Вячеслав Шпаковский - История рыцарского вооружения

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "История рыцарского вооружения"
Описание и краткое содержание "История рыцарского вооружения" читать бесплатно онлайн.
Книга Вячеслава Шпаковского рассказывает, как на протяжении почти тысячи лет эволюционировало рыцарское оружие от прямых клинков гуннского типа до легендарных гигантских двуручных мечей и как вместо кольчуг в конце концов появились знаменитые «белые доспехи» из полированной стали. Автор не ограничивается Европой, а по мере необходимости совершает экскурсы на Восток и в отдельных главах сообщает немало интересного о тяжеловооруженных всадниках Арабского халифата, Персии, Турции, Японии и Китая.
Впрочем, фальшион, скорее, исключение. Тенденция была иная: мечи постепенно потеряли рубящие свойства. Клинок сужался, и наконец радикальное сужение возле острия придало ему вид колющего оружия. Одновременно мало-помалу — процесс начался в конце XIII века — удлинялась прежде короткая рукоять меча, и в результате появились так называемые «мечи-бастарды», или «мечи в полторы руки», но ими можно было действовать и двумя руками{205}.
Различия в способах изготовления мечей подтверждает металлографический анализ археологических находок. Были мечи «штучного» изготовления и массовый «ширпотреб». Так, у одних мечей стальные лезвия приварены к основе из простого железа, тогда как у других основа клинка состоит уже из трех полос — двух железных и одной стальной, при двух стальных лезвиях. У третьих и лезвия и основа стальные, но разного качества. У четвертых — стальная основа сделана в виде сэндвича, из нескольких металлических пластин. У пятых — это обычно мечи из Индии — весь клинок сделан излитого булата.
А вот для того, чтобы исследовать головки на рукоятках мечей, приборов не нужно. Сравнительный анализ показал, что вплоть до середины XIII века чаще всего встречаются головки, формой напоминающие орех паранус; пик популярности таких головок пришелся на XI — XII века. В XIII веке появилась круглая головка, которая позднее заняла доминирующее положение и оставалась наиболее предпочитаемой вплоть до первой половины XV века. Исходным элементом для нее был плоский диск, дополнявшийся накладками из цветного металла, символическим изображением и надписью религиозного характера. В XIV веке оружейники сумели найти еще более выразительную форму круглой головки, прежде всего за счет выемки по ее периметру, а позднее — превратив плоский диск в двойной конус. Еще позже появились эллиптические головки и, наконец (уже на исходе XIV века), — восьмиугольные. Кроме того, в XIII — XIV веках встречались головки совершенно неожиданные по своим очертаниям, вроде усеченной двойной пирамиды, закрепленной на конце рукоятки вертикально, а также головки экзотических форм{206}, из чего видно, что фантазию оружейников ничто не ограничивало{207}. Кто-то из клиентов поспешал за последними веяниями моды, а кто-то желал владеть мечом под «благородную старину»…
Кинжал «милосердие» и «мечи в полторы руки»
Обычно образ рыцаря, вооруженного мечом, дополняется в нашем сознании еще и кинжалом, с помощью которого он, если судить по художественным произведениям, мог как прикончить поверженного противника, так и продемонстрировать свое великодушие, приставив кинжал к груди врага, а затем даровав ему жизнь; отсюда, как утверждают, и происходит название кинжала — «мизерикордия», что в переводе с латыни означает «милосердие». Это слово применительно к кинжалам использовалось уже в 1221 году{208}; впрочем, не известно, было ли это просто название, или так определялся какой-нибудь характерный тип. Как свидетельствует Э. Окшотт, важное значение кинжал приобрел лишь в XIV—XV веках, а до этого он совершенно не соответствовал той роли, которую ему ныне приписывают{209}.
При этом Э. Окшотт ссылается на эффигии, самые ранние из которых кинжалов не имеют, тогда как у более поздних, примерно с 1350 года, они есть у каждой. На многих статуях людей гражданских тоже можно увидеть кинжал, причем чаще всего это базилард с характерной Н-образной рукоятью. В Италии XIV века он сделался настолько популярен, что вряд ли найдется какая-нибудь картина, написанная между 1300 и 1420 годом, где бы базилард отсутствовал.
Ален Борг называет четыре наиболее распространенных в Англии типа кинжала: баллок, с двумя выпуклостями у основания рукоятки; рондель — ранние экземпляры которого датируются 1350 годом, с рукояткой, ограниченной двумя плоскими дисками, металлическими или деревянными; базилард; квиллон — по сути дела, небольшой меч, нередко парный большому мечу{210}.
Относительно базиларда Д. Николь уточняет, что первые его образцы были известны в Палестине и Италии в начале XIV века, и добавляет, что еще одним видом мизеркордии был сточчи, который появился в Южной Италии в середине XIII века и представлял собой нечто вроде большого кинжала или укороченного меча{211}.
