» » » » Вячеслав Шпаковский - История рыцарского вооружения


Авторские права

Вячеслав Шпаковский - История рыцарского вооружения

Здесь можно скачать бесплатно "Вячеслав Шпаковский - История рыцарского вооружения" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство Ломоносовъ, год 2013. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Вячеслав Шпаковский - История рыцарского вооружения
Рейтинг:
Название:
История рыцарского вооружения
Издательство:
Ломоносовъ
Жанр:
Год:
2013
ISBN:
978-5-91678-164-9
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "История рыцарского вооружения"

Описание и краткое содержание "История рыцарского вооружения" читать бесплатно онлайн.



Книга Вячеслава Шпаковского рассказывает, как на протяжении почти тысячи лет эволюционировало рыцарское оружие от прямых клинков гуннского типа до легендарных гигантских двуручных мечей и как вместо кольчуг в конце концов появились знаменитые «белые доспехи» из полированной стали. Автор не ограничивается Европой, а по мере необходимости совершает экскурсы на Восток и в отдельных главах сообщает немало интересного о тяжеловооруженных всадниках Арабского халифата, Персии, Турции, Японии и Китая.






В восточных наставлениях по технике ведения боя мечом были свои особенности. Так, например, арабским всадникам рекомендовалось в первую очередь ударить мечом по мечу противника так, чтобы отрубить ему указательный палец, который находился на перекрестии. А затем уж, когда враг ронял меч, нужно было одним ударом лишить его головы.

Среди приемов владения мечом у арабов на первом месте была именно рубка, а не укол! Арабский писатель и полководец XII века, участник сражений с крестоносцами Усама ибн Мункыз, пишет в автобиографической хронике «Книга назиданий»: «Я схватился с ассасином… Он держал кинжал у предплечья, и я ударил его так, что перерубил ему и клинок и предплечье, отчего на лезвии моего меча оказалась небольшая зарубка. Кузнец в моем городе сказал, что он может ее удалить, но я сказал, чтобы он оставил все как есть, так как это самое наилучшее клеймо для моего меча. И отметка эта сохранилась по сей день»{164}.

Д. Николь отмечает, что арабские, персидские, турецкие и индийские кузнецы производили высококачественные мечи, причем более легкие, нежели европейские. Так, например, тонкий клинок меча галайя имел около 5 сантиметров в ширину и от 90 до 115 сантиметров в длину, а более широкий салмани — соответственно 7—8 и 90 сантиметров[6]. Дошедшая до нас сабля IX — XI веков из Нишапура имеет ширину 3,5 сантиметра и длину клинка — 71,5 сантиметра. По мнению Д. Николя, более поздние восточные клинки имели похожие параметры, — правда, кривизна их со временем стала увеличиваться{165}.

Весьма популярны были на Востоке топоры и булавы. Длина рукояти топора (для боя в пеших порядках) иной раз могла достигать 150 сантиметров. Длина булавы обычно не превышала 100 сантиметров, но встречались, если верить источникам, и «двуручные» образцы значительно больших размеров. Впрочем, в отношении величины этого страшного оружия могли быть и чисто поэтические преувеличения — вот какое описание мусульманского рыцаря середины XIII века из турецкой эпической поэмы приводит Д. Николь:

В нем роста больше ста аршин —
Столь он высок главой,
Он был сильнее всех мужчин
Своею булавой.
Сто шестьдесят батманов груз —
Был тяжек он, как грех,
Она дарила славы вкус —
Страшилище для всех.
И было три шипа на ней,
Батманов сорок каждый…
И он ковал победу с ней —
Дитя борьбы отважной…{166}

Р. Робинсон, опираясь на «Книгу назиданий» Усамы ибн Мункыза, дает описание знатного воина-египтянина эпохи правления Саладина. Обмундирование его включало в себя шлем, пластинчатую рубаху, гамаши, сапоги и шпоры. Вооружен он был саблей, копьем, кинжалом, дротиком и щитом. Р. Робинсон указывает, что кольчуга или пластины могли вставляться между двумя слоями ткани, причем снаружи была, естественно, более богатая ткань.

Кольчужно-пластинчатые доспехи египетских мамлюков легко отличить от других восточных аналогов по плоским кольцам, которые украшались узором из концентрических окружностей или надписями{167}.

В начале XV века мамлюки использовали бригандины, аналогичные западноевропейским. Если судить по описаниям того времени, это вполне могли быть чешуйчатые доспехи, покрытые сверху разноцветной парчой{168}.

В течение XV века на Ближнем Востоке начинают доминировать высокие шлемы со шпилем, подвижным наносником, нащечниками и пластинчатым прикрытием шеи. Подобная конструкция была характерной и для турецких «тюрбанных» шлемов, в которых лицо часто прикрывалось кольчужной сеткой, в том числе и с отверстиями для глаз. Цельнометаллические забрала, аналогичные европейским, на Востоке почти не применялись.

