублей восемь аль десять.
Он вынимает ей деньги, дает десять рублей:
— Вот тебе, бабушка, на корову. Рощин я самый и есть. Да ты не бойся меня, я купцов граблю, бедных людей не трогаю.
Старушка схватила десять рублей, зажала в кулак да бежать!
РОЩИН И ЗОЛОТОРощин, бывало, платок расстелет и плывет по реке. А то насыплет золото, и без его разрешения никто не берет.
Он все ровно сквозь землю видел. Бывало, спросит отца:
— Макаров, где ты был?
— На Колодливом озере.
— А золото, насыпленное в рогожах, видал?
— Видал.
— А взял?
— Нет, не взял.
— А мог бы взять горсточку или две!
— Да я побоялся.
— Ну и дурак, взял бы. Твое же золото, не купецкое.
ПЛАВУЧИЙ ОСТРОВЕсть озеро, на нем плавучий остров из деревьев. Ветер подует — плавучий остров перейдет к другому берегу. А под теми деревьями к корням лодка цепями привязана, а в той лодке рощинские клады лежат.
ВОРОЖЕИН АРТАМОНРассказывают, будто Ворожеину письмо от царицы пришло. Царица пишет: «Уничтожь Рощина, озолочу тебя!» И пошел Ворожеин на темное дело.
Вот как Рощина поймали. Он все к одной девушке ходил. Ворожеин задумал Рощина извести и обратился к этой девушке:
— Ты мне Рощина с головой выдай.
Она не хотела, да Ворожеин ее настращал. Вот поехал Рощин на Колодливо озеро гулять, а девушка побежала на Ворожейку и говорит:
— Рощин гулять едет.
Ворожеин за Рощиным, солдат собрал, солдаты пришли. Раскинул Рощин кафтан, хотел по воде уйти, не может. Окружили его и убили.
Как убили его, — вдруг кругом все в кустах заплакало, застонало. Из озера огненный столб метнулся, птицы из озера повылетели, звери повыбежали, гром ударил. И все озеро закричало:
— Убит! Убит!
АРХИРЕЙСКИЕ ТЫЩИБеглец Криволуцкий был на славе. Он на жителей не нападал, он брал с казны для всего миру.
А в Белоусовском руднике Банщиков был вор. От худой жизни был вор, такая им жизнь была, бергалам: у крестьянина в гумнешке соломки возьмет, свою скотину покормит. Говорили: вор.
С Криволуцким бегал Мосеев. Говорит раз Криволуцкому:
— Вот в Белоусовке вор Банщиков.
— Какой вор: он соломку берет. Разве это вор! Вот мы с тобой сделаем воровство: вся Томская губерния с голодухи пропадает, а мы спасем.
Побегали они. Криволуцкий ночью к руднишному приставу забрался, пистолет наставил, одежду его взял, оделся — будто пристав.
Побежал в село, к становому.
— Собирай народ. Буду деньги раздавать. Которые голодные — тем деньги: казна дала, царь велел.
Народ собирается, он дает. По тридцать рублев, по сорок, по пятьдесят на душу дает.
И в другом селе дает. Народ говорит: это да! А начальство уже смекнуло и давай его преследовать.
Под Змеевым поймали. И давай его судить:
— Ты, Криволуцкий, где деньги взял?
— А в городу, в соборе. Там сорок тысяч было, в ящике лежали. Сколько людей голодует, а деньги лежат, архирей спит на ящике. Мосеев его за рясу стащил, архирея-то.
Судья судит:
— Куда ты деньги девал?
— Половину народу раздал, а половину себе на разгул оставил.
Засудить его засудили, да кандалы не держали. Потом опять бегал.
Старик у нас был, Бычков Николай Николаич, пять лет, как помер. Мальчишкой он коней пас, так его Криволуцкий взял с собой бегать. Сказывал Николай Николаич:
— Бежал он на одной лошади, я — на другой. Ежели речка саженей пять — он сразу перемахивал. Вот заедем в укромно место, в яр. Криволуцкий говорит:
— Ну, я лягу, ты охраняй.
Как захрапит — под ним земля ходит. Вес в нем был с одной рубахой — семь пудов семнадцать фунтов.
А в Белоусовку погулять ездил. Наши его не выдавали.
С ВОДОЙ УШЕЛВ воду уходил Криволуцкий. Подадут попить — он и уходил.
Сидел здесь, в волости, начал трубу разбирать (в трубу хотел податься). Отняли.
Хворь на себя напустил, кричит:
— Дайте водицы ковшик!
Подали ковшик. Он в ковшик — мырк! — и уплыл. Он все земли прошел. Один был такой по Алтайскому округу.
Не захочет в каморе сидеть — воду напустит. Все ревут:
— Тонем!
Их вода моет, а он стоит, смеется. И уйдет.
И воду хорошо знал, он на морях плавал.
То сидит в каморе, в окошко чувыркат, чувыркат… Птиц налетит много, заревут, закаркают. Он орет:
— Откройте окошко, от этих птиц тошно!
Откроют — а он с птицами и улетит.
С шестнадцати лет пошел он страдать.
Стал навыкать всяку всячину. Учился, учился и научился.
Он в волости сидел. Я полы мыть ходила туда. Он и говорит:
— Истопи мне баню.
А я:
— Нет, убежишь, пожалуй, с водой-то.
А он пятишку вынимает, дает:
— На! Истопи!
Я ему баню истопила, он с водой и ушел.
О Расколе и Раскольниках
(…) Никон предложил царю справить духовная «церковная архила», но тот сначала не решался. И тогда Никон прибег к следующему средству: он приказал мастеру сделать ящик, в который бы вошла «архила церковная», книжная; убрать ее в этот ящик и запереть, а ящик положить в другой — побольше, а тот в третий, еще побольше; за Москвою в поле выкопать яму и этот ящик с «архилою» ухоронить в землю, над ямой поставить свечку с огнем, чтобы горела она по три ночи и чтобы многие народы могли видеть этот свет в темноте ночной.
Устроив это, приходит патриарх к царю Алексею Михайловичу, отворяет дверь на пяту, крест кладет по-писаному, поклон ведет по-ученому, на две, на три, на четыре сторонки покланяется, а царю Алексею Михайловичу в особину и сам объясняет таково слово:
— Позволь мне сказать, государь, слово великое. Видел ли ты в темноте ночной горящий огонь в поле? Разрыто это место вчерашний день, — и найден тут ящик, в нем другой, а в этом третий — и тут положена «архила церковная». В архиле этой пишет и повторяет, что троеперстный крест надо делать, а двуперстной в грех поставлен: скорее надо подписать и наладить троеперстное сложение.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Легенды. Предания. Бывальщины"
Книги похожие на "Легенды. Предания. Бывальщины" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Неонила Криничная - Легенды. Предания. Бывальщины"
Отзывы читателей о книге "Легенды. Предания. Бывальщины", комментарии и мнения людей о произведении.