» » » » Вячеслав Шпаковский - История рыцарского вооружения


Авторские права

Вячеслав Шпаковский - История рыцарского вооружения

Здесь можно скачать бесплатно "Вячеслав Шпаковский - История рыцарского вооружения" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство Ломоносовъ, год 2013. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Вячеслав Шпаковский - История рыцарского вооружения
Рейтинг:
Название:
История рыцарского вооружения
Издательство:
Ломоносовъ
Жанр:
Год:
2013
ISBN:
978-5-91678-164-9
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "История рыцарского вооружения"

Описание и краткое содержание "История рыцарского вооружения" читать бесплатно онлайн.



Книга Вячеслава Шпаковского рассказывает, как на протяжении почти тысячи лет эволюционировало рыцарское оружие от прямых клинков гуннского типа до легендарных гигантских двуручных мечей и как вместо кольчуг в конце концов появились знаменитые «белые доспехи» из полированной стали. Автор не ограничивается Европой, а по мере необходимости совершает экскурсы на Восток и в отдельных главах сообщает немало интересного о тяжеловооруженных всадниках Арабского халифата, Персии, Турции, Японии и Китая.






В Италии носить такой плащ вместе с доспехами превратилось в моду, причем настолько характерную, что на картине «Св. Георгий» Антонио Пизанелло, написанной им в 1450 году, святой не только изображен в итальянских доспехах с массивными наплечниками, но и одет именно в такой плащ, получивший в Италии название «джорния»{187}. На святом плащ надет таким образом, что закрывает доспехи до колен и спереди и сзади, причем наплечники закреплены поверх широких рукавов длиной до локтя. В битве при Нанси в 1476 году в таком плаще, надетом поверх дорогих миланских доспехов, щеголял герцог Бургундский Карл Смелый; в нем он, как известно, и погиб. Плащ герцога оказался в числе трофеев, добытых швейцарскими конфедератами, и сегодня его можно увидеть в Историческом музее города Берна. Он сшит из красного атласа, имеет буфы на рукавах у плеч (видимо, для большей свободы движения) и узкие прямые запястья. По мнению Д. Эджа и Д. Паддока, ничто не указывает, что этот плащ специально предназначался для ношения вместе с доспехами; впрочем, несомненно, что он является образчиком военной моды своего времени{188}.


Первые образцы униформы

В XV веке в моду вошли стандартизированные по покрою и цветам костюмы, в определенной степени предшествующие более поздней армейской униформе. Например, во Франции в годы Столетней войны лучники, входившие в охрану короля, в 1449 году получили форменную одежду сине-бело-красного или зелено-бело-красного цветов. В том же году Карл VII въехал в Руан в сопровождении 600 воинов личной охраны, у каждого из которых на копье был атласный вымпел красного цвета с изображением золотого солнца{189}. Что касается англичан, то у них и в XV и в XVI веках было в традиции носить на костюме красный крест св. Георга. Употреблялись и другие эмблемы, обычно нашивавшиеся спереди. При этом наряду с государственной эмблемой здесь же могли располагаться и местные — например, городские. Солдаты, посланные в 1513 году из города Кентербери для корабельной службы, носили поверх доспехов одежду с изображением корнуэлльской клуши на груди и на спине; в 1522 году воины из Шрусбери имели эмблему в виде головы леопарда, а всадники из Ковентри в 1542 году, отправленные на шотландскую границу, — вышитого на куртках слона{190}. Разумеется, рыцари одинаковую одежду не носили из принципа. Но вот для латников, пусть и одетых в рыцарские доспехи, но рыцарями не являвшихся, одеяния, содержащие элементы униформы, были в XVI веке уже в порядке вещей.

Подобно саладу, обретшему большую популярность среди как самых знатных рыцарей, так и бедных пехотинцев, самое широкое применение нашел и еще один шлем, появившийся в Италии еще в конце XIV века, — барбют. По своей конструкции он был весьма похож на так называемый «коринфский шлем» эпохи классической Греции и обычно имел Т-образную лицевую прорезь, облегчавшую дыхание и обзор{191}. Подобные шлемы в разных вариациях оказались очень удобными для пехотинцев и стрелков, однако использовались также и рыцарями. В частности, именно шлемом типа барбют укомплектованы итальянские доспехи 1450 года из Галереи искусств в Глазго. Широкое распространение подобные шлемы получили в Венеции, где их чаще всего использовали арбалетчики и тяжеловооруженная пехота{192}.

В течение всего XV века итальянские оружейники произвели немало доспехов, которые, будучи итальянскими в своей основе, нередко отличались от них в деталях, которые заимствовались у германских мастеров. Влияние и торговые связи Германии и Италии, сходившиеся во Фландрии, породили там собственное производство с центрами в Антверпене, Брюгге и Брюсселе. Значительное распространение получили доспехи смешанных форм — например, подобные тому, что сегодня мы видим на картине голландского художника Фридриха Херлина «Святой Георгий и дракон» (1460 год), где всадник представлен в типично итальянских латах и шлеме салад германо-итальянского образца{193}.