Р. Робинсон пишет, что, хотя турки попеременно состояли то в индийской, то в персидской, то в египетской армии и их вооружение обычно соответствовало особенностям той страны, которой они служили, в целом в нем прослеживается персидская традиция{169}. В то же время очевидно, что Восток был достаточно восприимчив к влияниям. Если судить по «Шахнаме», уже вооружение воинов-пехлеванов — богатырей домусульманской эпохи — имело самое различное происхождение. Там встречаются «шлем румийский», то есть «из Рума» — Рима, индийские и арабские мечи. Между странами Востока шла интенсивная торговля оружием, что приводило к сходству вооружения и доспехов воинов различных восточных государств{170}.

Многие виды доспехов, по мнению Р. Робинсона, имели здесь очень древние корни. В частности, доспехи из ткани и кожи, покрытые роговыми или металлическим чешуйками, применялись в Индии еще до вторжения на ее территорию тюрков, монголов и арабов, а пластинчатые доспехи использовались в северо-западных ее областях еще до того, как они появились в армиях Древней Греции и Рима{171}. Конские доспехи появились в Китае, Иране, арабских странах и Византии в эпоху, когда европейцы о них еще даже не помышляли.

Оформление института рыцарства в Азии находило свое отражение в геральдике. В Сасанидской державе с получением наследственного лена феодалы обретали право на ношение герба. Часто на гербе изображалось какое-нибудь животное, с которым его носитель ассоциировался. Некоторые даже получали соответствующие имена: Вахраншах (князь-вепрь), Ширваншах (князь-лев), Риланшах (князь-слон), Аланшах (князь-ворон){172}.

Арабский историк Кебех Фаррух в этой связи отмечает, что гербы персидской знати существовали задолго до гербов европейских. Среди перечисленных им геральдических изображений — животные (олень, лев, кабан, конь, слон, птица семург), предметы (трезубец) и даже люди. Как и многие другие исследователи, Фаррух ссылается на «Шахнаме», где описания знамен иранской конницы мало чем не отличаются от знамен рыцарей Западной Европы! Здесь каждый знатный воин имеет собственное знамя, украшенное символическим изображением:

Ответствовал Тухар: «О господин,
Ты видишь предводителя дружин,
Стремительного Туса-полководца,
Который насмерть в грозных битвах бьется.
Чуть дальше — стяг другой горит огнем,
И солнце нарисовано на нем.
За ним Густахм, и витязи видны,
И стяг с изображением Луны.
Воинственный он возглавляет полк,
На длинном стяге нарисован волк.
Рабыня как жемчужина светла,
Чьи шелковые косы как смола,
На стяге нарисована красиво.
То — ратный стяг Бижана, сына Гиза.
Смотри, на стяге — барса голова,
Что заставляет трепетать и льва.
То стяг Шидуша, воина-вельможи,
Что шествует, на горный кряж похожий.
Вот Гураза, в руке его — аркан,
На знамени изображен кабан.
Вот скачут люди, полные отваги,
С изображеньем буйвола на стяге.
Из копьеносцев состоит отряд.
Их предводитель — доблестный Фархад.
А вот — Гударз, Кишвада сын седой,
На стяге — лев сверкает золотой.
А вот на стяге — тигр, что смотрит дико,
Ривкиз-воитель — знамени владыка.
Настух, Гударза сын, вступает в брань
Со знаменем, где вычерчена лань.
Бахрам, Гударза сын, воюет яро,
Изображает стяг его архара».

Перевод С. Липкина

Практически аналогичное описание встречается и в сочинении французского поэта Бенуа де Сент-Мора «Роман о Трое» (между 1155 и 1160 годом):

Доспехи новые все кожей хорошо подбиты,
Кольчуги, шлемы, седла и щиты
Эмблемами и тканями обшиты.
Цветам их ярким радуется лорд
И каждый рыцарь в них друг друга узнает{173}.

Тождество многих элементов рыцарского снаряжения на Востоке и Западе очевидно.

Однако нужно подчеркнуть, что, согласно западным представлениям, рыцарь — это человек, который сходится с противником лицом к лицу и, следовательно, воюет только тем оружием, которое способно поразить вблизи, — копьем, мечом, топором или булавой; все прочее оружие используется в исключительных случаях. На Востоке «воины элиты» не видели ничего зазорного в том, чтобы иметь в своем арсенале лук и стрелы и пользоваться ими в ущерб неприятелю на расстоянии, что для европейца было несовместимо с понятием рыцарской чести! Европейский рыцарь стрелял из лука и тем более из арбалета только на охоте; использовать стрелковое оружие в бою с равным по положению противником значило для него навсегда покрыть себя позором в глазах окружающих.

При сходстве в оружии седла, в которых сидели рыцари Запада и Востока, различались очень сильно. В Европе распространилось и постоянно совершенствовалось высокое «кресельное» седло, защищавшее пах и ягодицы всадника; сидевший в нем наездник практически стоял в стременах{174}. На Востоке же даже седла тяжеловооруженных воинов изготавливались таким образом, чтобы обеспечить им возможность свободно поворачиваться во все стороны и без помех стрелять из лука. Поэтому задняя лука восточного седла обычно всегда была пологой{175}.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "История рыцарского вооружения"

Книги похожие на "История рыцарского вооружения" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Вячеслав Шпаковский

Вячеслав Шпаковский - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Вячеслав Шпаковский - История рыцарского вооружения"

Отзывы читателей о книге "История рыцарского вооружения", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.