» » » » Иоанн Кронштадтский - Дневник. Том V. 1863–1864. Все и во всем Бог. Возлюби ближнего твоего, как самого себя


Авторские права

Иоанн Кронштадтский - Дневник. Том V. 1863–1864. Все и во всем Бог. Возлюби ближнего твоего, как самого себя

Здесь можно скачать бесплатно "Иоанн Кронштадтский - Дневник. Том V. 1863–1864. Все и во всем Бог. Возлюби ближнего твоего, как самого себя" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Биографии и Мемуары, издательство Издательство «Отчий дом», год 2006. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Иоанн Кронштадтский - Дневник. Том V. 1863–1864. Все и во всем Бог. Возлюби ближнего твоего, как самого себя
Рейтинг:
Название:
Дневник. Том V. 1863–1864. Все и во всем Бог. Возлюби ближнего твоего, как самого себя
Издательство:
Издательство «Отчий дом»
Год:
2006
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Дневник. Том V. 1863–1864. Все и во всем Бог. Возлюби ближнего твоего, как самого себя"

Описание и краткое содержание "Дневник. Том V. 1863–1864. Все и во всем Бог. Возлюби ближнего твоего, как самого себя" читать бесплатно онлайн.



ИОАНН КРОНШТАДТСКИЙ. ДНЕВНИК, том V. 1863-1864. Все и во всем Бог. Возлюби ближнего твоего, как самого себя.






Что же касается собственно священнического служения отца Иоанна, то оно тоже оставалось прежним — Богослужения, требоисправлсиия, катехизаторство, проповедничество, духовничество, исполнение обязанностей депутата по Кронштадтскому благочинию… И все это было подчинено одной главной цели, которую он обозначил такими словами, обращенными столько же к прихожанам, сколько и к себе: «Внушать каждому христианину, что по душе своей он принадлежит к миру духовному, вечному, к ангельскому и к миру святых Божиих, ликующих на небесах, с которыми может сообщаться посредством молитвы, а по телу — к миру вещественному, временному, преходящему, чтоб он все силы души устремлял чаще к горнему миру — к своему истинному отечеству и презирал дольний — все, что льстит в нем плоти<…>. Но прежде всего, о иерей, исполняй это на деле сам, да иных можешь научить, да не скажут тебе: врачу, изцелися сам» (наст, том, с. 29;-! 294). В этом фрагменте обращают на себя внимание слова: «Внушать каждому христианину…», тесно связанные с другими, непосредственно обращенными it себе: «По возможности надо стараться знать всех своих прихожан. А для этого надо составить их списки…. Знаю Моя, и знают Мя Моя» (там же, с. 206). И здесь же: «Тебе, духовному отцу, надо навещать своих духовных чад (и другим внушать) и смотреть, как они живут, по–христиански ли, со страхом ли Божиим, помнят ли заповеди Господни и стараются ли исполнять их, особенно во взаимной ли любви живут, помнят ли обетования Христовы; прилежат ли ко храму Божию; читают ли Божие слово и слушают ли его в церкви; каждый ли год ходят на Исповедь и к Причастию; не коснеют ли в лености и нерадении, в пьянстве и других пороках, — и нерадивых вразумлять и устрашать страхом Суда Божия, а благочестивых поощрять обетованиями Христовыми». И опять, заботясь о прихожанах, обращается к себе: «С душевной готовностию, кротостию и любовию исполняй духовные просьбы своих прихожан, как бы ни было тебе недосужно или как бы ты ни устал, зная, что ты на то поставлен, на то живешь, чтобы быть усердным слугою всем членам Христовым, то есть прихожанам твоим. Не жалей себя, своего тела и энергии своей души на них, но жертвуй для них и своим спокойствием, и здоровьем, и всем и не ссылайся на побочную должность, если ее имеешь, что тебе некогда. Смотри, если себя будешь жалеть и неохотно или с негодованием внутренним будешь служить прихожанам, то и себя крайне будешь этим уязвлять, и Богу не угодишь, и прихожанам истинной пользы не принесешь. Доброхотна дателя любит Бог. Помни: пастырь добрый не жалеет себя для овец и душу свою, то есть жизнь свою, пологаеm за овцы» (наст, том, с. 248–249).

Тем же «пастырем добрым» был отец Иоанн и на своей «побочной должности» — преподавании Закона Божия к гимназии. В самом начале настоящего дневника он наметил «программу», а вернее, характер своего законоучительства: «Преподавание должно быть не обширное, но единичное (единство идеи) и возможно ясное и сильное, а не вялое» (там же, с. 12). И здесь же заметил: «Вперед совершать молитву умно и писать объяснение молитв для детей». В дневнике появляется такое «Объяснение гимназистам утренних и вечерних молитв», тропарей троичных и псалма «Помилуй мя, Боже…» (там же, с. 32 51).

На страницах дневника появляются записи–размышления, свидетельствующие об огромном таланте отца Иоанна — педагога и даже наставника педагогов. «Приносит ли пользу невольная, наружная молитва?» — вопрошает он. И отвечает: «Нет. Она противна Богу. То же разумей и о учении. Учение невольное, буквальное не приносит пользу. Как невольный молитвенник только слова перебирает, а силы их часто не понимает и не чувствует, и не просвещает, не согревает и не оживотворяет ими сердца своего, — так и невольный ученик. Надо приучать добровольно учиться, надо учить размышлять о том, что говорят» (там же, с. 214).