Большой спрос среди английского рыцарства на итальянские доспехи вызвала Война Алой и Белой розы, начавшаяся практически сразу же после окончания Столетней войны. Английские оружейники — по происхождению в основном итальянцы — внесли в них достаточно много элементов от германских доспехов. Например, «сердцевидные» боковые отводы наколенников у этих доспехов были значительно меньше по размеру, чем на доспехах, вывезенных непосредственно из Италии{194}.

В XV веке существовали и другие национальные центры, в которых работали итальянские мастера. Во Франции это были прежде всего Тур, Лион и Бордо, а в Испании — Бургос и Севилья, где многие оружейники также работали в традициях арабской школы, поскольку принадлежали к морискам — христианизированным маврам. Проявлялось это в особой пластинчатой броне на заклепках по типу бригандины. Испанскими мастерами был создан и своеобразный тип шлема, получивший название «кабассет», распространившийся впоследствии в других странах Европы.

Разнообразию видов и форм защитного вооружения полицентризм производства, как ни странно, не способствовал, что было связано в первую очередь с модой на те или иные доспехи, которой следовали даже мастера с именем. Достижения одних мастеров довольно быстро становились предметом подражания других; причем многие ставили на свои изделия клейма более известных оружейников. Во всем наблюдалась только одна, зато достаточно четко прослеживающаяся тенденция, которая сводилась к усилению защитных свойств любых видов доспехов при одновременном уменьшении их веса или облегчении их использования. Так, например, шлемы типа салад, изначально очень простые по устройству, со второй половины XV века получили поднимавшееся кверху забрало. Но так как такие шлемы нужно было носить с «подбородником» для защиты нижней части лица, то в конце XV века появился салад с забралом в виде «гармошки», которая закрывала лицо целиком. Степень защиты при этом значительно возросла, поскольку от подбородника отказываться не стали.

Значительные изменения коснулись защиты для рук. Кольчужные рукавицы и перчатки начали делать из металлических пластинок с гибкими сочленениями, что значительно усилило защищенность пальцев и запястий. При этом существовало несколько характерных видов защиты: перчатки с отдельным прикрытием для каждого пальца, сплошным прикрытием на всю кисть, а также перчатки смешанного типа. Наиболее просты и дешевы в изготовлении были латные перчатки, но это не значит, что они применялись только в доспехах «серийной выделки». Например, именно такими латными рукавицами были оснащены доспехи испанского короля Фердинанда Арагонского, которые датируются концом XV века и в настоящее время хранятся в Вене.

В последние годы XV века рыцарское вооружение сделалось предметом особой заботы государей Европы; в частности, император Максимилиан I (1493—1519 годы) лично контролировал создание рыцарских доспехов, которые и получили в итоге название «максимилиановских». Почти без изменений они применялись вплоть до самого конца следующего, XVI века, когда быстрое развитие стрелкового оружия вынудило конструкторов защитного снаряжения искать новые решения. Отличительной особенностью «максимилиановских» доспехов были покрывавшие всю их поверхность желобки, которые облегчали вес брони и одновременно придавали ей исключительную прочность. Доспехи этого типа считаются одними из наиболее совершенных, но доступны они были далеко не всем, поскольку стоили очень дорого.

С другой стороны, только такая броня и могла защитить всадника и его коня, поскольку убойность стрелкового и метательного оружия возрастала с каждым десятилетием. Повышалась сила, точность, интенсивность стрельбы. Так, например, лишь в битве при Монтлери в 1465 году было израсходовано 38400 стрел за один день! При осаде Вилли, продолжавшейся меньше месяца, нападавшая сторона выпустила 10200 стрел и 1500 арбалетных болтов, а при осаде Динанта, закончившейся всего за одну неделю, бургундская армия израсходовала 27 840 стрел и 1780 болтов{195}, что свидетельствует об их весьма широком применении и, разумеется, массовом производстве.

Но если количественные данные более поздних веков сегодня хорошо известны, то вопрос о времени ввода в общее пользование арбалетов со стальным луком по-прежнему остается спорным; согласно наиболее смелым предположениям, такие арбалеты могли применяться в боях уже в 1370 году. Правда, хотя лук из стали и сделал арбалет более компактным и позволил уменьшить длину натяжения тетивы до десяти — пятнадцати сантиметров, заряжался он по-прежнему очень медленно и при этом все более усложнялся конструктивно. Для натяжения арбалета требовался целый ряд механических приспособлений — стремя, «козья нога» и, наконец, ручная лебедка с натяжным крюком и двойной заводной рукояткой.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "История рыцарского вооружения"

Книги похожие на "История рыцарского вооружения" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Вячеслав Шпаковский

Вячеслав Шпаковский - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Вячеслав Шпаковский - История рыцарского вооружения"

Отзывы читателей о книге "История рыцарского вооружения", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.