Интересно, что точно так же, как и в японском холодном оружии, в ножнах средневековых европейских кинжалов с задней стороны часто хранились еще и дополнительные принадлежности. Например, у того же баллока это были небольшой ножичек и, по-видимому, шило{212}.
В XIV веке и меч, и кинжал рыцари все чаще начинают носить на поясах, спущенных на бедра; причем в отличие от рыцарских поясов, бывших в моде до этого, новые пояса богато декорируют эмальерными украшениями и драгоценными камнями.
Дж. Клементе, исследователь фехтовального искусства Средних веков, отмечает, что появление многослойных комбинированных доспехов привело к появлению «меча в полторы руки»; длина клинка у такого меча колебалась от 101 до 121 сантиметра, а вес составлял от 1,2 до 1,5 килограмма; причем существовали клинки как более удобные для рубяще-колющего удара, так и сугубо колющие, узкой ромбической формы. Подобные мечи использовались всадниками вплоть до 1500 года; наибольшую популярность они приобрели в Италии и особенно в Германии, где считались исключительно принадлежностью рыцаря-всадника{213}.
А. В. Норман и Д. Поттингер добавляют, что для обеспечения лучшей хватки при уколе на клинках таких мечей возле рукояти появилась незатачиваемая часть — рикассо, а рукоять для того, чтобы предохранить руку от соскальзывания, стали обматывать плетением, а в середине ее появилось утолщение{214}.
Мечи против «белых доспехов»
В 1300—1500 годах у западноевропейских мечей не только изменились клинки, но продолжали меняться рукояти и навершия. Рукояти в период между 1410 и 1440 годом приобрели характерную бутылочную форму, а навершия, сохранив традиционный вид двояковыпуклого диска, приобрели и новые, ранее не встречавшиеся формы — «пробка от графина», «рыбий хвост», «груша» и т.д.{215}
Перекрестия сделались тоньше и в отдельных случаях значительно длиннее, а главное — приобрели характерный изгиб в сторону клинка, хотя и традиционное прямое перекрестие по-прежнему было в ходу. На некоторых мечах в первой половине XV века со стороны клинка на перекрестии появилось кольцо, в которое при хвате за рукоять просовывали указательный палец. Позднее к одному кольцу стали прибавлять и второе.
Мечи XVI века, по мнению Э. Окшотта, можно разделить на три основных типа. Первый — колющие и рубящие мечи, а также их гибриды, с простой и сложной рукоятью для одной руки, носившиеся непосредственно на поясе. Второй — «мечи в полторы руки», известные еще и как седельные, поскольку их возили у седла, и, наконец, третий — это легендарные двуручные мечи.
Д. Клементе особо оговаривает, что, хотя за рукоятки многих мечей и можно было ухватиться двумя руками, двуручными они в полном смысле ни в коем случае не являлись, поскольку с любым из них рыцарь вполне управлялся и одной рукой. Столь же любимые романистами настоящие «двуручные мечи», то есть мечи, которые могли удерживаться только двумя руками и которые из-за их величины носили положив на плечо, появились прежде всего как оружие швейцарских конфедератов и ландскнехтов на рубеже XV—XVI веков, а своего расцвета достигли в XVI веке. Эти мечи применялись исключительно пехотинцами и никогда не входили в рыцарский арсенал. Наиболее ранние их образцы имели прямой плоский либо ромбический в сечении клинок, который позднее стали снабжать с двух сторон крюками, расположенными за перекрестием, — эти крюки должны были задерживать и зацеплять клинки противника. В XVI веке появляются двуручные мечи с волнистым и даже пилообразным лезвием, их длина достигала человеческого роста при весе от 1,4 до 2 килограммов.
Что же касается среднего веса меча, то в X — XV веках он составлял 1,3 килограмма, а в XVI веке его удалось немного уменьшить — до 900 граммов. Мечи-бастарды «в полторы руки» весили порядка 1,5—1,8 килограмма, а вес двуручников достигал 3 килограммов{216}.
Меч превращается в шпагу
Постепенно, к концу XVI века, как указывает Джон Клементе, мечи стали длиннее, приобрели рикассо возле клинка, прикрытое специальными дугами для защиты пальцев, и трансформировались в рапиру, шпагу и рубящие палаши тяжелой конницы. В Европе возобладало колющее оружие, а в Англии поначалу предпочитали рубящее{217}. Но уже в середине XVII века, в период Английской революции, в Британии распространились шпаги трех типов: кавалерийская — с развитой защитной «корзиной» для руки и прочным, рубящим лезвием; пехотная — с более легким клинком, с одной дужкой для защиты руки и небольшой плоской гардой; офицерская, отличавшаяся легкостью и изяществом. Еще легче были возникшие под влиянием французской фехтовальной школы гражданские шпаги с длиной клинка в 32 дюйма (чуть более 81 сантиметра){218}.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "История рыцарского вооружения"
Книги похожие на "История рыцарского вооружения" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Вячеслав Шпаковский - История рыцарского вооружения"
Отзывы читателей о книге "История рыцарского вооружения", комментарии и мнения людей о произведении.