Текст дневника изобилует записями, возникающими по самым разным поводам, связанным с преподаванием. Иногда это экспромт–обращение к ученикам во время урока («Дети! Чье это здание, которое мы называем миром? — Божье. Чье здание человек? Божье потому Бог и называется Создатель, Благодарить мы должны Бога, что Он открыл нам Себя и как Он создал мир» (наст, том, с. 85).) Иногда благодарность Господу за удачно проведенные уроки: «Благодарю Тебя, Человеколюбие, Помоще моя, что Ты помог мне победоносно просидеть в беседе с учениками три класса (30 мая) в субботу, как и всегда…» (там же, с. 148–149). «Благодарю Тебя, Человеколюбца,<…>что Ты окружаешь меня радостями избавления. — Три класса Ты провел меня победоносно, и я выходил из них, как герой после победы, радуясь о силе и помощи Твоей, о всеспасительном, всемощном и всепобеждающем ИМЕНИ ТВОЕМ, ГОСПОДИ!» (там же, с. ЗЗЗ). «Благодарю Тебя, Человеколюбче, яко премного утешил еси мя успехом преподавания Закона Твоего в классе. Мирно, величественно держался я о имени Господни. — Февраля 17 дня 1864 года. Понедельник» (там же, с. 341). Иногда обращенные к самому себе призывы: «Баллы выставлять снисходительно» (там лее, с. 248); «Надо и то наблюдать касательно учеников, чтоб не явились мудры о себе и не стали унижать учителя; надо и оборвать их иногда» (там же, с. 423); или: «Старших учеников не стыдись называть детьми, как и должно; да и для того чтоб они помнили, кто они, — и не гордились» (там же, с. 425).

В дневнике немало внимания уделено некоему старцу по имени Евтихий, который, судя по записям, появился в Кронштадте, вероятно, незадолго до наступления 1864 г. или в самом начале его. Скорее всего, он был монах–скиталец, неизвестно откуда пришедший в город. Из дневниковых записей можно заключить, что отец Иоанн познакомился с ним вскоре по его появлении — причем познакомился довольно близко. Это видно уже из текста записи за 21 января, а речь в ней идет о Богослужении в соборе, состоявшемся 18 января. «Во время обедни, — пишет отец Иоанн, — я усумнился в словах блаженного старца Евтихия, что Ангелы служили с нами во время Литургии в предыдущее воскресенье, — и это сомнение сильно уязвило меня; сознав ложь этого сомнения, тщету его и испросив помилование у Бога в сомнении, я успокоился» (там же, с. 403–404).

Из последующих записей видно, что это было не просто знакомство, но что отец Иоанн многому учился у него: «Старец Евтихий своим примером учит меня щедрости и равнодушию к благам мирским…» (наст, том, с. 14); «У старца Евтихия я заимствую дух веры, надежды и любви» (там же, с. 28). И не только учился, но все глубже узнавал его и все больше ценил: «Старец Евтихпй, как Моисей, дышит весь любовию к Богу, к Пречистой Матери Господа Иисуса Христа и к людям. Его молитва к Богу пламенна, как молитва Моисея… Его вера соответственна любви его… Это раб Божий, верный делатель заповедей Христовых» (там же, с.329); «Старец истинен, как истина. Много раз Господь внутренне вразумлял меня» (там же, с. 137).

Далее интерес к старцу переходит почти в благоговейное к нему отношение: отец Иоанн пытается все больше узнать его, проникнуть в его внутренний мир, вероятно, все больше расспрашивая его: «Старец Евтпхий говорит, что он, как свечка, пред Богом всегда горит; много было у него скорбей в жизни и трудов, за благодушное перенесение которых Господь вселился в него. Просто, увлекательно говорит о Боге, о спасении нашем в Иисусе Христе и о вечном блаженстве» (там же, с. 316); «Старец Евтихий есть Божий человек, и Дух Святой со Отцом и Сыном в нем почивает…. — Это видно из его прозорливости, крепкой веры в Бога, в Пречистую Богородицу, в Ангелов и святых… из духа спасения, которым он проникнут и который хочет передать всем; из любви к людям, из его любви к матери нашей Церкви и но умерщвлении плоти его: он спит почти на голом полу. Из уст старца текут реки воды живой. — О, если бы мне, недостойному, Бог дал такой дух!» (там же, с. 395). «Евтихий — старец–странник, простой, неученый старец, но святой жизни старец, не имеющий ничего, кроме посоха своего, по в душе скрывающий и обносящий духовное богатство — обильную благодать Святого Духа; он — великий ревнитель по славе имени Божия; он зрит духовными очами состояние современного общества,… он зрит душевное состояние людей каждого в особенности, кто беседует с ним. — Он любит Господа Иисуса и Пречистую Богородицу, Молитвами его, Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мл, грешного, и вразуми, и утверди. — Аминь» (там же, е. 377). И эта же «неученость» старца не помешала ему давать острые оценки «ученым» священникам. Отец Иоанн записал: «О проповедях, произносимых о. Матфеем, старец Евтихий отозвался так, что он как сказки рассказывает их, то есть лицемерно, — и болезновал о нем» (наст, том, с. 258). Последние слова («и болезновал о нем») подтверждают глубину «характеристики», данной отцом Иоанном «святой жизни» старца, «в душе скрывающему и обносящему духовное богатство».


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Дневник. Том V. 1863–1864. Все и во всем Бог. Возлюби ближнего твоего, как самого себя"

Книги похожие на "Дневник. Том V. 1863–1864. Все и во всем Бог. Возлюби ближнего твоего, как самого себя" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Иоанн Кронштадтский

Иоанн Кронштадтский - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Иоанн Кронштадтский - Дневник. Том V. 1863–1864. Все и во всем Бог. Возлюби ближнего твоего, как самого себя"

Отзывы читателей о книге "Дневник. Том V. 1863–1864. Все и во всем Бог. Возлюби ближнего твоего, как самого себя", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.